Как перевести ребёнка на дистанционное обучение и создать ему комфортные условия
Ребёнок часто болеет, пропускает уроки из-за постоянного переезда семьи, страдает хроническими заболеваниями — любая из этих причин может стать поводом для перевода школьника на домашнее или дистанционное обучение. Что для этого должны сделать родители и какие подводные камни есть у такого формата учёбы, «Рамблеру» рассказали эксперты.
Причины для дистанционного обучения
Есть разные формы обучения детей на дому. Мы расскажем о той, которая предполагает прохождение школьной программы, но без ежедневного посещения классов. Согласно статье 17 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ученик может получить образование как в очной, так и в заочной форме. Причинами для перехода на дистанционное обучение могут быть:
- длительное, в том числе хроническое, заболевание;
- инвалидность ребёнка;
В таком случае учителя проводят индивидуальные занятия на дому.
- родители могут попросить о переводе на обучение вне школы при частых переездах семьи, спортивных сборах ребёнка, а также при его пребывании дома из-за травм или частых случаев болезней. Педагоги станут заниматься со школьником дистанционно, он будет подключаться к общим урокам. В этих случаях индивидуальных занятий не предусмотрено.
Перевести на домашнее обучение школьника можно в любое время, необязательно дожидаться начала года или четверти. Не важен и класс, перейти на другую форму можно и в 1-м, и в 10-м.
Что нужно для перевода на дистанционное обучение
В первую очередь надо позаботиться о справках. Помимо заявления на имя директора, родители должны предоставить:
- медицинское заключение с рекомендацией врачей учить ребёнка по основной общеобразовательной программе на дому, если он не может ходить в школу по состоянию здоровья;
- справки из секций, творческих объединений, если ребёнок часто ездит на соревнования, гастроли и т. д.;
- справку с места работы родителей при частых переездах семьи.
Плюсы и минусы обучения на дому
Плюсы:
- Не надо покупать форму, портфель или рюкзак.
- Не надо тратить деньги на дорогу и питание в буфете или столовой.
- Можно позже будить ребёнка, не нужно никуда его отводить.
- При индивидуальных занятиях график более гибкий, чем в школе.
- Исключается возможный буллинг.
Минусы:
- Родителям надо постоянно следить за тем, чтобы ребёнок вовремя подключался к урокам или был готов к визиту педагога.
- Ребёнок мало общается со сверстниками, что мешает социализации.
- Детская физическая активность сокращается, не надо добираться до школы, переходить из класса в класс, двигаться на переменах.
Стоит помнить, что обучение на дому не избавляет школьника от контрольных и итоговых проверочных работ.
«У многих учеников это традиционные диктанты, сочинения, практические работы и т. д. В некоторых случаях проверки могут проводиться дистанционно (онлайн-тестирование, отправка выполненных заданий). В других случаях предусмотрены очные посещения школы для сдачи промежуточной аттестации».
Ольга ГлазневаДиректор школы № 16 г. Орехово-Зуево, призёр конкурса «Директор года России»
По словам специалиста, о способах проверок родители договариваются индивидуально с администрацией школы, это зависит от специфики предмета и возможностей ученика.
«Важно, чтобы форма контроля соответствовала требованиям государственных образовательных стандартов. При хорошо организованном домашнем обучении ребёнок может получать качественное образование, адаптированное к его потребностям и темпам», — отмечает Ольга Глазнева.
Создание комфортных условий для учёбы дома
На родителей ложится большая ответственность с точки зрения организации процесса. В первую очередь им нужно сделать удобным учебное место.
«Надо подобрать по росту стол и стул. Лучше купить регулируемые. Ноги ребёнка должны стоять на полу, а не болтаться в воздухе. Важно, чтобы на рабочее место попадал дневной свет. Если ребёнок левша, свет должен падать справа, если правша — слева. Те же условия касаются и искусственного света. Мощность ламп должна быть около 75 ватт».
Павел Бережанскийврач-педиатр, пульмонолог, аллерголог-иммунолог, доцент кафедры детских болезней Сеченовского Университета
Не обойтись и без компьютера. При обучении на дому придётся проводить за ним много времени. Согласно СанПин 2.4. 3648-20, использовать компьютер детям на одном уроке желательно в течение:
- 1–2-й классы — 20 минут,
- 3–4-й классы — 25 минут,
- 5–9-й классы — 30 минут,
- 10–11-й классы — 35 минут.
«В идеале дети за компьютером должны проводить не больше двух академических часов в день, при этом с перерывами и гимнастикой. Монитор должен стоять на уровне глаз. Расстояние от экрана до глаз ребёнка должно равняться сумме трёх диагоналей монитора», — говорит Павел Бережанский.
По словам врача, из-за низкой активности необходимо подумать и о рационе ученика. Энергозатраты за несколько часов сидения не превышают 120 калорий.
«Часто ребёнку дома готовят блюда, которые он любит есть. А одни и те же продукты содержат определённый набор витаминов и микроэлементов. Поэтому родителям надо посоветоваться с педиатром по поводу правильной тарелки, приёма витамина D, фолиевой кислоты», — подчёркивает Павел Бережанский.
И конечно, в погоне за комфортом и успеваемостью не стоит забывать об общении школьника со сверстниками. Пусть ребёнок не посещает уроки, но он может бывать в школе вне занятий.
«Школа не закрывается для таких учеников, а, наоборот, открывает возможности: внеурочные занятия, праздники, экскурсии», — говорит Ольга Глазнева.
В любом случае родителям стоит тщательно взвесить все за и против, прежде чем принимать решение о домашнем обучении. При грамотной организации, ответственности взрослых и самого ребёнка оно может дать возможность школьнику получать знания в приемлемой для него форме. Но при этом важно не перегнуть палку и не сделать ребёнка затворником.
Главное
Если у ребёнка есть проблемы со здоровьем или его семья часто переезжает, он может учиться дома. При этом ему нужно будет проходить школьную программу — с помощью репетиторов или онлайн-обучения — и сдавать экзамены. Плюсы домашнего обучения в том, что этот процесс адаптирован под запросы и особенности конкретного ребёнка. Однако при такой форме обучения школьник мало общается со сверстниками и недостаточно активно двигается. Родителям нужно постараться компенсировать эти недостатки.
Школа или семейное обучение: все виды среднего образования в России