Сегодня письмо от руки почти вытеснила печать на компьютере или телефоне. Хорошо это или плохо? Может, пора учить первоклашек «чистопечатанию», а не заполнению прописей? Разберёмся в этом вопросе с экспертами.

Писать от руки или печатать: какой навык важнее для ребёнка
© zoranm/iStock.com, Brainsil/iStock.com, Рамблер

Финляндия ещё в 2016 году объявила чистописание анахронизмом, исключив этот предмет из обязательной программы начальной школы. Прописи стали факультативом, а основной упор сделали на работу с компьютером. Такие же новшества ввели в ряде школ Германии.

Фактически система образования отвечает на потребности общества. В 2012 году информационное агентство UPI опубликовало результаты опроса, проведённого почтовой компанией Docmail с участием 2000 человек.

Исследование показало, что каждому третьему приходится брать в руки авторучку всего раз в полгода. Любые записи — списки покупок, заметки на собраниях и даже поздравления с днём рождения — чаще всего делают в электронном виде.

В российских школах детей учат писать от руки. Не пора ли изменить эту систему? По мнению кандидата педагогических наук, доцента департамента психологии Института педагогики и психологии образования МГПУ Ольги Цаплиной, этого нельзя делать ни в коем случае.

Письменная речь — не просто фиксация информации на бумаге, а один из сложнейших когнитивных навыков. Он помогает нам усваивать и обрабатывать информацию об окружающем мире. Этот навык потому так долго (а порой и трудно) формируется у детей, что требует определённого уровня развития мелкой моторики, внимания и памяти.

Что даёт письмо от руки

1. Развивает речь

Российский физиолог Марионилла Кольцова в своих трудах утверждала, что речь формируется под влиянием импульсов, которые поступают от пальцев рук.

«Сегодня доказано, что рука — это ещё один орган речи. От развития моторики руки, её подвижности, координации зависит нормальное речевое развитие маленького ребёнка. Это объясняется близким расположением центров мозга человека, отвечающих за моторику и речь».

Ольга Цаплина
Ольга Цаплина Кандидат педагогических наук, доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (МГПУ)

Во время написания букв и слов в голове ребёнка происходит колоссальная работа: он анализирует, обобщает написанное, то есть мыслит.

«Без этих процессов невозможно развитие интеллектуальных способностей у ребёнка, его умения концентрироваться, формулировать свои мысли. Сначала малыш раскрашивает, потом рисует, потом прописывает элементы букв и дальше уже пишет от руки — всё это этапы развития человеческого интеллекта, которые пропускать ни в коем случае нельзя», — продолжает эксперт.

2. Уменьшает проблемы с чтением

Итальянский педагог Мария Монтессори, известная своей уникальной образовательной системой, настаивала на том, что сначала ребёнок должен осваивать именно письмо и только потом — чтение.

Как объясняет Ольга Цаплина, суть в том, что, тренируя письмо, ребёнок развивает связь между полушариями головного мозга.

«Чем надёжнее этот "мостик", тем активнее мыслительные процессы. Если же человек плохо пишет, он, скорее всего, медленно читает и тяжело понимает прочитанное», — подчёркивает Ольга Цаплина.

3. Позволяет лучше запоминать

Этот вывод подтверждён различными исследованиями. Например, французские учёные в 2006 году провели такой эксперимент: они разделили детей в возрасте от трёх до пяти лет на две группы. Первую группу учили рисовать буквы, а вторую — печатать на компьютере. После трёх недель обучения оказалось, что дети, учившиеся писать от руки, лучше распознавали буквы по сравнению с теми, кто их печатал.

Учёные из Токийского университета подвергли анализу способность молодых людей от 18 до 29 лет запоминать информацию, записанную на бумаге и в гаджете. Участникам эксперимента дали прочитать текст, а после попросили записать то, что они запомнили. Часть сделала это на бумаге при помощи ручки, остальные использовали планшеты и смартфоны. После часового перерыва добровольцам нужно было вспомнить подробности текста. Во время тестирования участники находились в аппарате МРТ.

Оказалось, что люди, которые писали ручкой на обычной бумаге, отвечали на вопросы точнее и быстрее, а активность их мозга была выше, чем у остальных участников эксперимента.

Что будет, если мы перестанем писать от руки

Вопрос этот можно сформулировать более конкретно: поглупеют ли дети от того, что станут меньше писать? По мнению старшего научного сотрудника НИИ и Музея антропологии МГУ имени М.В. Ломоносова Екатерины Пермяковой, определённые предпосылки к этому, увы, есть.

«Проблемы будут касаться в первую очередь мелкой моторики, в частности точечного захвата. Мы как раз держим ручку с его помощью. Если этот навык хорошо сформирован, нам легче работать с мелкими деталями. Если человечество утратит необходимость писать от руки, это может ослабить связь между различными долями головного мозга. Не исключены проблемы с обработкой информации, её анализом».

Екатерина Пермякова
Екатерина ПермяковаСтарший научный сотрудник НИИ и Музея антропологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Конечно, мелкую моторику, работающую в тесной связке «рука — мозг», можно компенсировать ручной вышивкой, лепкой, вязанием. Но это довольно специфические виды деятельности, они подходят не всем детям.

Когда ребёнок пишет, он одновременно анализирует огромный объём информации — думает о написанном, проверяет, есть ли ошибки. Печать же — более «грубый» процесс, вовлечённость в него меньше, особенно когда человек доводит свои действия до автоматизма. Именно поэтому в начальных классах лучше не переходить на полностью компьютерное обучение, подчёркивает собеседница «Рамблера».

С другой стороны, переход на новые формы письменности — возможный вариант эволюции, отмечает Екатерина Пермякова:

«Наш мозг очень пластичен, легко адаптируется к изменениям: он подстроился, когда человек сначала научился говорить, потом начал писать. Я не исключаю, что могут возникнуть какие-то случайные мутации, которые закрепятся естественным отбором. Они смогут компенсировать замену письма печатанием. Но это вопрос даже не одного столетия».

Стоит ли бояться, что печать на клавиатуре вытеснит письмо от руки?

По мнению академика РАН, доктора психологических наук, профессора, директора Института педагогики и психологии образования МГПУ Александра Савенкова, в случае с письмом от руки, скорее всего, произойдёт то же, что с бумажными книгами и журналами.

«Большинство из нас сейчас ищут и находят информацию в интернете. Но ведь библиотеки и бумажные книги из-за этого никуда не делись. С графомоторными навыками и письмом, полагаю, произойдёт то же самое».

Александр Савенков
Александр Савенков Академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (МГПУ)

Собеседник «Рамблера» отмечает, что ещё в начале «нулевых» в России велось обсуждение того, что от обучения письму в начальной школе можно отказаться без ущерба для образования детей.

«Это важно в плане преодоления перегрузки школьников. Во все времена младшие школьники, их учителя и родители тратили уйму времени, массу сил и нервов, чтобы освоить технику письма. Современные старшие школьники и студенты активно используют в процессе обучения планшеты и ноутбуки. От этого они не разучились писать, но зато как здорово, что не нужно носить кучу тяжёлых учебников и тетрадей, а достаточно компактных гаджетов», — поясняет Александр Савенков.

По мнению эксперта, технологии будут существенно менять процесс обучения и в дальнейшем:

«Это не стоит драматизировать. Про себя давно заметил, что моя рука не успевает за моей же мыслью, тогда как на клавиатуре я набираю текст намного быстрее. И этот переход произошёл автоматически, без каких-либо усилий с моей стороны».

Главное

От компьютеров и других гаджетов люди точно не откажутся, технологии продолжат совершенствоваться. При этом будет меняться и письменная речь. Не исключено, что скоро нам даже не придётся печатать: искусственный интеллект сам сможет переводить сказанное в текст. Тем не менее письмо от руки — вовсе не пережиток прошлого. Это важнейший навык, который помогает ребёнку анализировать и усваивать информацию, поэтому обучение письму в школе необходимо.

Как учатся дети-левши и что нужно знать их родителям