В России хотят вернуть оценки за поведение: что это — инструмент воспитания или защита учителя?
Предложение вернуть в школы оценки за поведение прозвучало 10 декабря 2024 года на встрече президента РФ Владимира Путина с членами Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Глава государства заявил, что оценка за поведение в школе, в случае её возвращения, должна быть равноценной с другими оценками. Позже стало известно о намерении депутатов Госдумы подготовить соответствующий законопроект. «Рамблер» спросил у экспертов в сфере образования, что они думают по поводу возможного возвращения оценок за поведение, что стало причиной их отмены в прошлом и может ли эта мера стать защитой для педагогов от нарушающего социальные нормы поведения школьников.
Как в России вводились и отменялись оценки за поведение
Практика борьбы за дисциплину с помощью оценок за поведение берёт начало в школах Российской империи. Лишь имея оценку «отлично» за поведение в аттестате можно было поступать в университет. После революции в 1918 году любые отметки, в том числе за поведение, были отменены. К нарушителям школьной дисциплины в те годы применялись такие меры воздействия, как замечание, выговор или обсуждение на собрании.
Оценки вернулись в школы в 1943 году, после того как нарком просвещения РСФСР Владимир Потёмкин утвердил «Правила для учащихся» . Согласно этим правилам, детям следовало беспрекословно подчиняться распоряжениям директора школы и учителей и не употреблять бранных и грубых выражений.
В 1944 году Владимир Потёмкин издал постановление «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся». В нем говорилось, что оценка «5» ставится «за безупречное поведение учащегося» и только при наличии такой оценки допускалась выдача аттестата. С двойкой решался вопрос об исключении из школы.
В 1970 году пятибалльную систему заменили словесными характеристиками поведения — «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное», где отметка «неуд» ставилась в дневник ученикам, которые систематически не выполняли «основные обязанности» и не подчинялись требованиям школы и учителей. Годовой «неуд» по поведению мог стать причиной недопуска учащихся старших классов к выпускным экзаменам. Вместо аттестата они получали справку о том, что прослушали курс средней общеобразовательной школы.
В 1989 году отметки за поведение были упразднены (письмо Министерства народного образования РСФСР от 06.03.1989 № 10‑135/25 «Об оценках за поведение, прилежание учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, характеристиках учащихся 10 классов»), после чего они ушли из повседневной практики учебных заведений.
5 принципов диалога: что делать, если подросток перестал с вами разговаривать
Какие были плюсы у старой системы оценивания поведения
Педагог-психолог Ольга Князева рассказывает, что застала времена, когда в дневниках школьников классный руководитель в конце недели выставлял отметки за поведение.
«Это, несомненно, мотивировало, особенно в начальной и средней школе. Родители проверяли дневники и должны были расписаться рядом с отметкой за неделю, что заставляло даже старшеклассников относиться достаточно серьёзно к этой отметке», — говорит Ольга Князева.
Ольга Князевапедагог-психолог, социальный педагог
Такую еженедельную обратную связь учителя с родителями эксперт называет важным элементом воспитательной стратегии.
Заслуженный учитель Российской Федерации Лев Соболев вспоминает, что отказ от отметок за поведение тридцать с лишним лет назад совпал с волной всеобщей либерализации. Тогда этот шаг вполне соответствовал духу времени: были отменены не только отметки за поведение, но и школьная форма.
«Это было сделано с целью освободить ученика от внешнего давления. Хорошо это или плохо? Читал недавно статью о двух ученицах, которые бросили торт в лицо учительницы. Автор статьи обращал внимание, что сейчас учитель не имеет права одёрнуть учеников, убраны коррекционные классы. Это всё так. Учителям действительно приходится заниматься одновременно учениками с девиантным поведением и теми, кто хотел бы учиться. В классе может быть 30 человек, а знания получать из них хотят только 15. И с этой точки зрения возвращение оценок за плохое поведение могло бы сработать в качестве одного из механизмов воздействия на тех, кому трудно высидеть урок», — говорит Лев Соболев.
Лев СоболевЗаслуженный учитель РФ
Есть ли «подводные камни» у оценок за поведение?
Вопрос о возвращении оценок за поведение был поднят летом 2024 года. Тогда председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев предложил, чтобы получившего двойку за дисциплину ученика не допускали к ОГЭ и ЕГЭ. Министр просвещения Сергей Кравцов поддержал идею возвращения к оценкам за поведение, но отметил, что необходимо определить критерии этой оценки, кто е` будет выставлять и с какими последствиями.
Заместитель председателя экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы Ольга Галузина в разговоре с «Рамблер» отмечает, что для того, чтобы выставить оценку, сначала нужно научить — так работает образование на любом уровне, от начальной школы до высшего образования.
«Сначала мы получаем знания, а потом педагог, преподаватель оценивает уровень этих знаний. Для этого должны быть сформированы критерии оценивания. Если не будет такого предмета, учебного плана, то каким образом будет производиться оценивание. Как мы, взрослые, сможем взять на себя ответственность за оценивание», — объясняет Ольга Галузина.
Ольга ГалузинаЗампредседателя экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы
Собеседница «Рамблер» согласна, что наличие оценок за поведение может стимулировать дисциплину и выполнение правил. Но эти правила, по её словам, необходимо сначала сформировать.
«Нужно разработать программу, учебный план, в соответствии с которым дети будут понимать, как можно вести себя, а как нельзя. Только после этого можно подходить к вопросу оценивания», — поясняет эксперт.
Этот вопрос сложный, добавляет она, поэтому требует тщательной проработки и подготовки перед внедрением, с участием школьников, их родителей и педагогов.
Минобрнауки изменило порядок приёма в вузы и перечень вступительных испытаний: что важно знать
Кому могут помочь оценки за поведение?
Ольга Князева называет оценку за поведение «серьёзным инструментом», но напоминает: когда этот инструмент активно использовался, школа была иной — учитель был уважаемой фигурой, а система отношений учитель-ученик отличалась от сегодняшней. По её словам, если разработка критериев оценивания и их применение на практике послужит делу «защиты чести и достоинства учителя» — это начинание можно только приветствовать. Однако не надо забывать, что в случае с оценками за поведение речь идёт о психическом здоровье детей.
«Оценка должна стать не рычагом давления на школьников, а опорой для формирования сознательной дисциплины, методом положительной стимуляции социально приемлемого и продуктивного поведения», — подчеркивает Ольга Князева.
Ольга Галузина также предлагает проанализировать, почему ребёнок ведет себя неправильно, то есть не в соответствии с общепринятыми правилами. На это, по её словам, может быть как минимум две причины: он не хочет соблюдать правила, хоть и знает их, либо он не может это делать из-за особенностей развития.
«Эти два критерия нужно идентифицировать сразу при взаимодействии ребёнка и учителя. И одной, и второй группе детей нужна помощь специалистов», — поясняет Ольга Галузина.
Лев Соболев в свою очередь обращает внимание, что не менее важно, чем оценки за поведение, может ли учитель заинтересовать ученика, чтобы тому не хотелось отвлекаться на уроке.
«Неблагодарное дело — сообщать на уроке информацию, которую дети легко сами могут вычитать в Интернете. Нужно строить урок так, чтобы детям было интересно. Современные дети уже с 4-5 класса буквально живут в Сети, учителю нужны необыкновенные слова, чтобы до них достучаться», — заключает Лев Соболев.
Не спешите дружить и гневаться: как родителям правильно выстроить отношения с учителем