Профориентация в школе: как проходит и с какого возраста нужна
Профориентация в школе позволяет выявить интересы и способности ученика, помогает сориентироваться в выборе будущей профессии. Это одна из важных частей образовательной программы. Какие школьные и внешкольные мероприятия по профориентации существуют и с какого возраста стоит задуматься о будущей профессии, разбираемся вместе с директором московской школы «Дмитровский» Верой Ниловой.
Что такое профориентация
Профориентация выявляет склонности и интересы ребёнка, помогает старшеклассникам определиться с дальнейшей карьерой, даёт понимание того, какие навыки нужно развивать уже сейчас, чтобы облегчить выбор дальнейшего обучения и профессии.
Профориентацию для школьников регулирует письмо Минпросвещения России от 03.04.2023 № ДГ-617/05. В нём описана единая модель для всех государственных учебных заведений: цели, задачи, порядок мероприятий и рекомендации.
В 2023 году Минпросвещения запустило федеральный проект «Успех каждого ребёнка». Он действует во всех школах страны. В рамках проекта мероприятия по профориентации проводятся начиная с 6-го класса.
Ведомство определило «профориентационный минимум», у которого есть три уровня:
- Базовый — от 40 часов в год. Детям рассказывают о различных профессиях, определяют склонности к тому или иному занятию.
- Основной — от 60 часов в год. Ученики знакомятся с некоторыми профессиями на практических занятиях. Преподаватели должны составить для них индивидуальные рекомендации, научить навыкам, которые нужны для выбора профессии.
- Продвинутый — от 80 часов в год. Здесь используется формат предпрофессиональных классов.
Каждая школа самостоятельно определяет уровень программы и количество часов, которое посвятит этим занятиям.
Программа профориентации предоставляет возможности:
- познакомиться с разными профессиями;
- получить консультацию психолога;
- пообщаться с карьерным консультантом, который поможет корректно ставить профессиональные цели;
- пройти специальные тесты;
- подобрать необходимые образовательные программы.
На занятиях по профориентации ученики получают полезную информацию о требованиях и перспективах в разных профессиональных областях. Это нужно для того, чтобы выпускник смог принять осознанное решение о будущей профессии, понимать, какие специальности будут востребованы в ближайшие 10 лет, а какие исчезнут.
Для какого возраста актуальна профориентация
Педагоги рекомендуют ещё в детском саду предлагать детям занятия и игры, которые будут знакомить их с разными профессиями.
«Профориентация школьника в широком смысле начинается ещё в самом раннем возрасте, с трёх лет, когда дети только начинают исследовать мир профессий в рамках ежедневных интерактивных ролевых занятий с воспитателями, участвуют в ежегодном фестивале "Мастерград". Наши папы и мамы проводят совместно с нами мастер-классы и рассказывают про свои профессии».
Вера НиловаДиректор ГБОУ города Москвы Школы «Дмитровский»
Нередко школы уже в начальных классах делят параллели на профили: гуманитарный, технический, естественно-научный, художественно-эстетический. В профильных классах учителя больше внимания уделяют основному предмету.
Вера Нилова: «В начальной школе ребята начинают участвовать в профориентационных мероприятиях города, ездят на производство, начинают участвовать в чемпионате "Мастерята"».
Обязательная профориентация
Как уже отмечалось, начиная с 6-го класса средней школы профориентация проводится уже обязательно, чтобы к 9-му классу школьник понимал, какое направление ему близко. Это позволит выбрать предметы для сдачи ОГЭ и решить, что делать дальше.
В старшей школе, начиная с 10-го класса, подросток должен выбрать профиль и начать подготовку к ЕГЭ по соответствующим предметам. В этот период к профориентации нужно подойти максимально серьёзно.
Вера Нилова: «В средней школе начинается работа с профессиональными профориентологами, психологами. К 9-му классу ученики определяются с направлением обучения в старшей школе или выбирают направления специальностей в колледжах Москвы. В 10–11-м классе практически с первого дня ребята предпрофессиональных классов строго следуют городской траектории профессионального выбора и успешно поступают в вузы».
Методы профориентации
• профессиограммы — краткие описания профессий;
• профориентационные тесты;
• глубинные интервью, интервью закрытого и открытого типов;
• опросники по профессиональной мотивации и способностям;
• встречи со специалистами разных профессий и сбор информации;
• обучающие фильмы, лекции;
• психологические лекции по теме самоопределения;
• ярмарки профессий, которые проводят профориентационные учреждения;
• дни открытых дверей в учебных заведениях и компаниях.
Методики профориентирования
Существуют две основные методики определения профориентации: тест Климова и тест Голланда. Обе позволяют на основе личностных особенностей подобрать профессию, в которой человек сможет в полной мере раскрыть все свои таланты.
Система Климова направлена на поиск наиболее подходящей профессиональной сферы. Таких сфер пять, и они делятся по типам объектов, с которыми придётся иметь дело во время работы:
- человек — человек (учитель, продавец, врач, юрист);
- человек — природа (ветеринар, биолог, физик, геолог);
- человек — техника (инженер, электромеханик, конструктор);
- человек — знаковая система (программист, лингвист, корректор, топограф);
- человек — художественный образ (писатель, актёр, музыкант, художник).
Методика Голланда помогает определить тип личности и вид деятельности, к которой человек предрасположен. Всего есть шесть типов:
- Реалистический. Такому типу личности подойдёт практический труд с применением физической силы и ловкости, дающий быстрый результат (плотник, агроном, кондитер.
- Интеллектуальный — научно-исследовательская деятельность и решение абстрактных задач, для которых нужны творческие способности и нестандартное мышление (астроном, философ, математик).
- Социальный — работа, в основе которой лежит взаимодействие с другими людьми, анализ их действий и обучение (менеджер, журналист, воспитатель).
- Артистический — актёрско-сценическая и художественная деятельность, где важны высокая эмоциональная чувствительность, воображение и восприятие (артист, дизайнер, скульптор).
- Предприимчивый — организаторская работа, где необходимы лидерство и способность к принятию решений в сложной обстановке (предприниматель, продюсер, директор).
- Конвенциональный — канцелярская деятельность и конкретные задачи, связанные с расчётами и ведением документации (клерк, банкир, секретарь).
Центры по профориентации
Помимо школы, есть и другие места, где ребёнку помогут определиться с будущей профессией. Например, существуют специальные центры по профориентации для школьников, в которых проходит индивидуальное консультирование детей и родителей. Вот некоторые из них:
Центры занятости «Моя работа»
Доступны для жителей Москвы. Подходят для ребёнка от 14 лет. Такие центры предлагают очные и онлайн-тестирования. Два теста доступны на самом сайте: один определяет подходящую сферу деятельности для школьника, а другой выявляет его мотивацию. Очное тестирование можно пройти, подав заявку на сайте.
Проект «Билет в будущее»
В проекте могут поучаствовать жители 48 российских регионов, он подходит ученикам 6–11-х классов. Сначала школьнику предлагают зарегистрироваться на сайте, затем у него появляется педагог-навигатор.
Виртуальный тьютор помогает ребёнку пройти предварительную онлайн-диагностику профессиональных компетенций, а также может записать его в колледж для прохождения профпроб. Это очные занятия, на которых школьник решает практические задачи в одной из профессиональных областей, например пишет компьютерный код, вытачивает детали на станке, готовит какое-то блюдо и так далее.
Онлайн-школа подготовки к ЕГЭ «Учёба.ру»
Посетить онлайн-школу может житель любого региона России, она подходит ученикам 8–11-х классов. Школьникам предлагают пройти тест из 68 вопросов, затем предоставляют отчёт по его результатам и подборку подходящих профессий.
Исследование проводят по 34 параметрам, разбитым на четыре группы: интересы, предпочтения, личность и способности. Это помогает программе составить личностный профиль ученика и карту профессиональных компетенций, предложить подходящие колледжи и вузы.
На что обратить внимание при выборе профессии: рекомендации школьникам
- Не гонитесь за «модными» профессиями. Во-первых, работа должна нравиться, это крайне важно. Во-вторых, то, что востребовано сейчас, вероятно, будет не так актуально через 10 лет. Напротив, может возникнуть переизбыток работников конкретной специальности на рынке труда — именно потому, что когда-то эта специальность была «модной». Помните, что возможность карьерного роста есть во всех сферах.
- Собирайте как можно больше информации: посещайте производства, ходите на открытые уроки, сдавайте тесты по профориентации. Если есть возможность стажировки, обязательно воспользуйтесь ею. Постарайтесь получить всестороннее представление о профессии, которая вам нравится.
- Не идите учиться «за компанию». Выбор будущей карьеры — слишком серьёзный шаг. Если вам важно общение с друзьями, вы найдёте способ видеться с ними и дальше. Не менее важно определиться с деятельностью, которая будет вам интересна в дальнейшем.
Олимпиады для школьников — 2025: как устроены и какие бонусы получают участники