Как научить ребёнка одеваться, застёгивать одежду и завязывать шнурки: советы экспертов
Когда родители собирают малыша на прогулку, им хочется сделать это быстрее, поэтому они сами застёгивают пуговицы, молнии и кнопки. Но спустя несколько лет возникает вопрос: «Почему он до сих пор не умеет одеваться сам?» Навык самостоятельного одевания требует времени и тренировок. Эксперты объясняют, как научить ребёнка одеваться без стресса для всей семьи.
Когда начинать учить ребёнка одеваться
Большинство детей начинают посещать детский сад в три года, и желательно, чтобы к этому возрасту они уже могли надевать нижнее бельё, футболку, брюки, носки и обувь без шнурков. Однако приучать к этим навыкам можно уже с двух лет.
То, насколько ловко ребёнок справляется с одеванием, напрямую зависит от развития его моторных навыков, координации, произвольного внимания.
«Застёгивание пуговиц, завязывание шнурков — задача, которая требует точной координации движений рук и глаз. Поэтому с самого раннего возраста приучайте ребёнка заниматься мелкомоторными действиями: сортировкой мелких предметов, нанизыванием бусин, пальчиковыми играми, разминанием пластилина и так далее».
Надежда БелохоньКлинический психолог, нейропсихолог Центра «Нейродиалог»
Как помочь ребёнку освоить одевание
Хорошие тренажёры для развития мелкой моторики — бизиборды, игровые доски с различными элементами:
- застёжками (шнурками, пуговицами, липучками);
- запорами (замками с ключами, дверными цепочками, защёлками);
- часами;
- счётами;
- выключателями, кнопками, розетками и множеством других предметов.
Само же обучение одеванию начинается с обратного — с раздевания. Снять с себя шапку, шарф или туфли куда проще, чем надеть их, с этим легко может справиться и двухлетка. Пусть ребёнок делает это сам после каждой прогулки и привыкает чувствовать себя вовлечённым в процесс.
Используйте игровые методы и дайте ребёнку возможность выбирать. Это повышает его мотивацию.
«Хорошо иметь много разной одежды для кукол или плюшевых игрушек. Детям нравится раздевать и одевать их. Раздевать всегда легче, а с одеванием помогайте — дети часто сами просят об этом. Одевая куклу, нужно проговаривать каждый шаг: сейчас надеваем юбку, а сейчас ботинки. А, например, перед купанием предлагайте ребёнку самому снимать трусики и носочки».
Евгения Мухамбетовапедагог раннего развития, финалист конкурса Правительства Москвы «Няня года 2024» в номинации «Лучший наставник детей»
Почему дети не хотят одеваться самостоятельно
Чаще всего это происходит из-за неожиданного для малыша изменения ситуации. Только что он был «куклой для одевания», и вдруг ему говорят: теперь ты должен делать всё сам. Хуже всего, когда ребёнка при этом подгоняют. Его пальцы и так с трудом справляются с непривычными застёжками, а родители ещё и торопят: «Ну что ты возишься, мы опаздываем!» От такого дети могут впасть в истерику и вообще отказаться что-либо делать.
Надежда Белохонь: «Начните тренировать навык застёгивания куртки, одевания, обувания в спокойной обстановке дома, а не в спешке перед выходом на улицу. Будьте рядом, показывайте, как это делается, и не спешите сразу исправлять ошибки ребёнка. Дайте ему время и возможность самому добиться результата».
Другая причина нежелания ребёнка одеваться самостоятельно — сложность и монотонность процесса. Чтобы сделать это занятие простым и увлекательным, старайтесь соблюдать следующие правила:
- Выбирайте одежду с достаточно широкими штанинами, рукавами и горловинами у футболок и свитеров.
- Заранее научите ребёнка различать, где зад, а где перед одежды, где лицевая сторона, а где изнанка, где правый ботинок, где левый.
- Дайте ребёнку возможность самому выбирать себе одежду — ту, что ему нравится. Он будет надевать её куда охотнее.
- Используйте при одевании элементы игры. Например, как попасть рукой в рукав, ногой — в штанину. Или можно поиграть в прятки, когда малыш натягивает на голову джемпер и не сразу просовывает голову в горловину.
Евгения Мухамбетова: «Одеваться на прогулку дети не любят, особенно зимой, когда это долго. Поэтому лучше помогать им, чтобы занятие не казалось слишком скучным. При возвращении с прогулки можно снять ребёнку обувь, а раздеться предложите ему самому, одновременно снимая одежду с себя и проговаривая каждое своё и его действие».
Важно: гиперактивные дети начинают справляться с пуговицами и молниями позже, чем спокойные и усидчивые.
Как научить ребёнка завязывать шнурки
Самое сложное в одевании — это, конечно, шнурки и застёжки.
Надежда Белохонь: «Прежде чем заставлять ребёнка застёгивать на себе молнии и пуговицы или завязывать шнурки, стоит дать ему потренироваться. Можно взять для этого подходящий бизиборд, можно самим сделать тренажёр из картона и шнурков, например, с помощью которого ребёнок будет учиться шнуровке. Помните об этапах: сначала учим завязывать простой узел, затем складывать концы, образовывая петли, и уже из петель делать бантик».
Эксперт также советует формировать навыки поэтапно, то есть разделить задачу на несколько простых шагов. Например, застёгивание молнии начинать с соединения её концов, а после того, как этот навык отработан, переходить уже к застёгиванию. Каждый шаг стоит повторить многократно, пока ребёнок не освоит его полностью, — это укрепляет нейронные связи в мозге.
Евгения Мухамбетова: «Завязывание шнурков требует от ребёнка большой концентрации внимания и терпения. На это уходит больше времени, чем на обучение надевать одежду. Сейчас некоторые дети и в 10–12 лет не могут завязывать шнурки, потому что обувь у них была на липучках или молниях. Это не их вина. В такой ситуации не ругайте ребёнка, а лучше помогите ему».
Главное
Для того чтобы ребёнку было проще научиться самостоятельно одеваться и застёгивать одежду, развивайте у него мелкую моторику с раннего возраста. В этом могут помочь бизиборды. Учите одеваться заранее, а не в спешке. Делите сложные навыки (завязывание шнурков, застёгивание молнии) на простые шаги. Будьте терпеливы: обучение потребует времени.
С какого возраста ребёнка можно переводить в отдельную комнату