Когда дети начинают говорить? Эксперты — об этапах развития речи
Первое слово ребёнка — волнующий момент для всей семьи. И если это слово не произносится вовремя, родители начинают переживать. Объясняем, в каком возрасте дети в норме начинают говорить, как ускорить становление речи и в каких случаях стоит обратиться к логопеду.
Какие этапы проходит ребёнок в процессе формирования речи
Речевые навыки начинают развиваться уже в младенчестве — сначала ребёнок просто издаёт звуки, а после двух месяцев агукает, выражая таким образом разные эмоции. Полноценные же слоги, в том числе согласные, появляются обычно после трёх месяцев.
«До года длится подготовительный этап формирования речи. Сначала ребёнок гулит (га, гэ, угу, ага). Затем произносит первые слоги (па, ма, ла), а ближе к году — сочетания нескольких слогов (па-па-ла, ма-ла-ля, ко-му-то). Малыш уже понимает слова, которые ему говорят взрослые, может принести игрушку или показать на картинке предмет».
Анастасия ГагаринаУчитель-дефектолог ГБОУ «Школа № 2120»
Этапы развития речи от 1 года до 7 лет
- 1–2 года. В этот период ребёнок произносит простые слова, его словарный запас быстро растёт и к двум годам расширяется до 300–400 слов. В речи появляются короткие предложения. Обычно это существительное и глагол: «хочу пить», «пойдём играть».
- 3–4 года. Корней Чуковский называл это периодом «гениальной лингвистической одарённости». Малыши придумывают собственные слова, рифмуют, сочиняют, начинают говорить полными короткими предложениями. Добавляют в речь прилагательные, предлоги, местоимения. Речевая норма — около 1200 слов. В возрасте четырёх лет уже должны произноситься все звуки, за исключением «л» и «р».
- 4–5 лет. Речевая норма — до 2000 слов. Дети говорят полными предложениями, используют различные части речи, могут пересказать простой текст.
- 5–7 лет. Ребёнок умеет обобщать понятия, знает времена года, части суток, дни недели, буквы, цифры, отличие между буквами и звуками. В норме к семи годам он полностью готов к школе.
Как помочь процессу формирования речи
Возраст, в котором дети говорят первые слова, зависит от их физического и психического развития, от наследственной предрасположенности. Однако родители могут ускорить процесс формирования речи, активно общаясь с ребёнком.
Вот что советует Анастасия Гагарина:
- Чтобы привлечь внимание грудных младенцев, мамам стоит красить губы яркой помадой, ведь ребёнок неосознанно наблюдает за артикуляцией взрослых. Можно специально утрированно произносить слова, чтобы малыш запоминал движения губ.
- Выбирайте коляску, где люлька повёрнута лицом к вам. Так у вас будет больше возможностей для общения с ребёнком во время прогулок.
- В раннем возрасте проговаривайте с ребёнком звуки, которые издают животные и птицы, — это работа над подражанием.
- Забудьте про сюсюканье. Ребёнок будет повторять те слова, которые ему говорят взрослые, а переучить всегда сложнее.
- Проговаривайте все действия. «Мы собираемся на прогулку. Надеваем колготки, комбинезон, шапку, куртку, ботинки. Выходим, закрываем дверь на ключ, спускаемся по лестнице, надеваем варежки, идём на площадку». В этот момент у ребёнка формируются правильные речевые конструкции, он запоминает новые слова.
- Развивайте мелкую моторику, играйте в подвижные игры для развития общей моторики.
- Обязательно поправляйте ребёнка, если он неправильно произносит слово или ставит ударение.
Почему случаются задержки речевого развития
У разных детей становление речи проходит по-разному — у кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Но если ребёнок не научился говорить до трёх лет, это уже не вариант нормы, а задержка речевого развития (ЗРР), отмечают эксперты.
Это довольно распространённое нарушение у детей в возрасте до трёх лет, чаще встречается у мальчиков. Если вовремя не заняться коррекцией, может возникнуть также задержка общего развития, которую вылечить сложнее.
Признаки ЗРР бывают заметны уже в самом раннем возрасте.
«Задержку речевого развития можно выявить по нескольким признакам. Например, если ребёнок к 3–4 месяцам молчит, не гулит, а к 8–10 месяцам не откликается на своё имя, не пытается скопировать речь взрослых и произнести первые слоги. Также тревожный сигнал, если к двум годам малыш выражается исключительно жестами и не формулирует простые фразы, у него слишком маленький словарный запас или вообще отсутствует».
Анна ЕдрышоваНейрологопед Центра «НЕЙРОДИАЛОГ»
Причины ЗРР могут быть физиологическими, психологическими и патологическими
Физиологические факторы:
- слабость мышц рта и гортани;
- преждевременное появление на свет;
- асфиксия при родах;
- ослабленная деятельность головного мозга.
Психологические факторы:
- сильный испуг;
- недостаточное общение родителей с ребёнком;
- неблагоприятная атмосфера в семье.
Среди патологических причин самой распространённой является нарушение слуха — для становления речи ребёнку необходимо слушать звуки, слова, чтобы затем их произносить.
Когда стоит обратиться к логопеду
Чем раньше ребёнку будет оказана коррекционная помощь, тем бо́льших результатов он добьётся, отмечает Анастасия Гагарина:
«Дошкольника вполне можно вывести в норму. А если не заниматься коррекцией, то в школе у ребёнка могут возникнуть проблемы: трудности при обучении чтению, пропуск букв и слогов при письме и прочие».
Обращаться к специалисту надо, если вы замечаете у ребёнка следующие отклонения:
- В два года не говорит, использует указательные жесты, звуки.
- В три года «разговаривает на своём языке» или пропускает слоги, не произносит окончания в словах.
- В 4–5 лет у ребёнка «каша во рту» или он не произносит ряд звуков.
- Он заикается, повторяет слоги, не может сформулировать мысль и донести её.
- Трудности при пересказе текста, неспособность выучить короткое стихотворение.
Главное
Время становления речи у детей зависит от индивидуальных факторов, однако если до трёх лет ребёнок не заговорил, значит, у него есть задержка речевого развития. В этом случае нужно как можно быстрее обратиться к специалисту — ЗРР поддаётся коррекции.
Как научить ребёнка одеваться, застёгивать одежду и завязывать шнурки: советы экспертов