Нужны ли оценки за поведение в школе: мнение психолога

С 1 сентября в школах шести регионов России стартует эксперимент с оценками за поведение. Где он будет проходить и что об этом эксперименте думает психолог, читайте в материале «Рамблера».

Нужны ли оценки за поведение в школе: мнение психолога
© shironosov/iStock.com, Рамблер

Где будет проходить эксперимент

В качестве пилотных регионов выбраны Чечня, Мордовия, Новгородская, Ярославская, Тульская области и Луганская Народная Республика. Эксперимент продлится четыре месяца. Как сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов, за это короткое время протестируют разные варианты по выставлению оценки за поведение.

В Минпросвещения поясняют: изучение опыта пилотных регионов позволит проверить, как система влияет на дисциплину, мотивацию школьников и атмосферу в классах. По итогам эксперимента ведомство планирует подготовить законопроект, который может сделать оценку за поведение обязательной для всех школ страны.

«Мера будет действенной, если учесть все риски»

Последний раз оценки за поведение в российских школах ставили более 30 лет назад. В 1989 году они полностью ушли из практики учебных заведений. Тогда этот шаг вполне соответствовал духу времени: были отменены не только оценки за поведение, но и школьная форма.

За прошедшие годы отношение к дисциплине среди школьников сильно изменилось. Исследование ценностных ориентаций молодёжи с участием почти 100 тысяч подростков от 14 до 18 лет, которое провёл Институт воспитания, показало: дисциплинированность важна лишь для каждого пятого школьника. При этом для 92% учащихся важно отстаивать свои личные границы.

Результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения подтверждают тренд на гуманизацию воспитания. Большинство родителей говорят о том, что используют в качестве наказания детей наставления либо ограничивают гаджеты, хотя их мамы и папы чаще брались за ремень.

По поводу укрепления дисциплины с помощью оценок за поведение эксперты высказывали разные мнения, в том числе и на страницах «Рамблера».

Специалисты отмечали, что система оценивания поведения в первую очередь должна предусматривать критерии оценки, которые должны быть понятны всем: педагогам, родителям и ученикам.

В противном случае оценка за поведение может вызвать конфликты между учениками и учителями, а также между родителями и школой. Ведь двойка за болтовню с соседом по парте и двойка за драку — это далеко не одно и то же.

«Если будут учтены все возможные риски, то такая мера может оказаться вполне действенной. Но, как и любой инструмент, в зависимости от соблюдения правил использования, может принести как пользу, так и вред».

Юлия Берлянд
Юлия Берляндклинический психолог, старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Минпросвещения

Как объясняет собеседница «Рамблера», детям в силу возрастных психофизиологических особенностей сложно составить прогноз последствий своих поступков. У них ещё не созрел «командный пункт», управляющий поведением, — лобные доли мозга.

Получая оценку за поведение, ребёнок учится соотносить его с социальными нормами, считаться с мнением окружающих — как взрослых, так и сверстников.

В тех случаях, когда у ребёнка ещё не сформированы саморегуляция и самоконтроль, ориентация на оценку, выставленную по чётким критериям, особенно полезна. Однако, по словам эксперта, взрослым необходимо сопровождать каждую оценку своим комментарием — проще говоря, объяснять, что не так.

«Для родителей низкая отметка за поведение — это некий сигнал, маркер: с ребёнком надо поговорить, обсудить, что привело к такой оценке, как ситуацию можно исправить. Не наказать, а обсудить — это более действенная мера», — подчёркивает Юлия Берлянд.

Как говорить с ребёнком о его поведении

Родителям школьников психолог советует никогда не устраивать публичную «порку».

«Одно из главных правил: мы хвалим ребёнка публично, в присутствии других учеников, а критикуем всегда наедине. Высказав критическое замечание, необходимо выразить надежду на то, что негативная ситуация больше не повторится», — говорит Юлия Берлянд.

Оценка за поведение для ребёнка вполне может стать неким ориентиром, напоминающим о том, что у любого поступка, любого поведения есть последствия — позитивные или негативные. Это помогает ребёнку почувствовать себя более ответственным.

«Да, это своего рода внешнее принуждение к дисциплине. В идеале же дисциплина должна быть внутренней, основанной на самовоспитании», — подчёркивает собеседница «Рамблера».

Когда плохая оценка за поведение не поможет

В то же время, по словам Юлии Берлянд, отвечать оценкой на поведение, не разобравшись в его причинах, неэффективно. Скажем, если у ребёнка есть неврологические или психические проблемы, то никакие отметки не смогут изменить отклоняющееся поведение. Эти проблемы необходимо решать со специалистами (психологами, неврологами и так далее).

«К детям, нуждающимся в помощи специалистов, безусловно, необходим индивидуальный подход. Они медленнее усваивают правила, и стандартные оценки поведения могут быть неэффективны для них или даже вредны», — добавляет Юлия Берлянд.

Также, по её словам, педагогам и родителям нужно понимать, что за «плохим» поведением могут скрываться проблемы совсем другого свойства:

  • Психологическая травма. Плохими поступками ребёнок пытается привлечь внимание к себе.
  • Неудовлетворённые потребности. Ребёнок нуждается в перерыве, отдыхе, но вынужден делать уроки, тогда с помощью «плохого» поведения он пробует избежать переутомления.

Главное

С нового учебного года в шести регионах России стартует эксперимент с оценками за поведение. Со временем эту практику планируется применять уже повсеместно.

Эксперты высказывают неоднозначное отношение к системе оценивания поведения, подчёркивая, что она должна предусматривать чёткие и понятные критерии оценки. Иначе легко скатиться до конфликтов между учениками и учителями, а также между родителями и школой.

К плюсам оценок за поведение можно отнести то, что они помогают сформировать у учеников ответственность и дисциплинированность.

Школьная форма в 2025 году: сколько стоит и зачем на неё ввели новый ГОСТ