Дислексия и дисграфия: что делать, если у школьника обнаружились проблемы с чтением и письмом
Ребёнок читает медленно и с ошибками, когда его сверстники уже давно освоили беглое чтение, не может переписать текст с классной доски? Никакие занятия с репетиторами и зубрежка из-под палки не дадут результатов, если у ребёнка дислексия или дисграфия. Как распознать эти нарушения и что с этим делать, расскажем в нашей статье.
Что такое дислексия и дисграфия. В чём разница?
По данным российской Ассоциации родителей и детей с дислексией, 15-20% людей по всему миру испытывают трудности в обучении. В России, согласно серии исследований, которые провела образовательная платформа Учи.ру среди педагогов и родителей, до трети учеников начальных классов имеют проблемы с формированием навыка письма без орфографических ошибок . Тут можно возразить, что все дети в процессе обучения делают ошибки. Но если у большинства школьников ошибок постепенно становится меньше, то у детей с дислексией или дисграфией проблемы сохраняются месяцы и даже годы.
Дисграфия вызывает сложности с письмом. Характерными признаками считаются стойкие повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с усвоением орфографических норм.
Дислексия влияет на чтение при сохранении общей способности к обучению. При этой особенности восприятия у ребёнка или взрослого возникают трудности с чтением: он не может соотнести звуки, буквы и слова.
«Эти нарушения, как правило, идут параллельно. Если ребёнок читает с ошибками, то, скорее всего, он и пишет с этими же специфическими ошибками», — объясняет учитель-логопед Наталья Гжелина.
Наталья ГжелинаУчитель-логопед
От чего возникает дислексия и дисграфия
Причины могут как нейробиологические, так и социальные. В первом случае зоны мозга, отвечающие за функции речи, менее активны, чем у других людей. Также причины дислексии и дисграфии иногда кроются в непомерных умственных нагрузках не по возрасту, неблагоприятной атмосфере в семье и недостаточном социальном контакте.
По словам Натальи Гжелиной, к дислексии и дисграфии способна привести вовремя несформированная устная речь. В норме простыми фразами малыш должен начать говорить примерно с полутора лет. Но если ребёнок начал говорить поздно — после трёх лет, то качество речи у него может не соответствовать возрасту. В будущем это путь к трудностям с овладением письмом.
Также рекомендуется проявить внимание, если:
- Ребёнок поздно начал ползать или не ползал и сразу пошел.
- Есть проблемы с развитием мелкой моторики, например, с завязыванием шнурков.
- Не может научиться играть с мячом — кидает мимо, не может поймать мяч.
- Плохо держит баланс. Не способен стоять на одной ноге, не может научиться ездить на велосипеде или самокате.
Не последнюю роль в появлении дислексии и дисграфии играет наследственность — да, эти нарушения передаются по роду.
Кстати
Дислексия — болезнь творческих людей
Дислексию ещё называют болезнью творческих людей. Дислексики используют правое полушарие мозга активнее левого, то есть дислексик воспринимает мир преимущественно образами . При этом среди дислексиков немало знаменитостей. Например, дислексиком был Уолт Дисней, для которого представляло неимоверную трудность дать автограф. А также Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Томас Эдисон, Агата Кристи, Стив Джобс, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн, Владимир Маяковский, Билл Гейтс, Том Круз и многие другие.
20+ идей, как интересно и полезно провести новогодние каникулы с детьми
Как проявляются нарушения
Уже в дошкольном возрасте можно понять, что с ребёнком что-то не так и есть повод для беспокойства.
Что должно насторожить родителей:
- Нарушенное звукопроизношение. У ребёнка неправильное произношение больше двух звуков в речи.
- Косноязычие. Ребёнок не может грамматически точно построить фразы.
- Неверное проговаривание окончаний.
- Ребёнок не может повторить за взрослым фразу из трёх-четырёх слов.
- Не умеет изменять форму слов.
- Переставляет слоги местами, пропускает буквы.
- Быстро говорит, тараторит.
Если у ребёнка есть вышеперечисленные проблемы, родителям дошкольника стоит обратиться к специалистам — логопеду, неврологу, нейропсихологу. Они помогут выявить предрасположенность к дислексии и дисграфии. В сложных случаях может потребоваться помощь психиатра. При этом окончательно диагностировать эти нарушения можно только после того, как ребёнок закончил второй класс, то есть примерно в 9 лет. В этом возрасте ребёнок уже должен уметь хорошо читать и писать.
Симптомы дислексии:
- Ребёнок читает медленно, с большим усилием.
- Прочитав слоги, не может сказать, какое слово получилось.
- Пытается угадывать слово вместо того, чтобы прочесть его.
- Прочитав текст, часто не может пересказать его содержание.
- Есть трудности с расстановкой ударений.
- Пропускает звуки в словах, неправильно договаривает окончание слова, придумывает окончания.
Симптомы дисграфии:
- Неразборчивый почерк.
- Пропуск букв и целых слогов, замена их местами, неправильные окончания.
- Нарушение интервалов между буквами и словами.
- Произвольное чередование строчных и прописных букв.
- Ребёнок не выделяет предложения на письме, нет заглавных букв, нет точек.
Виды дислексии и дисграфии
Дислексия
Дислексия имеет несколько разновидностей. В российской классификации их пять.
Фонематическая. Ребёнок во время чтения заменяет и смешивает буквы на близкие звуки: Ж — Ш, Г — К и так далее.
Семантическая. Ребёнок может иметь хорошую технику чтения, но не понимает смысла прочитанного, не устанавливает между словами никакой связи.
Оптическая. Во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожие оптические признаки. Например, В — З без палочки, или Р — Ь.
Мнестическая. Ребёнок в течение длительного времени не может запомнить букву.
Аграмматическая. Её характерные особенности — это неправильные окончания, род, падеж, число, трудности в словообразовании, неправильная постановка ударения.
Дисграфия
Дисграфия также подразделяется на несколько видов. Это артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.
Артикуляторно-акустическая. В основе её лежит опора на неправильное проговаривание слов.
Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания. Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. При этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова. Наиболее характерны пропуски согласных при их стечении: диктант — дикат, школа — кола и так далее.
Аграмматическая. Аграмматизмы на письме могут проявляться в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (козлята — козлёнки), изменении падежных окончаний (много деревов).
Оптическая. Связана с недоразвитием зрительного анализа и пространственных представлений. Проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Не спешите дружить и гневаться: как родителям правильно выстроить отношения с учителем
Можно ли это вылечить?
Дислексия включена в действующий в России Международный классификатор болезней десятого пересмотра (МКБ-10) https://medum.ru/mkb-r48.0. Однако это нарушение считается изолированным, то есть оно не сказывается на общем уровне интеллекта и других навыках ребёнка. Дислексию, как и дисграфию, нельзя вылечить, но можно скорректировать.
«Для каждого вида дисграфии и дислексии есть свои упражнения, нацеленные на становление всех речевых сторон. Это очень кропотливая, систематическая и долгая работа, где многое зависит от индивидуальных качеств ребёнка, от того, как будут включаться компенсаторные функции его головного мозга», — поясняет собеседница «Рамблер».
Основные направления коррекционной работы включают:
- Развитие фонематического восприятия, не только в устной, но и в письменной речи (умение выделять близкие по звучанию звуки);
- Работу над звукопроизношением;
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза (выделение из текста предложений, из предложения — слов, из слов — слогов и звуков);
- Совершенствование связной речи, работа над предложением и знаками препинания в нем.
Эксперты советуют начинать профилактику нарушений задолго до того, как ребёнок пойдет в школу.
«С самого рождения с ребёнком нужно постоянно общаться — разговаривать с ним, петь, чётко проговаривать слова. Также ребёнок должен много двигаться, бегать, прыгать. Хорошо, если он будет заниматься спортом. А вот сразу учить его читать и писать не нужно. У дошкольников всё развитие должно происходить через игру. Отличным вариантом станут игры на развитие мышления, памяти и внимания. Буквы можно лепить из пластилина, выкладывать на столе из разных предметов. Эти образы будут откладываться в детском подсознании», — заключает Наталья Гжелина.
Главное
Причины нарушений при чтении и письме у ребёнка могут быть разные — от нейробиологических до социальных. Если родители замечают проблемы в произнесении больше двух звуков, в постоянных ошибках при чтении, стоит обратиться к логопеду и нейропсихологу. Дисграфия и дислексия не лечатся, но могут корректироваться с помощью упражнений. Для каждого ребёнка индивидуально их подберёт специалист.
Нужно ли школьнику заниматься в каникулы и как найти баланс между отдыхом и учёбой