Педагогический и педиатрический прикорм: плюсы и минусы каждого метода
Примерно с полугода ребёнок начинает знакомиться со «взрослой» едой в виде пюре и каш. В этот период у родителей возникает немало вопросов о том, как правильно организовать введение прикорма. Рассмотрим плюсы и минусы двух методов: педагогического и педиатрического.
Принципы педиатрического прикорма
Педиатрический (классический) прикорм — это система, разработанная с учётом физиологических потребностей ребёнка, рекомендаций ВОЗ и Национальной программы.
Прикорм начинают в 4–6 месяцев, когда у ребёнка появляются признаки готовности:
- угасание рефлекса выталкивания пищи;
- способность сидеть с поддержкой;
- пищевой интерес.
Более раннее введение прикорма повышает риск аллергий, а более позднее (после 6 месяцев) — дефицита микронутриентов и задержки формирования жевательных навыков.
В первую очередь малышу предлагают монокомпонентные продукты: овощные пюре (из кабачка или брокколи) или каши.
Новый продукт вводят в первой половине дня, начиная с половины чайной ложки. Если нет негативных реакций, порцию постепенно увеличивают до возрастной нормы. Интервал между новыми продуктами — до 7 дней для отслеживания возможной аллергии.
Прикорм не заменяет, а дополняет основное питание. Объём молока или смеси постепенно снижают, но сохраняют кормления до 1–2 лет. Выбор первого продукта для прикорма определяет педиатр. Он зависит от особенностей развития малыша.
Например, при дефиците веса или учащённом стуле рекомендуют вводить каши.
«Педиатрический прикорм вводят по чёткой схеме. Такая методика основана на научных исследованиях грудного вскармливания: она помогает восполнить недостаток полезных веществ, которых со временем становится меньше в грудном молоке».
Рузанна Аванесянк. м. н., педиатр детской клиники «Фэнтези»
Плюсы и минусы педиатрического прикорма
У этой методики есть как преимущества, так и недостатки.
Основные плюсы
- Врач даёт конкретные рекомендации по объёму порций, консистенции и порядку введения продуктов. Это снижает тревожность неопытной мамы и упрощает процесс.
- Схемы прикорма учитывают потребности малыша в основных витаминах и микроэлементах. Например, каши обогащают витаминами, а мясо вводят раньше при риске анемии.
- Поэтапное введение продуктов позволяет быстро выявить аллергены. Например, если у ребёнка появилась сыпь после кабачка, продукт легко исключить из рациона. Это особенно важно для детей с наследственной предрасположенностью к аллергии.
- Из-за пюреобразной консистенции продуктов ребёнок меньше рискует подавиться едой. Это особенно актуально для малышей, у которых ещё недостаточно развит жевательный рефлекс.
Минусы педиатрического прикорма
- Кормление по строгому графику может привести к отказу от еды. Есть риск, что ребёнок потеряет мотивацию к самостоятельному изучению пищи.
- Дети, привыкшие к пюре, иногда отказываются от кусочков даже после первого дня рождения. Это связано с неразвитыми жевательными навыками и страхом перед новыми, непривычными текстурами.
- Строгие схемы исключают эксперименты с продуктами. Малыш может долго питаться однообразно, что влияет на формирование вкусовых предпочтений.
Принципы педагогического прикорма
Педагогический прикорм — это метод введения твёрдой пищи, при котором ребёнок ест микродозы продуктов со взрослого стола. В отличие от классического педиатрического прикорма, педагогический больше ориентируется на естественный пищевой интерес малыша.
Ребёнка начинают знакомить с новыми продуктами, когда ему исполняется полгода. Он должен уметь сидеть с минимальной поддержкой и проявлять активный интерес к еде.
Малышу дают очень маленькие кусочки (размером с рисовое зерно или меньше) продуктов. Цель — не накормить, а познакомить с разными вкусами и текстурами. Если ребёнок проявляет интерес к конкретному продукту, количество постепенно увеличивают.
Малыш пробует еду с общего стола, но в подходящем виде: мягкие кусочки овощей и фруктов, немного фарша. Нельзя предлагать ему соль, сахар, мёд, орехи и твёрдую пищу.
Ребёнок в основном берёт пищу руками, учится жевать и глотать. Родители не кормят с ложки, а лишь помогают, если нужно. Так развивается мелкая моторика и координация.
Как и в случае с педиатрическим прикормом, основу рациона малыша составляет грудное молоко или смесь. Прикорм лишь дополняет эту пищу и знакомит с новыми вкусами и текстурами.
Важно: если у ребёнка есть особенности (недоношенность, аллергии, неврологические проблемы), лучше обсудить введение педагогического прикорма с педиатром.
Плюсы и минусы педагогического прикорма
К основным преимуществам такой методики можно отнести:
- Развитие пищевого интереса и самостоятельности. Ребёнок с самого раннего возраста участвует в семейных трапезах. У него формируются здоровые пищевые привычки, конечно, если рацион родителей им отвечает.
- Профилактику избирательного аппетита. Малыш знакомится с разнообразными вкусами и текстурами. Снижается риск отказа от новых продуктов в будущем.
- Физиологическое развитие жевательного аппарата. У ребёнка правильно развиваются челюсти, формируется навык жевания.
Недостатки и риски педагогического прикорма
- Есть риск попадания пищи в дыхательные пути. Поэтому важно постоянно контролировать малыша во время еды.
- Сложно проконтролировать объём съеденной пищи. Ребёнок может недополучать необходимые питательные вещества. Особенно критично это для детей с дефицитом веса.
- Такой метод подходит не всем. Он не рекомендуется при неврологических нарушениях, задержке развития или если малыш родился раньше срока.
Какой прикорм выбрать: советы эксперта
- По словам Рузанны Аванесян, в педагогическом прикорме нет ничего плохого или опасного. Однако педиатрический всё-таки считается более предпочтительным. Он помогает не только познакомить малыша с новыми продуктами, но и восполнить недостаток питательных веществ. Так, ребёнок получает железо вместе с мясом и крупами, а витамины — с овощами и фруктами.
- Педиатр отмечает, что современные рекомендации предполагают довольно раннее знакомство ребёнка с потенциальными аллергенами. Это нужно, чтобы организм успел привыкнуть к ним и хорошо переносил такие продукты. При педагогическом прикорме малыш может съесть сразу несколько новых продуктов за короткий промежуток. Если появится аллергия, выявить её причину будет трудно. Придётся исключить всю новую пищу и вводить её поочерёдно, с перерывами.
- Выбор между педагогическим и педиатрическим прикормом зависит от множества факторов. Кстати, эти два вида можно комбинировать. Такой подход позволит сделать рацион малыша сбалансированным и развивать его пищевой интерес. Лучше всего посоветоваться с педиатром — специалист даст рекомендации, которые будут учитывать все особенности малыша.
Баночное или домашнее? Выбираем детское питание вместе с педиатром