Игры для детей от 0 до 3 лет: подборка лучших развивающих занятий

Игра — лучший способ научить малыша многим навыкам и понятиям. Более того, в раннем возрасте игра формирует основные нейронные пути, влияющие на будущий рост и обучение. Cклонность ребёнка к игре положительно сказывается и на его эмоциональном благополучии. Разбираемся, во что лучше играть с самыми маленькими детьми – от рождения и до трёх лет.

Игры для детей от 0 до 3 лет: подборка лучших развивающих занятий
© prostooleh/Freepik

Только всегда помните, что главная цель любой игры — это удовольствие. Ребёнку в первую очередь должно быть весело, а полезные навыки — всего лишь дополнительный бонус.

Игры для малышей до 1 года: развитие с первых дней жизни

«Начинать игры надо с первых дней жизни. Поскольку грудные дети развиваются очень быстро, то и их игровая активность нарастает с каждым месяцем. Играть с младенцем лучше в одно и то же время, предлагая ему действия в одной и той же последовательности».

Евгения Мухамбетова
Евгения Мухамбетовапедагог раннего развития, финалист конкурса Правительства Москвы «Няня года 2024» в номинации «Лучший наставник детей»

Занятия от 0 до 3 месяцев:

  • Фокусировка внимания. Держите яркую игрушку перед лицом новорожденного, медленно перемещайте её в разные стороны;
  • Звуковые упражнения. Положите малыша на живот, потрясите перед ним погремушкой с разных сторон, чтобы он поворачивал голову на звук;
  • Развитие осязания. Погладьте ладошки и пальцы младенца материалами разной фактуры – мехом, трикотажем, шелком.

Занятия от трёх до шести месяцев:

  • Пойте малышу песенки – он скоро начнет узнавать их и реагировать;
  • Давайте ему во время купания водяные игрушки – плавающие фигурки, пищалки, брызгалки;
  • Повесьте над кроваткой погремушки так, чтобы малыш мог достать до них – это развивает физическую активность.

Занятия от полугода до года:

  • Показывайте ребёнку книжки с яркими картинками, при этом называйте изображённые там предметы. Хороши также книжки с открывающимися окошками, со звуками, книжки-игрушки;
  • Прятки. Накройтесь одеялом, выгляните и снова спрячьтесь. Малышей очень веселит такая игра, они тоже начинают прятаться, а потом со смехом высовываться из укрытия;
  • Каталки-толокары. Так называются игровые каталки (часто сделанные в виде машинки) со светящимися, крутящимися, звуковыми элементами и ручкой, за которую ребёнок держится, толкая её вперёд. Предложите малышу эту игрушку, как только он встанет на ноги.

Нейрогимнастика для малышей: как игры помогают развитию мозга

Евгения Мухамбетова: «Маленьким детишкам очень нравится нейрогимнастика. Она не только полезна, но и помогает скоротать время в поездках. Её ещё называют гимнастикой мозга, потому что цель этих упражнений научить оба мозговых полушария работать согласованно, чтобы человек лучше воспринимал информацию».

Система нейрогимнастики была разработана доктором философии в образовании Полом Деннисоном и его женой Гейл в конце прошлого века. Однако некоторые из этих упражнений вам наверняка знакомы, и придуманы они были задолго до того, как появился сам термин.

Например, такие:

  1. «Ладушки» - хлопаем в ладошки правой и левой рукой, через раз ударяя ладонью по ладони партнёра.
  2. «Клювики» - ладонь одной руки ребёнка раскрыта, а концы сложенных пальцев второй руки «клюют» в её середину.
  3. «Сорока-белобока кашку варила…» - под этот стишок загибаем поочерёдно детские пальчики.
  4. Одной рукой малыш касается своего уха, другой кончика носа, попеременно меняя руки.

Развивающие игры для детей 2-3 лет: сюжетные, ролевые и подвижные занятия

Идеи для спокойных игр

На втором году жизни детям полезно заниматься лепкой – она развивает усидчивость, пространственное и образное мышление. Для этого занятия можно использовать пластилин, глину, специальную массу.

Евгения Мухамбетова: «Лепка хорошо развивает и крупную, и мелкую моторику. Правда, если ребёнок активный, ему может быстро надоесть, уже через 3-5 минут. Это не страшно на пять минут отвлекитесь, дайте ему попрыгать, побегать, а потом вернитесь к занятию. Когда вы лепите с ребёнком, можете придумать сказку с теми персонажами, которых делаете. Но обязательно вовлекайте в сочинение этой истории ребёнка, не ведите монолог».

Лепкой, как и разными детскими мозаиками, по словам Евгении Мухамбетовой, лучше заниматься перед сном, дневным или ночным – чтоб ребёнок снизил активность, успокоился и спокойно уснул.

Также очень полезны игры на развитие памяти. Возьмите несколько игрушек, попросите ребёнка закрыть глаза, уберите какую-то игрушку, и пусть он скажет, чего не хватает.

После двух лет можно начинать знакомить ребёнка с сюжетными играми – хотя тут многое зависит от индивидуальных особенностей, кто-то способен освоить их лишь ближе к трём годам. К таким играм относятся всевозможные сценарии: например, машинка привозит на стройку кубики, из них возводится дом, в котором будет жить мишка.

Евгения Мухамбетова: «В этом возрасте начинайте и ролевые игры например, в стюардессу и пассажира самолёта. При этом рассказывайте, как правильно себя вести в самолёте, как нужно пристёгивать ремни безопасности и так далее. Потом меняетесь ролями, и уже ребёнок учит вас правилам поведения. Таких ролевых игр множество доктор и пациент, кассир и покупатель, дочки-матери, воспитатель и дети в саду».

Идеи для активных игр

Игровая физическая активность – пожалуй, самое любимое занятие маленьких детей. Это традиционные игры:

  • салочки;
  • прятки;
  • съедобное – не съедобное: вы бросаете ребёнку мяч, который ему надо ловить лишь в том случае, если при броске вы называете несъедобный предмет (или наоборот);
  • двигайся – замри: дети весело скачут под музыку, а по вашей команде должны замереть в той позе, которую приняли в данный момент.

Можно совместить подвижные игры с развивающими: например, вы хотите выучить с ребенком цвета. Для этого зафиксируйте скотчем на полу разноцветные круги и предложите ребёнку переходить с одного на другой: на оранжевом – попрыгать, на фиолетовом похлопать в ладоши, на зелёном поприседать и т.д. Таким же образом можно запоминать геометрические формы, цифры, буквы.

Главное

Игра – основное в жизни маленького ребёнка, она не только доставляет ему удовольствие, но и помогает познавать мир и своё место в этом мире. Но не стоит устраивать долгие игры с детьми до 3 лет, у них ещё недостаточно развита концентрация внимания. И помните, что в этом возрасте с детьми должны играть взрослые – малыши ещё не умеют играть одни или со сверстниками.