Как научить ребёнка учиться: 6 практических советов родителям
Родители часто жалуются: «Ребёнок не хочет учиться». Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки в такой ситуации рано или поздно приведут к конфликтам, а желания учиться не прибавят. Надёжный способ мотивировать дошкольника и школьника на получение знаний — заинтересовать его, считают эксперты «Рамблер». Как это сделать, разбираемся вместе с ними.
Как это — уметь учиться?
Умение учиться — это не природная особенность, а навык, который помогает нам получать новые знания и развиваться не только в школе, но и на протяжении всей жизни. По-научному, «умение учиться» можно определить как наличие у учащегося «познавательных средств (способов) эффективного учения, распространяемых на конкретную предметную область или несколько областей». Имеется ввиду умение работать с информацией.
«Умение учиться» складывается из:
- жажды исследований,
- умения анализировать,
- умения выбирать оптимальные способы решения.
Эти и другие навыки помогают адаптироваться в различных ситуациях и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.
Что нужно, чтобы у ребёнка возникла мотивация к обучению?
Безусловно, всё идет из детства. Ребёнок будет использовать то, что в него «запрограммировали» родители. Взрослые могут делать акцент на чувстве радости, возникающем от изучения чего-то нового.
Педагог-психолог Ирина Уварова работает в детском саду и знает, что умение учиться желательно прививать ещё до того, как ребёнок пойдет в первый класс.
«В дошкольном возрасте ребёнку интересно все, что связано с окружающим миром, — не только то, что имеет к нему непосредственное отношение, но и то, о чём говорят значимые взрослые. Широкий кругозор напрямую связан с социальной успешностью ребёнка: мне есть о чем рассказать, меня слушают, я интересен... Можно посоветовать уже с этого возраста начинать читать научную литературу — детские энциклопедии, где четко, научно, доступно описывается информация об окружающем мире. Ребёнку важно получать представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, других странах, изобретениях и о многом другом. Развернутые ответы родителей на вопросы малыша, их собственные вопросы по поводу его мнения простимулируют ребёнка думать и рассуждать», — поясняет Ирина Уварова.
Ирина УвароваПедагог- психолог МБОУ Лицей 6 "Парус" дошкольное отделение 1
В этот период задача взрослого помочь сформировать у ребёнка связь роста собственных достижений с интересом к новой социальной позиции — «хочу стать школьником», к стремлению знать и уметь.
В помощь родителям такие фразы:
— Как ты это сделал?!
— Вот это ты постарался!
— Это прекрасная мысль!
— Ты творчески к этому подошёл, научи меня!
— Мне нравится, как ты это делаешь!
— Это очень ценное наблюдение.
— Мне нравится проводить с тобой время.
«Некоторые дети чутко реагируют на социальную похвалу, хотя одного «молодец» бывает недостаточно. Заключите с ребенком договор на выполнение учебных заданий, пропишите награду за успешное выполнение и санкции за отказ от работы. Договор должен быть согласован с ребенком, соответствовать его актуальным потребностям и подписан обеими сторонами», — советует психолог Татьяна Власова.
Татьяна ВласоваПреподаватель психологии по специализации в социально-педагогической сфере
Делать ошибки — это нормально
Конечно, родители хотят, чтобы их дети становились успешными уже в первом классе. Однако здесь нужно помнить, что стартовые возможности у детей разные. Поэтому взрослым не стоит ожидать, что результат в начале обучения у всех детей будет одинаковым.
«У малышей, которые идут в первый класс, за спиной уже есть семь лет жизни в семьях с разным экономическим достатком, разным количеством братьев и сестер, разными семейными ценностями, приоритетами, разной степенью включенности родителей в формирование личности ребёнка. Детям с сильной нервной системой, хорошими познавательными способностями, развитым кругозором, сформированной речью и графомоторными навыками — положение и движения пишущей руки, хорошей памятью и вниманием достаточно моральной поддержки от родителей, чтобы освоиться в новой среде и включиться в процесс обучения», — продолжает Ирина Уварова.
По словам собеседницы «Рамблер», есть дети, для которых обязательно включённое участие взрослого, особенно на первых этапах вхождения в школьную среду.
«Какая это должна быть за помощь — вопрос индивидуальный. Чтобы ребёнок не испытывал чрезмерных нагрузок, но в то же время мог осваивать школьную программу, родителям придётся заняться организацией времени ребёнка, следить за его режимом сна и бодрствования. Возможно, взять на себя заботу о порядке в комнате и на столе малыша, чтобы у него остался физический ресурс на другие занятия кроме школьных: поплавать в бассейне, сходить в студию рисования, поиграть», — объясняет Ирина Уварова.
При этом взрослым необходимо научиться спокойно реагировать на то, что у ребёнка не получается. Гораздо лучше сконцентрироваться вместе с ребёнком на том, что делать.
«Когда люди учатся, они часто делают ошибки. Ошибки — это нормально. Ведь школьная учёба — это тренировка. Тренироваться значит выполнять действие снова и снова. Хвалите ребёнка за удачное выполнение заданий, а также за умение находить ошибки и их исправлять», — подчёркивает Татьяна Власова.
Важно, чтобы ребёнок, придя «первый раз в первый класс», испытывал достаточно позитивных чувств от самого себя, окружающего мира и значимых других людей.
В то же время, если школьник не успевает по всем предметам, следует задаться вопросом: а соответствует ли уровень требований к ученику его возможностям и уровню развития? Не лишним будет проконсультироваться со специалистами по особенностям ребёнка — логопедом, неврологом, психологом, они подскажут, что делать, и разработают план восполнения дефицитов.
Компьютер: «друг» или «враг» обучения?
Формирующаяся психика ребёнка исследует, познаёт, адаптируется в реальности с помощью тела и движений: тут стукнулся, там промахнулся, понял, как надо, отрегулировал настройки и в следующий раз попал точно в цель и с нужной силой. Пространство вокруг постоянно, двигается он.
В компьютере двигается только картинка перед глазами. За счёт этого нейронные связи формируются иначе, снижая адаптивные возможности тела ребёнка в реальности. По этой причине эксперты советуют родителям держать на контроле и регулировать то, что ребёнок потребляет с монитора гаджета.
«Почему бы не заняться изучением азбуки с помощью компьютера? Сейчас для детей создано огромное количество развивающих и обучающих компьютерных игр и этими технологиями стоит пользоваться. В то же время важно помнить о балансе времени, проведённом за компьютером, и в реальном, “твёрдом” мире. Для психики ребёнка впечатления от гаджета — как ложка сахара для нашего организма вместо морковки. Переживаемые впечатления не отличаются от реальных, а энергозатрат — минимум. Я советую составить расписание, режим дня, который вы обсуждаете с ребёнком, фиксируете это на бумаге, а потом чётко придерживаетесь оговорённых правил: в какое время и чем он занят, сколько времени на какое занятие тратит», — говорит Ирина Уварова.
В то же время Татьяна Власова отмечает, что компьютерная грамотность многих детей ограничивается перепиской в мессенджерах и играми. При этом дошкольник или младший школьник может не знать, как выключить компьютер, не говоря уже о печати на клавиатуре или сохранения нужных данных.
«Действуйте через то, чем интересуется ребёнок. Объясняйте, а не давайте готовый ответ. Когда у ребёнка сформируется навык работы за компьютером, будет получаться самостоятельно, такая работа станет для него источником удовольствия, а компьютер надежным, понятным помощником», — заключает она.
Практические советы родителям
- Поддерживайте в ребёнке стремление к позитивному самовыражению, когда он проявляет вовне удовольствие от рисования или чтения, интерес к занятию, восторг от выполненной работы, хвалите его за конкретные достижения.
- Будьте внимательными к желаниям ребёнка, но и умейте ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей.
- Обозначайте только ту границу, которую вы в состоянии отстоять и выдержать.
- Давайте возможность ребёнку общаться со сверстниками и близкими, организуйте отдых всей семьей, вместе с ребёнком обсуждая совместные планы.
- Постепенно снижайте контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их.
- Просите помощи у ребёнка и спрашивайте, в чём ему помочь. Дети, как и взрослые, охотнее откликаются на просьбу о помощи, чем на приказы или навязывание заботы.