Дислексия и дисграфия: что делать, если у школьника обнаружились проблемы с чтением и письмом

Ребёнок читает медленно и с ошибками, когда его сверстники уже давно освоили беглое чтение, не может переписать текст с классной доски? Никакие занятия с репетиторами и зубрежка из-под палки не дадут результатов, если у ребёнка дислексия или дисграфия. Как распознать эти нарушения и что с этим делать, расскажем в нашей статье.

Дислексия и дисграфия: что делать, если у школьника обнаружились проблемы с чтением и письмом
© Рамблер

Что такое дислексия и дисграфия. В чём разница?

По данным российской Ассоциации родителей и детей с дислексией, 15-20% людей по всему миру испытывают трудности в обучении. В России, согласно серии исследований, которые провела образовательная платформа Учи.ру среди педагогов и родителей, до трети учеников начальных классов имеют проблемы с формированием навыка письма без орфографических ошибок . Тут можно возразить, что все дети в процессе обучения делают ошибки. Но если у большинства школьников ошибок постепенно становится меньше, то у детей с дислексией или дисграфией проблемы сохраняются месяцы и даже годы.

Дисграфия вызывает сложности с письмом. Характерными признаками считаются стойкие повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с усвоением орфографических норм.

Дислексия влияет на чтение при сохранении общей способности к обучению. При этой особенности восприятия у ребёнка или взрослого возникают трудности с чтением: он не может соотнести звуки, буквы и слова.

«Эти нарушения, как правило, идут параллельно. Если ребёнок читает с ошибками, то, скорее всего, он и пишет с этими же специфическими ошибками», — объясняет учитель-логопед Наталья Гжелина.

Наталья Гжелина
Наталья ГжелинаУчитель-логопед

От чего возникает дислексия и дисграфия

Причины могут как нейробиологические, так и социальные. В первом случае зоны мозга, отвечающие за функции речи, менее активны, чем у других людей. Также причины дислексии и дисграфии иногда кроются в непомерных умственных нагрузках не по возрасту, неблагоприятной атмосфере в семье и недостаточном социальном контакте.

По словам Натальи Гжелиной, к дислексии и дисграфии способна привести вовремя несформированная устная речь. В норме простыми фразами малыш должен начать говорить примерно с полутора лет. Но если ребёнок начал говорить поздно — после трёх лет, то качество речи у него может не соответствовать возрасту. В будущем это путь к трудностям с овладением письмом.

Также рекомендуется проявить внимание, если:

  • Ребёнок поздно начал ползать или не ползал и сразу пошел.
  • Есть проблемы с развитием мелкой моторики, например, с завязыванием шнурков.
  • Не может научиться играть с мячом — кидает мимо, не может поймать мяч.
  • Плохо держит баланс. Не способен стоять на одной ноге, не может научиться ездить на велосипеде или самокате.

Не последнюю роль в появлении дислексии и дисграфии играет наследственность — да, эти нарушения передаются по роду.

Кстати

Дислексия — болезнь творческих людей

Дислексию ещё называют болезнью творческих людей. Дислексики используют правое полушарие мозга активнее левого, то есть дислексик воспринимает мир преимущественно образами . При этом среди дислексиков немало знаменитостей. Например, дислексиком был Уолт Дисней, для которого представляло неимоверную трудность дать автограф. А также Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Томас Эдисон, Агата Кристи, Стив Джобс, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн, Владимир Маяковский, Билл Гейтс, Том Круз и многие другие.

20+ идей, как интересно и полезно провести новогодние каникулы с детьми

Как проявляются нарушения

Уже в дошкольном возрасте можно понять, что с ребёнком что-то не так и есть повод для беспокойства.

Что должно насторожить родителей:

  • Нарушенное звукопроизношение. У ребёнка неправильное произношение больше двух звуков в речи.
  • Косноязычие. Ребёнок не может грамматически точно построить фразы.
  • Неверное проговаривание окончаний.
  • Ребёнок не может повторить за взрослым фразу из трёх-четырёх слов.
  • Не умеет изменять форму слов.
  • Переставляет слоги местами, пропускает буквы.
  • Быстро говорит, тараторит.

Если у ребёнка есть вышеперечисленные проблемы, родителям дошкольника стоит обратиться к специалистам — логопеду, неврологу, нейропсихологу. Они помогут выявить предрасположенность к дислексии и дисграфии. В сложных случаях может потребоваться помощь психиатра. При этом окончательно диагностировать эти нарушения можно только после того, как ребёнок закончил второй класс, то есть примерно в 9 лет. В этом возрасте ребёнок уже должен уметь хорошо читать и писать.

Симптомы дислексии:

  1. Ребёнок читает медленно, с большим усилием.
  2. Прочитав слоги, не может сказать, какое слово получилось.
  3. Пытается угадывать слово вместо того, чтобы прочесть его.
  4. Прочитав текст, часто не может пересказать его содержание.
  5. Есть трудности с расстановкой ударений.
  6. Пропускает звуки в словах, неправильно договаривает окончание слова, придумывает окончания.

Симптомы дисграфии:

  1. Неразборчивый почерк.
  2. Пропуск букв и целых слогов, замена их местами, неправильные окончания.
  3. Нарушение интервалов между буквами и словами.
  4. Произвольное чередование строчных и прописных букв.
  5. Ребёнок не выделяет предложения на письме, нет заглавных букв, нет точек.
© Anton Unguryanu_Dreamstime

Виды дислексии и дисграфии

Дислексия

Дислексия имеет несколько разновидностей. В российской классификации их пять.

Фонематическая. Ребёнок во время чтения заменяет и смешивает буквы на близкие звуки: Ж — Ш, Г — К и так далее.

Семантическая. Ребёнок может иметь хорошую технику чтения, но не понимает смысла прочитанного, не устанавливает между словами никакой связи.

Оптическая. Во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожие оптические признаки. Например, В — З без палочки, или Р — Ь.

Мнестическая. Ребёнок в течение длительного времени не может запомнить букву.

Аграмматическая. Её характерные особенности — это неправильные окончания, род, падеж, число, трудности в словообразовании, неправильная постановка ударения.

Дисграфия

Дисграфия также подразделяется на несколько видов. Это артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.

Артикуляторно-акустическая. В основе её лежит опора на неправильное проговаривание слов.

Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания. Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. При этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова. Наиболее характерны пропуски согласных при их стечении: диктант — дикат, школа — кола и так далее.

Аграмматическая. Аграмматизмы на письме могут проявляться в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (козлята — козлёнки), изменении падежных окончаний (много деревов).

Оптическая. Связана с недоразвитием зрительного анализа и пространственных представлений. Проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Не спешите дружить и гневаться: как родителям правильно выстроить отношения с учителем

Можно ли это вылечить?

Дислексия включена в действующий в России Международный классификатор болезней десятого пересмотра (МКБ-10) https://medum.ru/mkb-r48.0. Однако это нарушение считается изолированным, то есть оно не сказывается на общем уровне интеллекта и других навыках ребёнка. Дислексию, как и дисграфию, нельзя вылечить, но можно скорректировать.

«Для каждого вида дисграфии и дислексии есть свои упражнения, нацеленные на становление всех речевых сторон. Это очень кропотливая, систематическая и долгая работа, где многое зависит от индивидуальных качеств ребёнка, от того, как будут включаться компенсаторные функции его головного мозга», поясняет собеседница «Рамблер».
© Freepik

Основные направления коррекционной работы включают:

  • Развитие фонематического восприятия, не только в устной, но и в письменной речи (умение выделять близкие по звучанию звуки);
  • Работу над звукопроизношением;
  • Развитие навыков звукового анализа и синтеза (выделение из текста предложений, из предложения — слов, из слов — слогов и звуков);
  • Совершенствование связной речи, работа над предложением и знаками препинания в нем.

Эксперты советуют начинать профилактику нарушений задолго до того, как ребёнок пойдет в школу.

«С самого рождения с ребёнком нужно постоянно общаться разговаривать с ним, петь, чётко проговаривать слова. Также ребёнок должен много двигаться, бегать, прыгать. Хорошо, если он будет заниматься спортом. А вот сразу учить его читать и писать не нужно. У дошкольников всё развитие должно происходить через игру. Отличным вариантом станут игры на развитие мышления, памяти и внимания. Буквы можно лепить из пластилина, выкладывать на столе из разных предметов. Эти образы будут откладываться в детском подсознании», заключает Наталья Гжелина.

Главное

Причины нарушений при чтении и письме у ребёнка могут быть разные — от нейробиологических до социальных. Если родители замечают проблемы в произнесении больше двух звуков, в постоянных ошибках при чтении, стоит обратиться к логопеду и нейропсихологу. Дисграфия и дислексия не лечатся, но могут корректироваться с помощью упражнений. Для каждого ребёнка индивидуально их подберёт специалист.

Нужно ли школьнику заниматься в каникулы и как найти баланс между отдыхом и учёбой