Ошибка — не вина, а симптом: гид по дисграфии для родителей

Представьте, что каждый раз, когда вы берёте ручку, ваша рука не слушается. Буквы кривые, линии дрожат, а правила, которые учили вчера, сегодня полностью забыты. Вы стараетесь снова, но слышите: «Соберись! Хватит лениться!» Так чувствует себя ребёнок с дисграфией. Как понять, что у вашего сына или дочери есть проблемы с письмом, и куда обращаться, чтобы избавить их от ежедневного дискомфорта на уроках, спрашиваем у эксперта Елены Ушаковой.

Ошибка — не вина, а симптом: гид по дисграфии для родителей
© Phynart Studio/iStock.com

Что такое дисграфия

Дисграфия — это не лень и невнимательность, а стойкое нейробиологическое нарушение, при котором ребёнок постоянно делает специфические ошибки на письме, несмотря на видимое знание правил. В отличие от случайных оплошностей, эти ошибки носят системный, стойкий характер и без помощи педагога сами не исчезают.

Тревожные признаки: на что обратить внимание родителям

Заподозрить дисграфию можно, если вы наблюдаете у ребёнка 9–10 лет следующие трудности:

  1. «Зеркалит» и путает буквы: пишет буквы в другую сторону («з» и «э») или заменяет графически схожие буквы («ш»-«щ», «м»-«л», «п»-«т», «и»-«у»).
  2. Не слышит звуки в слове: пропускает или переставляет буквы и слоги («он» вместо «но», «телевзор» вместо «телевизор»). Добавляет лишние буквы или, наоборот, не дописывает окончания слов.
  3. Нарушает границы слов: пишет слова слитно с предлогами или приставками («вчате», «на ступил»).
  4. Игнорирует мягкость/твёрдость, звонкость/глухость: пишет «лублу» вместо «люблю», «сата» вместо «сада».
  5. Не согласовывает слова в предложении («красивая платье», «пять деревов»).
  6. Имеет неразборчивый почерк: буквы «пляшут», разного размера, выходят за линии, пишет с большим напряжением.

Единичные ошибки — вариант нормы. Но если эти признаки повторяются изо дня в день и в большом количестве, это веский повод обратиться к логопеду.

«Учителя начальных классов и родители, как правило, первыми видят трудности чтения, ошибки на письме, формируют представление о характере этих сложностей и их влиянии на весь процесс обучения. Такое наблюдение — повод обратиться за консультацией к специалистам, а не самим определять и квалифицировать нарушение и пытаться интуитивно выбрать приёмы и методы помощи».

Елена Ушакова
Елена Ушаковадиректор Института психологии и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, кандидат психологических наук, доцент, эксперт в области инклюзивного образования, эксперт Ассоциации родителей детей с дислексией

5 главных видов дисграфии: ошибки бывают разными

Коллектив авторов из Франции и Швейцарии под руководством Томаса Гарго в 2020 году провёл исследование, которое помогло лучше понять, почему некоторым детям так трудно научиться писать.

Учёные обнаружили, что у детей с нарушением почерка рука двигается иначе: другие скорость, нажим и наклон пера.

Компьютерный анализ выявил три типа дисграфии: лёгкую (которую в школе часто не замечают) и два типа тяжёлых — один связан с нарушением движений и нажима, другой — с неправильным наклоном.

Дисграфию также разделяют на следующие категории (часто встречаются в смешанной форме):

1. Акустическая

  • Не различает на слух близкие по звучанию звуки (фонемы): «б»-«п», «д»-«т», «з»-«с», «ж»-«ш». На письме путает звонкие/глухие и шипящие/свистящие согласные («книшка» вместо «книжка»).

2. Артикуляторно-акустическая

Искажает звуки в устной речи, а затем так же по слуху пишет их.

3. Аграмматическая

Не усваивает правила изменения слов по падежам, числам, родам. Ошибки в окончаниях («красная пальто»), в построении предложений, неверное использование предлогов.

4. Оптическая

  • Не улавливает зрительные различия между буквами, похожими по начертанию («и»-«ш», «п»-«т», «л»-«м», «в»-«д»).
  • «Зеркалит» буквы при письме.
  • Добавляет к буквам лишние элементы (палочки, кружки) или, наоборот, не дописывает.

5. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Самый распространённый вид. Ребёнку трудно разделить речь на слова, слова — на слоги и звуки.

Почему возникает дисграфия

Трудности с правильным написанием слов и предложений у детей имеют сложную природу. Причины могут быть самого разного характера:

  • Биологические. Нарушения при беременности и родах, наследственность, неврологические проблемы, приводящие к несформированности высших психических функций.
  • Психолого-педагогические. Недоразвитие фонематического слуха, зрительно-пространственного восприятия, мелкой моторики, проблемы с памятью и вниманием.
  • Социальные. Дефицит речевого общения в семье, педагогическая запущенность, билингвизм, слишком раннее обучение грамоте при психологической незрелости ребёнка.

Как «болезнь почерка» влияет на остальные сферы жизни ребёнка

Специалист считает, что проблемы письменной речи приводят к трудностям овладения образовательной программой. То есть страдают все предметы в школе, а не только русский язык и чтение, как принято считать.

Елена Ушакова: «Письмо и чтение имеют общие психофизиологические основы. Специалисты объединяют данные нарушения под названием "нарушения письменной речи". Также можно встретить триаду нарушений — дисграфия, дислексия, дискалькулия».

Кто сможет помочь?

Традиционные способы вроде «больше писать и читать» и занятия с репетитором по русскому часто не помогают, а иногда даже вредят ребёнку с дисграфией. Такому ученику необходимы не традиционные, а специальные методы обучения.

По словам Елены Ушаковой, обращаться за логопедической помощью нужно в раннем и дошкольном детстве, чтобы своевременно скорректировать нарушения устной речи и сформировать предпосылки письменной.

Елена Ушакова: «Нарушения письменной речи находятся в фокусе внимания учителя-логопеда. Но при этом не стоит тревожиться, если логопед рекомендует консультацию невролога, психолога или дефектолога. Комплексный и междисциплинарный подход в диагностике и коррекции — возможность получить ответы на множество вопросов о детском развитии и его особенностях, а также залог успеха».

Играем и развиваемся: упражнения для коррекции дисграфии

Коррекция может и должна быть интересной. Регулярные короткие игровые занятия эффективнее скучных долгих уроков. Елена Ушакова советует тренировать новые навыки с помощью таких упражнений:

  • «Поймай звук»: хлопни в ладоши, когда услышишь звук «с» в слове (например, «сок», «нос», «маска»).
  • «Похлопаем, потопаем»: хлопни в ладоши, когда услышишь звук «с», и топни, когда услышишь звук «ш» («шар», «сон», «полоса», «фарш»).
  • «Испорченный телефон»: шёпотом говорите слово на ушко, а ребёнок должен его правильно повторить и записать.
  • Лепим и рисуем буквы: лепим буквы из пластилина, выкладываем из пуговиц, рисуем на песке и в воздухе.
  • Найди и зачеркни: зачеркни в тексте все буквы «а», обведи все буквы «о».
  • «Робот» — даём ребёнку чёткие команды (шаг вправо, два шага вперёд), чтобы развивать ориентацию в пространстве.
  • Рисуем по точкам.
  • Графический диктант — на листе в клеточку, следуя инструкциям взрослого, ребёнок выполняет рисунок по клеточкам.
  • Придумай слово на последнюю букву (кот — тыква — акварель — лев — воздух — халва — абрикос).

Психологическая поддержка: как не снизить самооценку ребёнка

Как родителям выстроить общение с ребёнком, чьи главные враги — ручка и карандаш, чтобы не отбить желание учиться? Базовые рекомендации Елены Ушаковой:

  • Сфокусируйтесь на маленьких достижениях и успехах ребёнка, его усилиях, а не на ошибках и оценках неуспешности. Исправляйте ошибки тактично.
  • Не обвиняйте, не ругайте его за лень и невнимательность.
  • Поддерживайте, вселяйте уверенность.
  • Создавайте ситуации, в которых ребёнок может достичь цели.
  • Прислушивайтесь к рекомендациям специалистов.

Два сценария будущего: что ждёт ребенка с дисграфией

  • Негативный сценарий (отсутствие сопровождения специалистов).

Проблемы письменной речи сохраняются и зачастую приводят к школьной неуспешности. Низкая самооценка, неуверенность, ненависть к учёбе, избегание школы, тревожные расстройства, формирование защитных механизмов. Во взрослом возрасте — трудности с получением образования и реализацией в профессиях, требующих работы с текстами.

  • Позитивный сценарий (при поддержке со стороны учителя-логопеда или команды специалистов).

Ребёнок успешно проходит программу школьного обучения. Может получать профессиональное образование в соответствии со своими интересами и выбором. Нарушения письменной речи могут сохраняться на всю жизнь, но благодаря системной помощи специалистов во взрослом возрасте человек на них не фокусируется, так как умеет находить рациональные способы решения задач, связанных с письменной речью.

Куда обращаться родителям «дисграфиков»

Главный шаг родителей, по словам эксперта, — не делать преждевременных выводов, изучая информацию в Сети (это наиболее частая ошибка), а обратиться к специалисту за профессиональной помощью.

Консультацию специалистов можно получить:

  • в образовательной организации, где обучается ребёнок;
  • в центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
  • в рамках онлайн-диагностики Ассоциации родителей детей с дислексией.
Елена Ушакова: «При выборе помощи необходимо обратить внимание на отзывы и рейтинг организаций, профессионализм специалистов, на используемые методики, условия и атмосферу».

Родители также имеют возможность обратиться за консультацией к специалистам в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Собираясь на консультацию вместе с ребёнком, помимо основных документов, запрашиваемых организацией, необходимо взять:

  1. Письменные работы ребёнка, желательно выполненные в разные временные периоды и по разным учебным предметам.
  2. Творческие работы ребёнка: рисунки, аппликации.
  3. Сведения об успеваемости ребёнка.

Важно позитивно настроить ребёнка перед встречей со специалистами, эмоционально поддержать его, если он волнуется или боится идти.

Елена Ушакова: «Дисграфия, на мой взгляд, не изменяет режим жизни ребёнка и его семьи, а определяет иные подходы к обучению и оценке его достижений».

Главное

  1. Дисграфия — не лень, а особенность работы мозга.
  2. Основной специалист — логопед, иногда к процессу коррекции подключаются нейропсихолог и психолог.
  3. Метод «больше писать» вреден. Нужны не повторения, а специальные логопедические упражнения.
  4. Поддерживайте самооценку ребёнка: хвалите за усилия и победы, не ругайте за ошибки.
  5. Коррекция может быть игрой: используйте рекомендованные упражнения дома.
  6. При правильном и своевременном подходе ребёнок может быть успешным в учёбе и жизни.

Когда буквы «танцуют»: как помочь ребёнку с дислексией

Видео по теме от RUTUBE