Выбор профессии: когда и как разговаривать с ребёнком о его будущем

Родители часто испытывают тревогу по поводу профессионального будущего ребёнка. Когда нужно начинать с ним обсуждения того, чем он хочет заниматься? Что делать, если старшеклассник так и не определился с профессией или резко поменял выбор специальности после долгой подготовки в вуз? А что, если ребёнок вообще не хочет никуда поступать? «Рамблер» узнал ответы на эти вопросы.

Выбор профессии: когда и как разговаривать с ребёнком о его будущем
© Freepik; Рамблер

По результатам опроса ВЦИОМ 2024 года, 86% россиян уверены, что и в школах, и в дошкольных учреждениях нужна профориентационная работа. В том числе 70% высказываются за её начало в 6-м классе или позже. За совсем раннее введение — в детском саду и в 1–5-м классе — проголосовали 16% респондентов. И только 5% россиян полагают, что профориентация в школах — это лишнее.

В каком возрасте обсуждать с ребёнком будущую профессию

На самом деле практически в любом, уверены специалисты. Главное — в раннем возрасте (в 5–6 лет) делать это в игре. Как отмечает психолог Яна Хохлова, сначала можно ознакомить ребёнка с самыми простыми профессиями: строителя, врача и т. д. Показывать примеры как в книжках, так и в реальной жизни: на стройке, в поликлинике. Однако если вы спросите дошкольника или младшего школьника, кем он хочет стать, то ожидайте ответ в форме фантазии, мечты.

«Выбор профессии происходит по разным линиям. Иногда спонтанно, после просмотренного фильма, под впечатлением разговора с каким-то человеком, яркого жизненного эпизода. Другой вариант, когда ребёнка поэтапно ведут к делу годами, встречается нечасто. И вот такое "ведение" отнюдь не значит, что ребёнка подготовят к профессии фундаментально и он внезапно не сойдёт с "колеи"».

Александр Снегуров
Александр Снегуровисторик, профессор МГПУ, кандидат психологических наук, заслуженный учитель России

По словам Александра Снегурова, лучше рассказывать о тех профессиях, которые созвучны увлечениям и склонностям ребёнка. Плюс важно эти склонности развивать, используя те ресурсы, которые даёт разнообразная школьная и внешкольная жизнь. Это может быть:

  • участие в играх — спортивных, интеллектуальных;
  • посещение музеев, экскурсий, спектаклей;
  • помощь по дому, в гараже, в огороде.

Тогда в процессе может сформироваться определённая тяга к тому или иному занятию, сопряжённому с профессией. Разговоры с ребёнком нужно вести не наукообразно, не нарочито. Лучше, чтобы эта беседа вытекала из логики какого-то события.

«Пошли вы, например, с ребёнком в зоопарк. Можно поговорить о профессии зоолога, биолога, шире — эколога, фермера. Важно знать меру в "профориентационном кураже", чтобы не переборщить и не вызвать у малыша отвращение к работе как таковой. Если вы заметите, что ребёнок утомлён, занят своим переживанием, раздражён, надо прекращать разговор», — говорит Александр Снегуров.

Как пробудить интерес ребёнка к выбору профессии

Пробудить любопытство ребёнка может игра или проектная деятельность вместе с родителями и другими членами семьи. Прогулки, осмотр достопримечательностей, чтение вслух книг, обсуждение кинофильмов, забота о домашних питомцах, ремонт квартиры — всё может стать поводом для обсуждения возможной будущей профессии.

По мнению Александра Снегурова, более продуктивное знакомство ребёнка с будущим делом можно начать в возрасте 8–11 лет. Но ни в коем случае не изводить школьника вопросами: «Кем ты будешь, думай!».

И не нужно использовать какие-то профессии в качестве негативного примера: «Не будешь хорошо учиться — станешь дворником, грузчиком или сантехником». Очевидно, что лучше иметь дело с квалифицированным электросварщиком, кондитером и столяром, чем с посредственным управленцем, юристом и дипломатом.

Совет педагога:

Интерес к будущему делу может возникнуть в игре, если она протекает в комфортной среде. Скажем, ребята из песка или из кубиков что-то строят. Спрашиваем: «Что это за здание?». Допустим, ребёнок отвечает, что это завод, институт, магазин, мастерская, театр, школа.

Дальше спрашиваем: «А ты хотел бы здесь работать или учиться?» и так далее. Не исключено, что ребёнок сам начнёт рассуждать о профессии, и тут взрослому следует поддерживать и направлять эти рассуждения. Так мы наметим в сознании ребёнка зону, где условно станет накапливаться полезный материал касательно профессий, интересных для него занятий.

Когда пора выбирать профессию всерьёз

По мнению Яны Хохловой, осознанное понимание того, что хочется, приходит к ребёнку не раньше средней школы. Это связано ещё и с физиологическими особенностями организма. В раннем подростковом возрасте созревание лобных долей мозга, ответственных за планирование, программирование, контроль, находится ещё в процессе формирования, отмечает эксперт. Поэтому долгосрочное планирование будущей карьеры со всеми её нюансами стоит отложить.

«Конструктивный разговор и подготовку стоит начинать лет с 14, когда уже есть представление о разных сферах деятельности, а также пройдены разнообразные школьные предметы. Кто-то уже точно посещал кружки, секции, олимпиады и примерно представляет себе, что у него получается хорошо, а что не очень. Это подходящее время для того, чтобы начать отправляться на профориентационные мероприятия. Возможно, поступать в профильные классы».

Яна Хохлова
Яна Хохловадетский и подростковый психолог

Если старшеклассник всё ещё не определился с выбором профессии

О сильных сторонах и интересах вашего, на первый взгляд, «равнодушного» ко всему ученика можно узнать у педагога в школе или тренера в секции.

Профессионалы, работающие с вашими детьми вне дома, видят детей иначе, чем вы. Они могут обнаружить у них навыки, не заметные родителям в обычной жизни. Например, кто-то хороший организатор, а кто-то, даже не будучи ярким лидером, высказывает мнение, которое становится решающим, то есть умеет грамотно обобщать и анализировать.

Также хорошо работает обращение к специалистам в центры занятости, которые используют свои методики и инструменты, направленные на выявление склонностей ребёнка. Специалисты могут более точно определить «профессиональную траекторию» вашего школьника.

Кто-то определяется в последний момент, и в этом нет ничего страшного, считает Александр Снегуров:

«Я тоже выбрал педагогический ближе к концу учёбы, раньше это направление не рассматривал. Пусть ребёнок сам найдёт, что он хочет. Хотя, если он у вас запрашивает помощь, можно рассказать про определённые вузы, узнать, когда там день открытых дверей. Посоветуйте побеседовать с выпускником понравившегося университета, посетить ярмарку вакансий».

Рассказывает Леонид, папа 16-летнего Кирилла

Сначала я прикидывал: сын — интроверт или экстраверт, технарь или гуманитарий. Думал, если ребёнок не гуляет во дворе, если к нам в гости не заходят одноклассники, то он точно необщительный парень. А оказалось, что это я своё детство к нему примеряю. У них и правда всё общение в телефоне и компьютере.

Как-то не специально, между делом его спросили, как ему хочется на жизнь зарабатывать. Он быстро ответил, что видит себя работающим «с ноутбуком под мышкой с возможностью удалёнки».

Потом раз в полгода возвращались к этой теме. Сын стал отвечать конкретнее, что ему интересно участвовать в создании продукта в роли эксперта, исследовать клиентские потребности.

В итоге вся наша родительская помощь свелась к тому, что мы задавали вопросы, даже не направляющие, а открытые: «Расскажи, какие твои таланты и интересы могут помочь тебе в работе?», «На что точно не должна быть похожа твоя работа?», «С какими профессиями ты бы хотел ассоциировать себя?».

Потом мы сказали Кириллу: у тебя есть только два года (10–11-й классы) и только один вариант для оплаты подготовительных курсов. Так мы выделили направление, которым ему было бы интересно заняться в перспективе, — социология.

Затем я помог сыну собрать информацию обо всех вузах в Москве, где готовят социологов.

Выбрали пять финальных вариантов по критериям: качество образования, требования по баллам ЕГЭ, цена платного обучения, если что-то пойдёт не так. В этих вузах очень схожие требования к поступающим. Мы стали готовиться в одной из онлайн-школ в удобном для сына графике. В итоге всё закончилось хорошо: сын поступил в выбранный вуз.

Чего не стоит делать родителям, обсуждая будущую специальность ребёнка:

  • давить, осуждать, обесценивать его выбор, даже если вам кажется, что эта профессия не престижная и не прибыльная;
  • приводить в пример людей, которые выбрали то же самое, и рассказывать, что с ними произошло плохого;
  • навязывать свой выбор.
«Чтобы не подорвать доверие, лучше больше слушать, задавать вопросы, помогать раскрывать интересы ребёнка. В процессе такого общения могут обнаружиться какие-то дефициты информации, навыков, знаний, которые стоит восполнить», — говорит Яна Хохлова.

Как ребёнку попробовать себя в деле

Есть немало вариантов предпрофессионального тестирования и практики для школьников:

  • волонтёрские организации;
  • центры труда и занятости для молодёжи;
  • предпрофессиональные классы в школах;
  • практические занятия на базе институтов и университетов.
«Подготовка к участию в научно-практической конференции может дать хорошие навыки. Также кружки и студии дают приобщение к профессии (археологический, авиамодельный, театральный, фотодело). Поставить вместе спектакль — отличный повод попробовать себя в разных профессиях. Тут и сценарист, и режиссер, и актёр, и сценограф, и осветитель, и художник по костюмам. В лагерях отдыха часто предлагается потренироваться в некоторых специальностях. В школе Шацкого в Обнинске есть своё хозяйство, грядки, парники. Это школа-коммуна, где ученики даже зарабатывают что-то, проходя азы выбранных профессий», — говорит Александр Снегуров.

Педагог добавляет, что мало определиться с профессией, важно найти соответствующую работу:

«Сейчас это одна из важнейших проблем. Я знаю много увлечённых людей, выбравших профессию мечты, которые не могут реализоваться. Скажем, лётчик. Выпускнику лётного училища нужно годы ждать, чтобы налетать необходимое количество часов. То есть, выбирая профессию, важно иметь в виду рынок труда, изучить, что в реальном времени с ней происходит».

Куда отправить школьника на профориентацию:

Что делать, если ребёнок в последний момент поменял выбор вуза или не хочет никуда поступать

Яна Хохлова советует принять решение ребёнка, успокоиться и поддержать его. По мнению психолога, это очень важный и показательный момент для всех. Не исключено, что именно сейчас ребёнок делает свой собственный выбор, а до этого готовился к чужому.

Возможно, в последний момент он почувствовал в себе достаточно сил (даже если это импульс) поменять решение. Единственное, что могут сделать родители, — обсудить вместе риски и подводные камни, связанные с решением сына или дочери. Да, непросто. Но для ребёнка это станет важным опытом обретения самостоятельности.

А что, если старшеклассник вообще отказывается поступать в институт? По мнению Александра Снегурова, родители должны донести до него простую мысль: «Не хочешь учиться — работай».

«Главное, чтобы ребёнок понимал, что должен работать. Не поступил в вуз, в колледж — иди зарабатывай! Родители растили тебя до 18 лет, всё, хватит. Если не создать ситуацию, когда ребёнок даже без интереса к работе приступит к ней, то он будет эксплуатировать свою семью. Я знаю такие примеры: до 50 лет мужчины — дееспособные, не инвалиды — сидят на пенсии своих мам. Так что 18 лет исполнилось — и сама ситуация должна ребёнка выдавить, как пасту из тюбика, на поле тех или иных работ», — заключает педагог.

Главное

Говорить с ребёнком о будущем можно в любом возрасте, хоть в 5 лет. Главное — начинать это делать в игре. Уже по мере взросления ему помогут определиться с выбором профессии различные курсы, тематические лагеря или профильный класс. Важно, чтобы роль родителей в этом серьёзном вопросе не становилась ведущей, выбирать всё-таки должны не они. Ваша цель — не навязать своё видение, а помочь раскрыть ребёнку его потенциал, помочь найти дело по душе.

Быстрые способы узнать результаты ОГЭ и ЕГЭ: нужен только паспорт и телефон