Правила хорошего чата: как избежать конфликтов при онлайн-общении родителей
Родительские чаты – неотъемлемая часть современной жизни. Это удобный инструмент для обмена информацией между родителями, учителями, администрацией школ, детских садов и кружков.
Однако порой чаты превращаются в рассадник негативных эмоций и конфликтов. По данным ВЦИОМ, более половины россиян, состоящих в родительских чатах, сталкиваются с конфликтными ситуациями в переписке. Как сделать общение в родительских чатах конструктивным и полезным, выясняем с помощью педагога-психолога Антонины Балашовой.
Риски онлайн-общения
В онлайне всегда присутствует дистанция между собеседниками и ощущение анонимности, поэтому свои мысли и чувства люди часто выражают без страха последствий, поясняет Антонина Балашова. Кроме того, собеседники не видят мимику и не слышат интонацию друг друга, это может вызвать некорректную реакцию с обеих сторон.
«Иногда собеседники теряют чувство ответственности за свои слова. Поэтому нередко чаты становятся площадкой для споров и конфликтов, когда личные мнения участников о других детях, педагогах или политике образовательного учреждения легко могут перерасти в агрессивные обсуждения», — отмечает психолог.
Антонина Балашова педагог-психолог
Ещё один существенный риск, по словам эксперта, — информационная перегрузка. На эту проблему жалуются многие родители. Постоянный поток сообщений в чате, обсуждение посторонних тем, ролики и картинки могут раздражать и отвлекать от дел.
Распространённые проблемы — нарушение конфиденциальности и утечка сообщений. Личные данные, например, имена детей, телефоны, фотографии могут попасть к посторонним лицам. Утечка сообщений часто приводит к буллингу детей со стороны одноклассников.
«Категорически нельзя обсуждать в родительском чате личные и конфиденциальные вопросы других детей и семей. Это создает ненужные слухи и может повредить репутации этих людей», — подчёркивает Антонина Балашова.
Топ-5 сообщений, мешающих коммуникации
Какие сообщения в родительских чатах могут породить негатив и конфликты? «Рамблер» составил подборку типичных ошибок участников:
- Флуд: чрезмерное количество сообщений, которые не несут ценной информации для других родителей.
- Оффтоп: переход к темам, не связанным с темой чата.
- Сплетни: обсуждение личной информации о других участниках чата.
- Негативные заявления: осуждение педагогов, администрации школы/детсада, других родителей или детей.
- Троллинг: провокация конфликтов и разжигание негативных эмоций.
Чат по всем правилам
Чтобы сделать общение конструктивным и дружелюбным, участникам стоит заранее обсудить его правила и назначить модераторов.
«Правила важно обговорить на родительском собрании, а также закрепить в "шапке" чата», — советует эксперт «Рамблер».
В качестве рекомендаций психолог приводит такие правила:
- С уважением относитесь к другим участникам. Каждый должен проявлять уважение к мнению собеседника, даже если оно отличается от его собственного. Недопустимы оскорбления, унижение и грубость, ненормативная лексика и агрессивный тон.
- Следите, чтобы ваши сообщения соответствовали теме чата. Можно обсуждать только учебный процесс, школьные мероприятия, траты и т.п. Избегайте спама и ненужных дискуссий.
- Соблюдайте конфиденциальность. Нельзя разглашать личные данные других участников, пересылать сообщения третьим лицам без согласия отправителя.
- Не отправляйте много сообщений подряд, чтобы не создавать информационную перегрузку. Важно формулировать мысли чётко и конкретно, умеренно использовать смайлики и картинки, чтобы сохранить ясность текста.
- Проверяйте достоверность распространяемой информации. При необходимости укажите источник информации, чтобы другие участники могли проверить её самостоятельно.
- Уважайте личное время других. Избегайте излишней активности в нерабочие часы.
Частые вопросы о родительских чатах
Вопрос 1. Нужно ли педагогу вступать в родительский чат?
По словам Антонины Балашовой, такое решение каждый педагог принимает самостоятельно.
«Оптимальным решением может быть создание закрытого чата, в который отправлять сообщения может только учитель. Так до всех родителей доводится нужная информация. Этот формат позволяет избежать излишнего шума и дискуссий, которые могли бы возникнуть в открытых чатах», — говорит педагог-психолог.
Свой чат для обсуждения насущных вопросов родители могут создать без участия педагога. «Непосредственную связь с учителем в таком случае поддерживает родительский комитет, уточняя нужную информацию», — отмечает Антонина Балашова.
Вопрос 2. Что делать с родителями, систематически нарушающими правила чата?
Возможные конфликты лучше пресечь на ранней стадии. По словам психолога, важная роль тут отводится модераторам — они должны придерживаться максимально спокойного и корректного тона, тактично напоминать правила и обозначать границы.
«Если в чате разгорелись нешуточные страсти, и участники не могут успокоиться, можно на время ограничить общение, закрыв чат для комментариев. Иногда затяжные споры и конфликты проще решить при личном взаимодействии. Это необходимо сделать в официальной обстановке школы или детского сада, привлечь педагогов и администрацию и сесть за стол переговоров», — говорит Антонина Балашова.
По словам эксперта «Рамблер», некоторые школы разрабатывают локальные нормативы, в которых устанавливают правила поведения в родительских чатах. Не нужно забывать о том, что публичные оскорбления и прямые угрозы могут обернуться административной ответственностью и штрафами.
«Родительские чаты — это не площадка для выяснения отношений. Каждый имеет право высказать своё мнение, но делать это нужно уважительно и конструктивно», — добавила специалист.