Как выбрать школу для будущего первоклассника
С 1 апреля в России официально стартует приёмная кампания в школы. К этому времени родителям будущих первоклашек нужно выбрать подходящее место учёбы для своих детей. Эксперты «Рамблера» советуют не гнаться за статусом, а в первую очередь ориентироваться на интересы ребёнка.
Как выбрать хорошую начальную школу
Я тоже мама дошкольника, который в этом году пойдёт в первый класс. Мы живем в ближнем Подмосковье, и здесь у родителей, как правило, стоит выбор: оставить ребёнка учиться рядом с домом или отдать в московскую школу (до ближайшей порядка пяти километров).
Среди моих друзей многие выбрали для своих детей именно столичные образовательные учреждения. Я бы могла поступить так же, московская прописка мужа это позволяет. Но на семейном совете мы решили, что не готовы возить ребёнка в столицу, отбирая у него драгоценный час сна и лишая прогулки с друзьями по пути домой.
В итоге выбор был сделан в пользу школы, которая находится во дворе дома. Я рассматривала и другие варианты у нас в городе, побывала в нескольких школах. Однако удобство «логистики» победило. Правильный ли это выбор? Полагаю, ответ на этот вопрос я смогу дать после начала нового учебного года.
Местоположение школы и дорога до неё
Кандидат педагогических наук, доцент МГПУ Алла Ганичева советует: первое, о чём надо подумать при выборе школы для первоклассника, — это здоровье ребёнка.
«Уроки в школе начинаются рано, обычно в 08:30. Если ребёнку нужно добираться до школы, к примеру, 30–40 минут на транспорте, это повышает тревожность и создаёт дополнительную нагрузку на детский организм. Дорога непредсказуема, задержки в пути, связанные с ожиданием наземного вида транспорта, пробки — всё это нужно учитывать при выборе школы, так как этот путь ребёнок будет преодолевать дважды в день на протяжении длительного времени. Желательно заранее просчитать маршрут: насколько он удобен и безопасен. Засечь, сколько времени занимает дорога пешком, на общественном транспорте или машине».
Алла ГаничеваКандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Института педагогики и психологии образования МГПУ (Московского городского педагогического университета)
Для первоклассников, по словам собеседницы «Рамблера», предпочтительна школа как можно ближе к дому. Конечно, если ближайшая школа совсем не внушает доверия, стоит рассмотреть другое учебное заведение.
Прилегающая территория и безопасность
Не только дорога должна быть безопасной, но и обстановка внутри школы и вокруг неё. Школьная территория должна быть благоустроена и оборудована для игр и прогулок, уроков по физкультуре (спортплощадка), организации досуговой деятельности, отдыха детей.
Какую ещё информацию важно узнать о школе
Для того чтобы у родителей было время для манёвра, о выборе школы лучше всего начать думать заранее. Оптимально, когда ребёнку исполнится пять-шесть лет. На базе многих школ есть подготовительные курсы, куда принимают с этого возраста. Поступить туда стоит, чтобы ребёнок мог привыкнуть к школьной атмосфере. Для родителей же это возможность изучить требования учебного заведения, познакомиться с учителями. А если что-то не устроит, до поступления в школу как раз есть время изменить выбор.
На что надо обращать внимание при выборе школы:
- педагогический состав;
- отзывы родителей;
- состояние кабинетов, столовой и других помещений;
- материально-техническое оснащение школы;
- дополнительные занятия.
Разберём каждый из этих пунктов отдельно.
Педагогический состав
На сайтах школ, как правило, есть базовая информация об учителях: образование, стаж работы, курсы повышения квалификации. В соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта (ФГОС), педагоги обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в три года.
Отзывы о конкретном учителе можно узнать у других родителей, но лучше пообщаться с педагогами самостоятельно.
«Если мы говорим о первоклашках, то я бы советовал родителям обращать внимание на человеческие качества учителя. Он должен быть добрым, внимательным, справедливым и заботливым. Для малышей это особенно важно, чтобы не возникло отвращение к школе. Я бы даже не столь пристально смотрел на квалификацию педагога. Она будет иметь значение уже гораздо позже, на этапе средней школы».
Лев СоболевЗаслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы в школе № 1567 (бывшая школа № 67 г. Москвы)
Подробно о том, на что ещё обратить внимание при выборе первого учителя, читайте в нашем материале:
Как выбрать первого учителя для ребёнка
Отзывы других родителей
На чужое мнение следует опираться очень осторожно.
«Поговорите с соседями или знакомыми, у кого дети учатся в выбранной вами школе. Но тут надо понимать, с кем имеешь дело. Если спросить у родителей двоечника, они будут рассуждать о школе исходя из опыта своей семьи, не исключаю, что негативного. У родителей отличника может быть совершенно противоположное мнение. При этом я бы не слишком доверял отзывам в интернете. Например, я читал отзывы о своей школе, и далеко не все они соответствуют действительности», — говорит Лев Соболев.
Состояние кабинетов, столовой и других помещений
Школу можно оценить только при личном посещении, например на дне открытых дверей. По мнению Аллы Ганичевой, современное оборудование классов (электронные доски, мультимедийное оборудование, информационно-коммуникационные технологии) позволяет ученикам, пропускающим занятия из-за болезни, подключиться к уроку дистанционно и не отстать от школьной программы.
Эксперт советует не только побывать в классах, но и заглянуть в столовую, туалеты, раздевалки, ведь эти помещения ориентированы на нужды и потребности ребёнка.
Дополнительные занятия
Оцените количество платных и бесплатных кружков (шахматы, рисование, футбол и так далее). Где-то их совсем немного, а где-то есть своя команда по спортивной гимнастике или театральный кружок. Это не обязательный фактор, но лишний плюс конкретной школе.
Надо ли привлекать ребёнка к выбору школы?
В каждой семье этот вопрос решается по-своему. Алла Ганичева считает, что ребёнка привлекать надо, потому что в школу идёт именно он.
«Посетить дни открытых дверей целесообразно совместно с ребёнком. При этом родители должны акцентировать внимание на позитивных характеристиках школы. А после посещения можно обсудить, что больше всего понравилось, а что нет. Если ребёнок будет принимать участие в выборе, тогда и мотивация к учёбе окажется выше, ведь это был и его выбор. Можно даже обсудить это на семейном совете. Но тут важно помнить, что право выбора учебного заведения всё же остаётся за взрослым», — замечает Алла Ганичева.
Стоит ли выбирать одну школу на все 11 лет обучения?
Выбрать одну школу сразу на все 11 классов — слишком оптимистичный вариант.
«Оставаться в одной школе на протяжении 11 классов удаётся не всем. Да это и не должно быть самоцелью. Представьте, что вашего ребёнка начнут дразнить одноклассники. Вы же не будете ломать психику сына или дочери, заставляя ходить в старую школу? Скорее всего, вы переведёте своего ребёнка в другое учебное заведение. И правильно сделаете. То же касается и профессиональной ориентации. Большинство программ углублённого изучения предметов начинается в восьмом классе. И это также может оказаться поводом для смены школы», — подчёркивает Лев Соболев.
Главное
О выборе школы для своего ребёнка стоит начать думать заблаговременно, чтобы было время всё как следует взвесить. Для взрослых это возможность изучить требования учебного заведения, познакомиться с учителями. А если что-то не устроит, до поступления в школу будет время изменить выбор.
Также важно обращать внимание на несколько факторов, в том числе: кто будет первым учителем ребёнка, как другие родители отзываются о школе, материально-техническое оснащение учебного заведения, кружки и дополнительные занятия.