Письмо для младшего школьника — большой труд. Однако зачастую, несмотря на все старания, на выходе получаются неаккуратные каракули. Как научить ребёнка писать красиво и почему хороший почерк важен даже в наш электронный век, «Рамблеру» рассказали эксперты.

Не курица лапой: как выработать у ребёнка хороший почерк
© Ekaterina Zolina/iStock.com, Рамблер

Зачем нужно уметь красиво писать

Надо ли вообще беспокоиться о почерке у детей в наши дни, когда главным инструментом написания любого текста стала клавиатура?

«Написанное от руки даёт возможность школьнику эффективнее усваивать информацию. В процессе письма ребёнок подкрепляет изложенный учителем материал визуальным текстом — он как бы проговаривает этот материал. И крайне важно при этом отработать технику письма, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на содержании того, что он пишет».

Екатерина Хорошавина
Екатерина ХорошавинаСтарший преподаватель департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ

То есть, несмотря на значение информационных технологий, детям необходимо выработать разборчивый, аккуратный почерк. Об этом говорят и исследования: письмо «вручную» активизирует те участки мозга, которые не включить другим способом. Написание рукописных заметок успешнее формирует связи между зонами мозга, чем набор на клавиатуре.

Кроме того, выработка красивого почерка развивает моторику, концентрацию и терпение.

«Почерк ребёнка свидетельствует о развитии мелкой моторики, зрительного гнозиса (узнавания объектов на основе имеющейся информации), пространственной ориентации, глазомера и многого другого. Все эти особенности развития связаны с работой трёх основных функциональных блоков мозга. Именно поэтому важно оттачивать навыки письма в младшем школьном возрасте».

Светлана Ширнина
Светлана ШирнинаКлинический психолог, нейропсихолог, сотрудник центра нейропсихологии «Нейродиалог»

Что влияет на почерк

Поскольку почерк зависит от развития мелкой моторики детских пальцев, то именно с этого и надо начинать. Например, предлагать ребёнку лепить из пластилина или раскрашивать картинки. Но такие занятия могут быстро надоесть. И тогда на помощь приходят специальные пальчиковые упражнения.

«Вместо того чтобы заставлять детей переписывать одни и те же строчки, предложите им увлекательные упражнения для развития мелкой моторики. Это различные пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика. Заниматься надо каждый день в течение 15–30 минут в зависимости от возраста (первоклассникам достаточно 15 минут)».

Кетеван Курунова
Кетеван КуруноваУчитель высшей категории, ГБОУ Школа N 1191 (Москва)

Вот несколько примеров таких занятий

«Твистер»

Для этой настольной игры нужны два кубика и игровое поле с цветными кружочками. На каждой грани одного кубика указан палец (большой, указательный и т. д., шестая грань позволяет выбирать любой палец). На каждой грани другого — один цвет из числа тех, что представлены на игровом поле. Кубики кидаем одновременно и видим, какой палец на кружок какого цвета надо поставить. Выигрывает тот, кто за время игры расположит на игровом поле больше пальцев.

Рисование двумя руками одновременно

Начинайте с простых фигур, нарисованных пунктирными линиями: кружочков, треугольников, квадратов, разделённых линией пополам. Правую часть фигуры обводим по контуру правой рукой, левую — левой. Потом усложняем задание: рисуем животных, фрукты, цветы и пр. В Сети есть много картинок по пунктирным линиям, распечатайте их и дайте ребёнку.

Графика пиксель-арт

Рисунки, выполненные из мелких квадратиков, также можно взять из интернета. Каждую клеточку надо обвести по контуру и раскрасить в нужный цвет.

Кетеван Курунова: «Для большей эффективности занятий рисовать и раскрашивать лучше карандашами. Кроме того, используйте массажные мячики с игольчатой поверхностью, которые нужно гладить, катать, сжимать. Это улучшает кровообращение, развивает сенсорное восприятие, мышцы пальцев и мелкую моторику. Помните, что занятия должны быть недолгими по времени, но регулярными».

Как сформировать хороший почерк

Когда у ребёнка уже выработан стиль письма, исправить почерк сложнее, чем поставить его с самого начала. Однако это вполне возможно.

Светлана Ширнина: «До 13 лет всё можно исправить. Самое сложное для детей — это правильный хват, надо начинать занятия письмом с обучения держать ручку. Если ребёнок уже научился держать ручку неправильно, например четырьмя пальцами, переучить его можно с помощью тренажёра "рыбка" — силиконовой насадки на ручку, позволяющей выработать верное расположение пальцев при письме».

Что ещё поможет формированию красивого почерка:

  1. Правильная осанка и положение руки. Ребёнок должен сидеть за столом прямо, локти — на столе, бумага расположена под углом.
  2. Разминка и упражнения для рук. Перед началом письма сделайте простые упражнения на растяжку и сжатие пальцев.
  3. Используйте прописи с наклонными линиями, с разным размером строчной и прописной буквы.
  4. Показывайте ребёнку примеры красивого почерка, это может служить вдохновением и мотивацией для старательного письма.
  5. Поощряйте ребёнка, это укрепит его уверенность в своих силах.

Главное

На формирование почерка ребёнка влияет мелкая моторика. Для того чтобы её развить, можно выполнять специальные пальчиковые упражнения. Вырабатывать аккуратный почерк стоит с самого начала обучения письму — исправлять потом будет сложнее. Однако до 13 лет почерк всё ещё можно улучшить — к примеру, при помощи силиконовой насадки на ручку, которая позволяет установить верное расположение пальцев при письме.

Сколько должен весить ранец и как чрезмерная нагрузка влияет на здоровье ребёнка