Как ужиться в одной семье бумерам, Х, миллениалам и зумерам

Людям разных поколений порой сложно понять друг друга, даже если это члены одной семьи. Разницу ценностей, взглядов и привычек отцов и детей хорошо объясняет теория поколений, ставшая популярной в последние годы. Согласно ей, каждые 15–20 лет рождается новое поколение людей, чьи мировоззрение и поведение отличаются от предыдущих возрастных групп. Теорию применяют в работе не только маркетологи, HR-специалисты, менеджеры, но и семейные психологи. Какие особенности у каждого поколения и как избежать типичных семейных конфликтов между бумерами, поколением Х, миллениалами и зумерами — в материале «Рамблера».

Как ужиться в одной семье бумерам, Х, миллениалам и зумерам
©  Freepik, Рамблер

Откуда взялась теория поколений

Впервые о теории заговорили в 1991 году, когда в США вышла книга «Поколения» специалиста по демографии, социолога Нила Хау и историка, писателя Уильяма Штрауса. Они проанализировали историю США с 1584 года через биографии разных людей и пришли к выводу о четырёхчастном поколенческом цикле: подъём — пробуждение — спад — кризис, который длится примерно 80 лет. Американские исследователи обнаружили схожие циклы в других странах.

Суть теории в том, что общество развивается циклично. Примерно каждые 20 лет происходит смена поколений — людей с общими ценностями, убеждениями и моделями поведения, которые формируются под влиянием ключевых исторических событий, технологических изменений и социальных тенденций, имевших место в период их взросления.

Несмотря на свою популярность, теория поколений не считается строгой научной доктриной. У неё немало критиков, называющих такой подход «поп-социологией».

«К сожалению, теория не учитывает индивидуальные особенности, культурные, социальные факторы. Есть риск "навешивания ярлыков": не все представители поколения одинаковы. Поэтому теория может приниматься во внимание, но только комплексно, учитывая индивидуальные особенности человека».

Юлия Жукова
Юлия ЖуковаПсихотерапевт, клинический психолог

Тем не менее, по словам эксперта, это действенный инструмент в семейной психологии.

«Теория помогает понять ценности, установки и поведенческие паттерны разных поколений. Например, зная, что бумеры ценят стабильность, а зумеры ориентированы на самореализацию и цифровую коммуникацию, можно снизить конфликты, связанные с разным восприятием жизни», — поясняет собеседница «Рамблера».

Понимание особенностей разных поколений также помогает:

  • улучшить коммуникацию между людьми разного возраста;
  • эффективно использовать потенциал представителей разных поколений в работе и в личной жизни;
  • строить гармоничные отношения в семье.

Доля разных поколений в общей численности населения России*

• молчаливое поколение — 3%

годы рождения: 1928–1945

• бумеры — 18%

годы рождения: 1946–1964

• поколение Х — 19%

годы рождения: 1965–1980

• миллениалы — 21%

годы рождения: 1981–1996

• зумеры — 17%

годы рождения: 1997–2012

• альфа — 22%

годы рождения: 2013–2025

*по данным бюллетеня «Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2024 года» Федеральной службы государственной статистики.

© PeopleImages/iStock.com

Основные поколения и их характеристики

Молчаливое поколение

Это люди, родившиеся между 1928 и 1945 годами. Они пережили Великую Отечественную войну и занимались послевоенным восстановлением страны. Молчаливое поколение формировалось во времена, когда самовыражение и критика могли обернуться проблемами.

Ключевые события: стройки первых пятилеток, Великая Отечественная война, сталинские репрессии, военные и послевоенные голодные годы, восстановление страны, хрущёвская оттепель.

Характерные черты:

  • трудолюбие, высокая ответственность и чувство долга;
  • скромность, запасливость, бережливость;
  • уважение к иерархии;
  • сдержанность в выражении эмоций, самоконтроль.

Ценности: семья, патриотизм, трудолюбие, скромность, преданность долгу, стабильность.

Бумеры, или беби-бумеры

Люди, родившиеся с 1946 по 1964 год — в период послевоенного всплеска рождаемости. Значительная часть их жизни пришлась на советский период. Они были свидетелями послевоенного восстановления страны, запуска первого спутника и первого полёта человека в космос. В основе их ценностей — «психология победителей».

Ключевые события: послевоенный бум рождаемости, первый полёт человека в космос, холодная война, бурное развитие телевидения, перестройка.

Характерные черты:

  • трудолюбие, преданность делу;
  • активность, лидерство;
  • оптимизм и вера в светлое будущее, гордость за прошлое;
  • ориентация на стабильность и материальный достаток.

Ценности: семья, работа, карьера, патриотизм, долг, коллектив, стабильность.

«Бумеры ценят трудолюбие, иерархию, традиционные роли. Они склонны к гиперопеке, так как видят в своей семье главную опору», — говорит Юлия Жукова.

Поколение X

Те, кто родился с 1965 по 1980 год. Поколение Х ещё помнит жизнь до появления интернета. Оно пережило несколько технологических революций. На молодость и юность этих людей выпали политические, социальные и экономические потрясения.

Ключевые события: холодная война, «застой», война в Афганистане, перестройка, распространение СПИДа, распад СССР, реформы, появление персональных компьютеров, интернета, эпоха MTV.

Характерные черты:

  • независимость и самодостаточность;
  • гибкость и адаптивность;
  • самостоятельность;
  • индивидуализм и прагматизм.
«Представители поколения Х отличаются самостоятельностью, скептицизмом, прагматизмом. В семье они часто разрываются между заботой о родителях (бумерах) и поддержкой детей-зумеров», — комментирует психолог.

Ценности: свобода, независимость, самореализация, семья, друзья.

Миллениалы, или поколение Y

Люди, рождённые примерно с 1981 по 1996 год. Другие названия — «поколение Next», «сетевое поколение». Они родились в период смены эпох, когда перестал существовать СССР и появилось несколько разных государств. Это время экономических потрясений, а также всплеска преступности.

Детство или юность миллениалов пришлись на время бурного развития цифровых технологий. У этого поколения нет выраженных предпочтений в религии, политике, искусстве. Одна из ценностей — быть «не как все», выделяться из толпы. Также Y некоторые исследователи называют первым поколением, у которого нет своих героев.

Ключевые события: развал СССР, экономические реформы, всплеск преступности, развитие интернета и мобильных технологий, глобализация, теракты 11 сентября 2001 года, экономический кризис 2008 года.

Характерные черты:

  • уверенность в себе и амбициозность;
  • потребность в самовыражении, признании и обратной связи;
  • позднее взросление;
  • многозадачность;
  • плохая адаптивность к иерархическим структурам и бюрократическим процедурам.

Ценности: успех, самовыражение, путешествия, впечатления, образование.

«Миллениалы стремятся к осмысленности и гибкому графику в работе. В семье предпочитают равноправие», — отмечает Юлия Жукова.

Зумеры, или поколение Z

Те, кто родился в период примерно с 1997 по 2012 год. Это люди, которые с раннего возраста росли в условиях доступа к интернету и цифровым технологиям, за что получили прозвище «цифровые аборигены». Они проводят больше времени в гаджетах, чем за книгами.

В целом зумеры живут медленнее, чем предшествующие поколения в их возрасте. Для них характерна склонность к самовыражению через социальные медиа. Они не делят мир на виртуальный и реальный. Предпочитают общение в интернете, удалённую работу и учёбу. Поколение Z больше подвержено тревоге и депрессии.

Ключевые события: бум социальных сетей, развитие технологий, искусственного интеллекта, пандемия COVID-19, борьба с терроризмом.

Характерные черты:

  • цифровая и технологическая зависимость;
  • открытость, толерантность;
  • интерес к самообразованию и онлайн-обучению;
  • потребительская и экологическая осознанность;
  • отстаивание личных границ.

Ценности: аутентичность, разнообразие, справедливость, безопасность.

«Зумеров отличает толерантность, внимание к экологии и ментальному здоровью. Им свойственно неприятие авторитарности и стремление к быстрым результатам», — подчёркивает психолог.

Поколение альфа

Дети, родившиеся с 2013 года и, предположительно, до 2025 года. Их детство и подростковый возраст приходятся на время доминирования «умных технологий», развития искусственного интеллекта. Можно сказать, что они родились с «гаджетом в руках». Многие представители этого поколения уже в 3–4 года имели свои смартфоны и планшеты.

Ключевые события: развитие виртуальной реальности, искусственного интеллекта, пандемия COVID-19, СВО.

Характерные черты (ещё формируются):

  • клиповое мышление, сложности с концентрацией внимания;
  • эмоциональная уязвимость;
  • прагматичность;
  • склонность к индивидуализму.
© Juanmonino/iStock.com

Почему возникают конфликты между разными поколениями семьи

У каждого поколения свои представления о жизни. Это касается буквально всего: быта, карьеры, учёбы, личных отношений, воспитания детей, покупки вещей, путешествий, досуга, соцсетей. Межпоколенческие неравенства так или иначе приводят к конфликтам, говорит эксперт.

«Так, по мнению бумеров, зумеры и миллениалы зависят от телефонов и не умеют общаться вживую. Зумеры считают, что бумеры — сухари, которые осуждают людей нетрадиционной ориентации и не верят в глобальное потепление. Миллениалы недовольны зумерами, потому что, по их мнению, те хотят всё и сразу, без усилий», — приводит примеры Юлия Жукова.

Какие темы могут стать камнем преткновения

  • Домашние дела. У бумеров, как правило, строгие стандарты порядка и чистоты. Младшие поколения более терпимо относятся к беспорядку, считая, что внутренний комфорт важнее. Споры могут возникать из-за методов ведения домашнего хозяйства, применения бытовой техники. Кроме того, бумеры придерживаются традиционных гендерных ролей в доме.
«Бабушка-бумер может считать, что "в семье женщина должна вести хозяйство, а мужчина — зарабатывать", в то время как её внук-зумер полагает, что обязанности можно разделить поровну. А дочь-миллениалка нанимает клининг, чтобы уделить больше времени йоге», — отмечает Юлия Жукова.
  • Выбор профессии и работы. Для бумеров и представителей молчаливого поколения успех — это долгая работа на одном предприятии или в фирме, достижение материального достатка, положения в обществе. Ради работы они готовы жертвовать личным временем и своими интересами. По мнению бумеров, высшее образование — ключ к успеху. Поэтому они могут давить на детей и внуков, чтобы те выбрали престижную профессию, престижный вуз и работу. Миллениалы и зумеры стремятся в первую очередь к самореализации и балансу между работой и личной жизнью.
«Бумеры предпочитают стабильную работу, чтобы была стабильная зарплата и пенсия. Зумеры хотят удалёнку, фриланс и проекты с миссией. Миллениалы выбирают работу, которая приносит удовольствие, иначе для них это пустая трата времени», — комментирует Юлия Жукова.
  • Гиперопека. Бумеры, воспитанные в духе коллективизма, воспринимают постоянные советы, расспросы и наставления как проявление заботы и любви, в то время как для зумера это сигнал, что его не уважают, не верят в его способности. Поколение Х и миллениалы в целом более терпимо относятся к участию и помощи старшего поколения, даже если не нуждаются в них.
«Бумеры из-за склонности к гиперопеке считают, что их чадо-миллениал даже в 40 не готово от них съехать. Зумеры уже в 18 хотят побыстрее "свалить" из родительского гнезда. А их родители-миллениалы предпочитают комфорт — могут жить как отдельно, так и с родителями», — отмечает психолог.
  • Отношение к гаджетам. Миллениалы и зумеры в большей степени зависимы от гаджетов и новых технологий. Бумеры склонны критиковать их за то, что они слишком много времени проводят в сетях, тогда как для миллениалов и зумеров это инструмент общения, продвижения бизнеса, получения информации и т. п.
«Бумеры предпочитают книги и не понимают TikTok. Зумеры не понимают своих дедушек и бабушек, которые не сёрфят в соцсетях. Однако теория часто отличается от практики. Я наблюдаю интересную тенденцию: среди бумеров и поколения Х есть большое количество людей, которые спокойно пользуются всеми благами цифровой цивилизации: компьютерами, смартфонами, соцсетями, фейстаймами, мессенджерами, роботами-пылесосами и прочим», — говорит Юлия Жукова.
  • Отношение к деньгам. Поколения бумеров и Х в целом более аккуратно относятся к деньгам, поскольку эти люди не раз переживали экономические кризисы. Они чаще придерживаются консервативных стратегий накопления. Миллениалы не боятся брать на себя финансовые обязательства и рисковать. У зумеров более лёгкое отношение к деньгам, они больше тратят на гаджеты и онлайн-развлечения.
«Отношение к деньгам у поколений разное. Бумеры копят на чёрный день, миллениалы покупают крипту и путешествия, зумеры донатят на стримах и покупают NFT», — комментирует психолог.
© Freepik

Как преодолеть межпоколенческие разногласия

Различия поколений — не угроза мирному сосуществованию домочадцев, а возможность обогатить семейный опыт, считает Юлия Жукова. Но преодоление разногласий требует осознанных усилий и компромиссов.

«Чтобы преодолеть конфликт поколений, необходимо научиться разговаривать. Обсуждайте ценности, а не поступки. Обменивайтесь опытом, но не навязывайте его. Смягчайте напряжённость шутками: юмор помогает во все времена. И не пытайтесь переубедить, а стремитесь понять», — рекомендует специалист.

Вот несколько правил, которые помогут наладить взаимопонимание:

  1. Развивайте эмпатию и активное слушание. Учитесь ставить себя на место другого человека, чтобы понять, какие ценности и опыт сформировали его точку зрения. Дайте всем возможность высказаться и выразить свои мысли и чувства: не перебивайте, не критикуйте, не осуждайте. Уточняйте позицию другого, если вам что-то непонятно.
  2. Уважайте взгляды и опыт каждого поколения в своей семье. Не обесценивайте слова и убеждения другого человека, даже если они не совпадают с вашим мнением. Возьмите за правило, что в вашей семье каждый может высказаться открыто, не прибегая к обвинениям и манипуляциям.
  3. Проявляйте готовность к компромиссам и уступкам. Пробуйте найти взаимовыгодные решения, которые учитывают интересы всех членов семьи.
  4. Не навешивайте ярлыки, избегайте стереотипов и обобщений. В домашних ссорах ничто так сильно не обижает, как обобщающие выводы о характере и поведении другого человека. Помните, что каждый уникален, независимо от того, какому поколению он принадлежит.
  5. Ищите ценности, которые объединяют разные поколения семьи. Поддерживайте друг друга в трудные моменты, избегая фраз: «Я же говорил(а), а ты меня не послушал(а)». Отмечайте вместе праздники, укрепляйте семейные традиции, проводите больше времени вместе.

Кто такая кума и чем деверь отличается от шурина? Полный гид по родственным связям