Монтессори или вальдорф: чем отличаются эти образовательные системы
В России есть школы, которые применяют нестандартные подходы к образованию: одни отказались от привычной шкалы оценок, другие разрешают детям свободно перемещаться по классу во время урока. В этой статье мы расскажем о двух наиболее распространённых в нашей стране видах альтернативных школ — это школы Монтессори и Вальдорфские школы.
По данным Межрегиональной Монтессори ассоциации, этот метод применяют почти 120 детских садов в 60 городах страны. Школ тоже немало — порядка 70 учебных заведений.
Также в России действует Ассоциация вальдорфских школ, в которую входит 16 школ, работающих по системе Штайнера.
Система Монтессори
Когда появился метод
Сам метод Монтессори пришел к нам из Италии. Врач и педагог Мария Монтессори в 1907 году открыла свою первую школу, которую назвала «Домом детей». В обучении по методу Монтессори используется принцип — «помоги мне это сделать самому». То есть, взрослый выступает лишь как помощник, стимулирующий интересы ребёнка.
«В данном случае речь идет о радикальном перемещении центра деятельности, который раньше безусловно приходился на учительницу, а в рамках нашей методики, напротив, в первую очередь связан с ребенком.Воспитательная работа распределяется между наставницей и окружением. На место бывшей "дающей урок" учительницы пришло намного более сложное целое, то есть, кроме учительницы, появился еще ряд предметов (развивающий материал), который вместе с ней воспитывает ребенка».М. Монтессори, «Открытие ребёнка»
В чем суть метода
Мария Монтессори впервые в педагогике применила принцип научного наблюдения за детьми. Начиналось с того, что она выделила в развитии ребёнка периоды, которые назвала сензитивными. Это временные интервалы, когда дети особенно хорошо усваивают определенные навыки. Термин Монтессори заимствовала у биолога Хьюго де Фриза, описавшего процесс превращения гусеницы в бабочку.
Например, педагог полагала, что в возрасте от рождения до трёх лет ребёнку легче всего научиться поддерживать порядок. Произойдет это, если взрослые сами поддерживают порядок изо дня в день.
Или, к примеру, Монтессори считала, что пятилетний малыш, с которым взрослые много разговаривали и чьим попыткам самовыражения регулярно уделяли внимание, будет с интересом изучать буквы, чтобы прочитать написанное другими. Это следует естественной логике его развития.
Развитие ребёнка Монтессори поделила на периоды: от 0 до 6 лет, от 6 до 12 лет, от 12 до 18 лет.
Каждому периоду, по мнению Монтессори, соответствуют свои цели:
- 0-6 лет — достижение физической самостоятельности,
- 6-12 лет — интеллектуальная самостоятельность,
- 12-18 лет — экономическая самостоятельность.
Для каждой стадии Мария Монтессори разработала свои виды деятельности, которые должны были служить достижению этих целей.
«В возрасте от 6 до 12 лет у детей хорошо развито воображение, которое лежит в основе познавательного процесса. В этом возрасте дети проводят много исследовательской работы. В отличие от обычной начальной школы, где ученики сидят за индивидуальными партами или по двое, в школе Монтессори ребёнок может свободно перемещаться по классу, при этом много работы ведётся в малых группах. Взрослый только направляет их занятия, давая презентации и уроки».
Валентина НосенкоОсновательница «Московской школы Монтессори»
Особое внимание Мария Монтессори уделяла программе для подростков. Подросток, по мнению Монтессори, — это «социальный новорожденный». Ему важно пережить опыт из серии: «я могу сам обеспечить себя и организовать свою жизнь в соответствии со своими потребностями, ведь у меня есть, что предложить миру».
При этом Мария Монтессори считала, что в ранний подростковый период (13-14 лет), когда организм переживает гормональную бурю, бесполезно заставлять ребёнка заниматься интеллектуальным трудом.
Для образования в этот период Монтессори предлагала модель, при которой дети живут отдельно от родителей на ферме в сопровождении взрослых наставников. Там они много времени проводят на свежем воздухе, занимаются организацией быта и продажей продуктов своего труда.
С родными ребята видятся только по выходным или на каникулах. При этом их не выключают полностью из образовательного процесса. Биология, экономика и другие предметы становятся интересными, когда нужно выращивать сельхозкультуры или животных, наладить каналы сбыта продукции.
Валентина Носенко поясняет, что сейчас многие школы Монтессори находятся в городской черте, вдали от ферм, но и там ребята могут предложить обществу свои услуги. К примеру, по словам собеседницы «Рамблера», подростки работают в кафе, чинят велосипеды и так далее.
В возрасте от 15 до 18 лет гормональный фон становится более стабильным, а интеллектуальные процессы протекают с большей легкостью. На этом этапе ученики начинают активнее готовиться к поступлению в вуз, выбирают профориентацию.
Правда старшие классы есть всего в нескольких российских школах Монтессори. В некоторых обучение по методике заканчивается в 15 лет. Но больше всего школ, где обучение ведётся до 12 лет. Дальше ребёнок продолжает обучение уже в общеобразовательной школе.
«Среди родителей бытует мнение, что школы Монтессори — «закрытый клуб» для детей, посещавших детский сад Монтессори. Это не так. Адаптироваться к системе обучения по методу Монтессори может каждый. Самое главное — поддержка родителей и ценности, общие для семьи и школы», — подчеркивает Валентина Носенко.
Ключевые характеристики метода Монтессори:
- Акцент на развитии самостоятельности у детей;
- Ученики во время урока могут свободно передвигаться по классу;
- Учитель — поддерживающий взрослый, чья задача заинтересовать ребёнка.
История вальдорфской школы
Основатель вальдорфской системы — Рудольф Штайнер. В 1907 году вышла в свет его книга под названием «Образование ребёнка», где он впервые изложил идеи своей педагогической системы. В 1919 году Штайнер по просьбе владельца немецкой сигаретной фабрики «Вальдорф Астория» в Штутгарте открывает школу для детей работников завода. Отсюда и пошло название метода.
Главная идея Штейнера заключалась в том, что в ребёнке уже заложено духовное, высшее начало, определяющее его индивидуальность и уникальность. А задача воспитателя — лишь помочь раскрыть то, что заложено природой.
«Существует известный душевный строй, который важен для духовного ученика на каждой ступени его развития. Он заключается в том, чтобы не сводить своего стремления к знанию к односторонней форме: как мне ответить на тот или иной вопрос? но к форме: как мне развить в себе ту или иную способность? Когда затем благодаря внутренней терпеливой работе над собой разовьется та или иная способность, то к человеку придут и ответы на известные вопросы».Рудольф Штайнер, Книга "Очерк тайноведения"
В чем особенность вальдорфской школы
Вальдорфская школа предполагает программу с 1 по 12 класс, то есть дети заканчивают её примерно в 19 лет. В начальных и средних классах все основные предметы ведёт один учитель, чья задача перекидывать смысловые «мостики» из одного предмета в другой.
«Особенности преподавания в средних и младших школах заключаются в том, что мы работаем методом погружения. Первые утренние полтора часа занятий — это главный урок, на котором в течение месяца рассматривается какая-то одна тема. Например, мы занимаемся только математикой, только русским языком или только историей. Таким образом, мы позволяем детям глубоко проникнуть в тему, посмотреть на нее с разных сторон и получить много практического опыта».
Татьяна Габова Сооснователь «Школы под солнцем», основной учитель третьего класса
После главного урока идут другие обязательные занятия: минимум два иностранных языка, живопись, музыка, а также ремёсла и рукоделие.
«Ремёслам и рукоделию отведено много времени. Таким образом мы развиваем у ребёнка способность не просто «высиживать урок», а что-то делать самостоятельно. Все работы имеют практичный характер: поделки мы используем в ежедневной жизни или продаем на ярмарках», — отмечает Татьяна Габова.
Она уточняет, что от уроков труда в обычной школе это отличается тем, что дети по-настоящем осваивают ремесло: куют, ткут, прядут пряжу. Например, на уроке ремесла ученики выточили веретено, а потом на рукоделии использовали его.
В вальдорфской школе нет отметок. О своих успехах или недочетах ученики могут просто спросить у учителя. В конце года все преподаватели пишут развернутую характеристику для родителей.
Также до определенного момента в школе не используют учебники. Все учебные пособия дети создают сами.
«Все исследования и наблюдения дети записывают в большие тетради формата А4. Всегда можно обратиться к такому “учебнику”, вернуться назад, прочитать ещё раз. Если ты это сделал сам, это уже совершенно другое восприятие материала», — подчёркивает Татьяна Габова.
При этом подача материала учителем ведётся в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).
Что касается ЕГЭ, то, по словам Татьяны Габовой, родителей ещё на этапе поступления детей в вальдорфскую школу предупреждают, что школа не готовит к единому государственному экзамену. Для этого есть курсы и репетиторы.сПри этом в государственных вальдорфских школах (есть и такие) подготовка к ЕГЭ идёт наравне с обычными школами.
Ключевые характеристики вальдорфской школы:
- Отсутствие отметок;
- Один учитель преподаёт все основные предметы на протяжении первых восьми лет;
- Учитель не даёт детям готовых ответов и решений;
- Обучение идёт на основе записи наблюдений с последующими выводами.
Минусы альтернативных систем образования
Как и у любой системы обучения, у альтернативного образования есть минусы, на которые родителям стоит обратить внимание при выборе школы для своего ребёнка.
Во-первых, большинство альтернативных школ в России платные. Стоимость обучения в них доходит до 100 тысяч рублей в месяц.
Во-вторых, дети, обучающиеся по альтернативной системе, могут испытывать трудности с адаптацией при переходе в обычную общеобразовательную школу. Это, в том числе, связано с отсутствием жёсткого графика прохождения тем.
Например, одна из мам, чей ребёнок посещал вальдорфскую школу, рассказала в социальных сетях: то, что в обычной школе проходили в шестом классе, в вальдорфской школе дети изучают в девятом классе.
В любом случае, родителям не стоит ограничиваться только одной методикой. Компенсировать её «пробелы» можно дома или с помощью общения в других детских коллективах.