Правила хорошего чата: как избежать конфликтов при онлайн-общении родителей

Родительские чаты – неотъемлемая часть современной жизни. Это удобный инструмент для обмена информацией между родителями, учителями, администрацией школ, детских садов и кружков.

Правила хорошего чата: как избежать конфликтов при онлайн-общении родителей
© Рамблер

Однако порой чаты превращаются в рассадник негативных эмоций и конфликтов. По данным ВЦИОМ, более половины россиян, состоящих в родительских чатах, сталкиваются с конфликтными ситуациями в переписке. Как сделать общение в родительских чатах конструктивным и полезным, выясняем с помощью педагога-психолога Антонины Балашовой.

Риски онлайн-общения

В онлайне всегда присутствует дистанция между собеседниками и ощущение анонимности, поэтому свои мысли и чувства люди часто выражают без страха последствий, поясняет Антонина Балашова. Кроме того, собеседники не видят мимику и не слышат интонацию друг друга, это может вызвать некорректную реакцию с обеих сторон.

«Иногда собеседники теряют чувство ответственности за свои слова. Поэтому нередко чаты становятся площадкой для споров и конфликтов, когда личные мнения участников о других детях, педагогах или политике образовательного учреждения легко могут перерасти в агрессивные обсуждения», — отмечает психолог.

Антонина Балашова
Антонина Балашова педагог-психолог

Ещё один существенный риск, по словам эксперта, — информационная перегрузка. На эту проблему жалуются многие родители. Постоянный поток сообщений в чате, обсуждение посторонних тем, ролики и картинки могут раздражать и отвлекать от дел.

Распространённые проблемы — нарушение конфиденциальности и утечка сообщений. Личные данные, например, имена детей, телефоны, фотографии могут попасть к посторонним лицам. Утечка сообщений часто приводит к буллингу детей со стороны одноклассников.

«Категорически нельзя обсуждать в родительском чате личные и конфиденциальные вопросы других детей и семей. Это создает ненужные слухи и может повредить репутации этих людей», — подчёркивает Антонина Балашова.

Как противостоять буллингу

Топ-5 сообщений, мешающих коммуникации

Какие сообщения в родительских чатах могут породить негатив и конфликты? «Рамблер» составил подборку типичных ошибок участников:

  • Флуд: чрезмерное количество сообщений, которые не несут ценной информации для других родителей.
  • Оффтоп: переход к темам, не связанным с темой чата.
  • Сплетни: обсуждение личной информации о других участниках чата.
  • Негативные заявления: осуждение педагогов, администрации школы/детсада, других родителей или детей.
  • Троллинг: провокация конфликтов и разжигание негативных эмоций.

Чат по всем правилам

Чтобы сделать общение конструктивным и дружелюбным, участникам стоит заранее обсудить его правила и назначить модераторов.

«Правила важно обговорить на родительском собрании, а также закрепить в "шапке" чата», — советует эксперт «Рамблер».

В качестве рекомендаций психолог приводит такие правила:

  1. С уважением относитесь к другим участникам. Каждый должен проявлять уважение к мнению собеседника, даже если оно отличается от его собственного. Недопустимы оскорбления, унижение и грубость, ненормативная лексика и агрессивный тон.
  2. Следите, чтобы ваши сообщения соответствовали теме чата. Можно обсуждать только учебный процесс, школьные мероприятия, траты и т.п. Избегайте спама и ненужных дискуссий.
  3. Соблюдайте конфиденциальность. Нельзя разглашать личные данные других участников, пересылать сообщения третьим лицам без согласия отправителя.
  4. Не отправляйте много сообщений подряд, чтобы не создавать информационную перегрузку. Важно формулировать мысли чётко и конкретно, умеренно использовать смайлики и картинки, чтобы сохранить ясность текста.
  5. Проверяйте достоверность распространяемой информации. При необходимости укажите источник информации, чтобы другие участники могли проверить её самостоятельно.
  6. Уважайте личное время других. Избегайте излишней активности в нерабочие часы.

Частые вопросы о родительских чатах

Вопрос 1. Нужно ли педагогу вступать в родительский чат?

По словам Антонины Балашовой, такое решение каждый педагог принимает самостоятельно.

«Оптимальным решением может быть создание закрытого чата, в который отправлять сообщения может только учитель. Так до всех родителей доводится нужная информация. Этот формат позволяет избежать излишнего шума и дискуссий, которые могли бы возникнуть в открытых чатах», — говорит педагог-психолог.

Свой чат для обсуждения насущных вопросов родители могут создать без участия педагога. «Непосредственную связь с учителем в таком случае поддерживает родительский комитет, уточняя нужную информацию», — отмечает Антонина Балашова.

Вопрос 2. Что делать с родителями, систематически нарушающими правила чата?

Возможные конфликты лучше пресечь на ранней стадии. По словам психолога, важная роль тут отводится модераторам — они должны придерживаться максимально спокойного и корректного тона, тактично напоминать правила и обозначать границы.

«Если в чате разгорелись нешуточные страсти, и участники не могут успокоиться, можно на время ограничить общение, закрыв чат для комментариев. Иногда затяжные споры и конфликты проще решить при личном взаимодействии. Это необходимо сделать в официальной обстановке школы или детского сада, привлечь педагогов и администрацию и сесть за стол переговоров», — говорит Антонина Балашова.

По словам эксперта «Рамблер», некоторые школы разрабатывают локальные нормативы, в которых устанавливают правила поведения в родительских чатах. Не нужно забывать о том, что публичные оскорбления и прямые угрозы могут обернуться административной ответственностью и штрафами.

«Родительские чаты — это не площадка для выяснения отношений. Каждый имеет право высказать своё мнение, но делать это нужно уважительно и конструктивно», — добавила специалист.