Как ужиться в одной семье бумерам, Х, миллениалам и зумерам
Людям разных поколений порой сложно понять друг друга, даже если это члены одной семьи. Разницу ценностей, взглядов и привычек отцов и детей хорошо объясняет теория поколений, ставшая популярной в последние годы. Согласно ей, каждые 15–20 лет рождается новое поколение людей, чьи мировоззрение и поведение отличаются от предыдущих возрастных групп. Теорию применяют в работе не только маркетологи, HR-специалисты, менеджеры, но и семейные психологи. Какие особенности у каждого поколения и как избежать типичных семейных конфликтов между бумерами, поколением Х, миллениалами и зумерами — в материале «Рамблера».
Откуда взялась теория поколений
Впервые о теории заговорили в 1991 году, когда в США вышла книга «Поколения» специалиста по демографии, социолога Нила Хау и историка, писателя Уильяма Штрауса. Они проанализировали историю США с 1584 года через биографии разных людей и пришли к выводу о четырёхчастном поколенческом цикле: подъём — пробуждение — спад — кризис, который длится примерно 80 лет. Американские исследователи обнаружили схожие циклы в других странах.
Суть теории в том, что общество развивается циклично. Примерно каждые 20 лет происходит смена поколений — людей с общими ценностями, убеждениями и моделями поведения, которые формируются под влиянием ключевых исторических событий, технологических изменений и социальных тенденций, имевших место в период их взросления.
Несмотря на свою популярность, теория поколений не считается строгой научной доктриной. У неё немало критиков, называющих такой подход «поп-социологией».
«К сожалению, теория не учитывает индивидуальные особенности, культурные, социальные факторы. Есть риск "навешивания ярлыков": не все представители поколения одинаковы. Поэтому теория может приниматься во внимание, но только комплексно, учитывая индивидуальные особенности человека».
Юлия ЖуковаПсихотерапевт, клинический психолог
Тем не менее, по словам эксперта, это действенный инструмент в семейной психологии.
«Теория помогает понять ценности, установки и поведенческие паттерны разных поколений. Например, зная, что бумеры ценят стабильность, а зумеры ориентированы на самореализацию и цифровую коммуникацию, можно снизить конфликты, связанные с разным восприятием жизни», — поясняет собеседница «Рамблера».
Понимание особенностей разных поколений также помогает:
- улучшить коммуникацию между людьми разного возраста;
- эффективно использовать потенциал представителей разных поколений в работе и в личной жизни;
- строить гармоничные отношения в семье.
Доля разных поколений в общей численности населения России*
• молчаливое поколение — 3%
годы рождения: 1928–1945
• бумеры — 18%
годы рождения: 1946–1964
• поколение Х — 19%
годы рождения: 1965–1980
• миллениалы — 21%
годы рождения: 1981–1996
• зумеры — 17%
годы рождения: 1997–2012
• альфа — 22%
годы рождения: 2013–2025
*по данным бюллетеня «Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2024 года» Федеральной службы государственной статистики.
Основные поколения и их характеристики
Молчаливое поколение
Это люди, родившиеся между 1928 и 1945 годами. Они пережили Великую Отечественную войну и занимались послевоенным восстановлением страны. Молчаливое поколение формировалось во времена, когда самовыражение и критика могли обернуться проблемами.
Ключевые события: стройки первых пятилеток, Великая Отечественная война, сталинские репрессии, военные и послевоенные голодные годы, восстановление страны, хрущёвская оттепель.
Характерные черты:
- трудолюбие, высокая ответственность и чувство долга;
- скромность, запасливость, бережливость;
- уважение к иерархии;
- сдержанность в выражении эмоций, самоконтроль.
Ценности: семья, патриотизм, трудолюбие, скромность, преданность долгу, стабильность.
Бумеры, или беби-бумеры
Люди, родившиеся с 1946 по 1964 год — в период послевоенного всплеска рождаемости. Значительная часть их жизни пришлась на советский период. Они были свидетелями послевоенного восстановления страны, запуска первого спутника и первого полёта человека в космос. В основе их ценностей — «психология победителей».
Ключевые события: послевоенный бум рождаемости, первый полёт человека в космос, холодная война, бурное развитие телевидения, перестройка.
Характерные черты:
- трудолюбие, преданность делу;
- активность, лидерство;
- оптимизм и вера в светлое будущее, гордость за прошлое;
- ориентация на стабильность и материальный достаток.
Ценности: семья, работа, карьера, патриотизм, долг, коллектив, стабильность.
«Бумеры ценят трудолюбие, иерархию, традиционные роли. Они склонны к гиперопеке, так как видят в своей семье главную опору», — говорит Юлия Жукова.
Поколение X
Те, кто родился с 1965 по 1980 год. Поколение Х ещё помнит жизнь до появления интернета. Оно пережило несколько технологических революций. На молодость и юность этих людей выпали политические, социальные и экономические потрясения.
Ключевые события: холодная война, «застой», война в Афганистане, перестройка, распространение СПИДа, распад СССР, реформы, появление персональных компьютеров, интернета, эпоха MTV.
Характерные черты:
- независимость и самодостаточность;
- гибкость и адаптивность;
- самостоятельность;
- индивидуализм и прагматизм.
«Представители поколения Х отличаются самостоятельностью, скептицизмом, прагматизмом. В семье они часто разрываются между заботой о родителях (бумерах) и поддержкой детей-зумеров», — комментирует психолог.
Ценности: свобода, независимость, самореализация, семья, друзья.
Миллениалы, или поколение Y
Люди, рождённые примерно с 1981 по 1996 год. Другие названия — «поколение Next», «сетевое поколение». Они родились в период смены эпох, когда перестал существовать СССР и появилось несколько разных государств. Это время экономических потрясений, а также всплеска преступности.
Детство или юность миллениалов пришлись на время бурного развития цифровых технологий. У этого поколения нет выраженных предпочтений в религии, политике, искусстве. Одна из ценностей — быть «не как все», выделяться из толпы. Также Y некоторые исследователи называют первым поколением, у которого нет своих героев.
Ключевые события: развал СССР, экономические реформы, всплеск преступности, развитие интернета и мобильных технологий, глобализация, теракты 11 сентября 2001 года, экономический кризис 2008 года.
Характерные черты:
- уверенность в себе и амбициозность;
- потребность в самовыражении, признании и обратной связи;
- позднее взросление;
- многозадачность;
- плохая адаптивность к иерархическим структурам и бюрократическим процедурам.
Ценности: успех, самовыражение, путешествия, впечатления, образование.
«Миллениалы стремятся к осмысленности и гибкому графику в работе. В семье предпочитают равноправие», — отмечает Юлия Жукова.
Зумеры, или поколение Z
Те, кто родился в период примерно с 1997 по 2012 год. Это люди, которые с раннего возраста росли в условиях доступа к интернету и цифровым технологиям, за что получили прозвище «цифровые аборигены». Они проводят больше времени в гаджетах, чем за книгами.
В целом зумеры живут медленнее, чем предшествующие поколения в их возрасте. Для них характерна склонность к самовыражению через социальные медиа. Они не делят мир на виртуальный и реальный. Предпочитают общение в интернете, удалённую работу и учёбу. Поколение Z больше подвержено тревоге и депрессии.
Ключевые события: бум социальных сетей, развитие технологий, искусственного интеллекта, пандемия COVID-19, борьба с терроризмом.
Характерные черты:
- цифровая и технологическая зависимость;
- открытость, толерантность;
- интерес к самообразованию и онлайн-обучению;
- потребительская и экологическая осознанность;
- отстаивание личных границ.
Ценности: аутентичность, разнообразие, справедливость, безопасность.
«Зумеров отличает толерантность, внимание к экологии и ментальному здоровью. Им свойственно неприятие авторитарности и стремление к быстрым результатам», — подчёркивает психолог.
Поколение альфа
Дети, родившиеся с 2013 года и, предположительно, до 2025 года. Их детство и подростковый возраст приходятся на время доминирования «умных технологий», развития искусственного интеллекта. Можно сказать, что они родились с «гаджетом в руках». Многие представители этого поколения уже в 3–4 года имели свои смартфоны и планшеты.
Ключевые события: развитие виртуальной реальности, искусственного интеллекта, пандемия COVID-19, СВО.
Характерные черты (ещё формируются):
- клиповое мышление, сложности с концентрацией внимания;
- эмоциональная уязвимость;
- прагматичность;
- склонность к индивидуализму.
Почему возникают конфликты между разными поколениями семьи
У каждого поколения свои представления о жизни. Это касается буквально всего: быта, карьеры, учёбы, личных отношений, воспитания детей, покупки вещей, путешествий, досуга, соцсетей. Межпоколенческие неравенства так или иначе приводят к конфликтам, говорит эксперт.
«Так, по мнению бумеров, зумеры и миллениалы зависят от телефонов и не умеют общаться вживую. Зумеры считают, что бумеры — сухари, которые осуждают людей нетрадиционной ориентации и не верят в глобальное потепление. Миллениалы недовольны зумерами, потому что, по их мнению, те хотят всё и сразу, без усилий», — приводит примеры Юлия Жукова.
Какие темы могут стать камнем преткновения
- Домашние дела. У бумеров, как правило, строгие стандарты порядка и чистоты. Младшие поколения более терпимо относятся к беспорядку, считая, что внутренний комфорт важнее. Споры могут возникать из-за методов ведения домашнего хозяйства, применения бытовой техники. Кроме того, бумеры придерживаются традиционных гендерных ролей в доме.
«Бабушка-бумер может считать, что "в семье женщина должна вести хозяйство, а мужчина — зарабатывать", в то время как её внук-зумер полагает, что обязанности можно разделить поровну. А дочь-миллениалка нанимает клининг, чтобы уделить больше времени йоге», — отмечает Юлия Жукова.
- Выбор профессии и работы. Для бумеров и представителей молчаливого поколения успех — это долгая работа на одном предприятии или в фирме, достижение материального достатка, положения в обществе. Ради работы они готовы жертвовать личным временем и своими интересами. По мнению бумеров, высшее образование — ключ к успеху. Поэтому они могут давить на детей и внуков, чтобы те выбрали престижную профессию, престижный вуз и работу. Миллениалы и зумеры стремятся в первую очередь к самореализации и балансу между работой и личной жизнью.
«Бумеры предпочитают стабильную работу, чтобы была стабильная зарплата и пенсия. Зумеры хотят удалёнку, фриланс и проекты с миссией. Миллениалы выбирают работу, которая приносит удовольствие, иначе для них это пустая трата времени», — комментирует Юлия Жукова.
- Гиперопека. Бумеры, воспитанные в духе коллективизма, воспринимают постоянные советы, расспросы и наставления как проявление заботы и любви, в то время как для зумера это сигнал, что его не уважают, не верят в его способности. Поколение Х и миллениалы в целом более терпимо относятся к участию и помощи старшего поколения, даже если не нуждаются в них.
«Бумеры из-за склонности к гиперопеке считают, что их чадо-миллениал даже в 40 не готово от них съехать. Зумеры уже в 18 хотят побыстрее "свалить" из родительского гнезда. А их родители-миллениалы предпочитают комфорт — могут жить как отдельно, так и с родителями», — отмечает психолог.
- Отношение к гаджетам. Миллениалы и зумеры в большей степени зависимы от гаджетов и новых технологий. Бумеры склонны критиковать их за то, что они слишком много времени проводят в сетях, тогда как для миллениалов и зумеров это инструмент общения, продвижения бизнеса, получения информации и т. п.
«Бумеры предпочитают книги и не понимают TikTok. Зумеры не понимают своих дедушек и бабушек, которые не сёрфят в соцсетях. Однако теория часто отличается от практики. Я наблюдаю интересную тенденцию: среди бумеров и поколения Х есть большое количество людей, которые спокойно пользуются всеми благами цифровой цивилизации: компьютерами, смартфонами, соцсетями, фейстаймами, мессенджерами, роботами-пылесосами и прочим», — говорит Юлия Жукова.
- Отношение к деньгам. Поколения бумеров и Х в целом более аккуратно относятся к деньгам, поскольку эти люди не раз переживали экономические кризисы. Они чаще придерживаются консервативных стратегий накопления. Миллениалы не боятся брать на себя финансовые обязательства и рисковать. У зумеров более лёгкое отношение к деньгам, они больше тратят на гаджеты и онлайн-развлечения.
«Отношение к деньгам у поколений разное. Бумеры копят на чёрный день, миллениалы покупают крипту и путешествия, зумеры донатят на стримах и покупают NFT», — комментирует психолог.
Как преодолеть межпоколенческие разногласия
Различия поколений — не угроза мирному сосуществованию домочадцев, а возможность обогатить семейный опыт, считает Юлия Жукова. Но преодоление разногласий требует осознанных усилий и компромиссов.
«Чтобы преодолеть конфликт поколений, необходимо научиться разговаривать. Обсуждайте ценности, а не поступки. Обменивайтесь опытом, но не навязывайте его. Смягчайте напряжённость шутками: юмор помогает во все времена. И не пытайтесь переубедить, а стремитесь понять», — рекомендует специалист.
Вот несколько правил, которые помогут наладить взаимопонимание:
- Развивайте эмпатию и активное слушание. Учитесь ставить себя на место другого человека, чтобы понять, какие ценности и опыт сформировали его точку зрения. Дайте всем возможность высказаться и выразить свои мысли и чувства: не перебивайте, не критикуйте, не осуждайте. Уточняйте позицию другого, если вам что-то непонятно.
- Уважайте взгляды и опыт каждого поколения в своей семье. Не обесценивайте слова и убеждения другого человека, даже если они не совпадают с вашим мнением. Возьмите за правило, что в вашей семье каждый может высказаться открыто, не прибегая к обвинениям и манипуляциям.
- Проявляйте готовность к компромиссам и уступкам. Пробуйте найти взаимовыгодные решения, которые учитывают интересы всех членов семьи.
- Не навешивайте ярлыки, избегайте стереотипов и обобщений. В домашних ссорах ничто так сильно не обижает, как обобщающие выводы о характере и поведении другого человека. Помните, что каждый уникален, независимо от того, какому поколению он принадлежит.
- Ищите ценности, которые объединяют разные поколения семьи. Поддерживайте друг друга в трудные моменты, избегая фраз: «Я же говорил(а), а ты меня не послушал(а)». Отмечайте вместе праздники, укрепляйте семейные традиции, проводите больше времени вместе.
Кто такая кума и чем деверь отличается от шурина? Полный гид по родственным связям