Платить или не платить репетитору: как школьная реформа повлияет на траты родителей
Можно сказать, что репетиторы стали частью современной системы образования. Уже в средних классах школьники обращаются за помощью к платным педагогам, вместе с которыми делают «домашку» и готовятся к сдаче контрольных. Что уж говорить о выпускниках, большинство из которых не представляют подготовку к ЕГЭ без частных уроков. Почему так происходит и может ли новая инициатива исправить ситуацию, разбираемся с экспертами.
Знание — дорогое удовольствие
По данным недавнего опроса сервиса SuperJob, 6 из 10 родителей учеников 10–11-х классов нанимают репетиторов, выделяя на это примерно 5800 рублей в неделю из семейного бюджета.
Частные уроки для полного понимания школьной программы стали обычным делом как для девятиклассников (46% родителей, около 4500 рублей в неделю), так и для учащихся 7–8-х классов (32% родителей, около 4000 рублей в неделю).
Ученикам 7–8-х классов чаще всего берут репетиторов по алгебре, геометрии, английскому языку, русскому языку, физике и информатике. Для учащихся 9-го, 10-го и 11-го классов приоритетные предметы — обязательные экзаменационные алгебра, геометрия и русский язык. Другие востребованные дисциплины — английский язык, физика, химия и обществознание.
16-летняя Диана считает, что не справилась бы ни с ОГЭ, ни с МЦКО, ни с обычными уроками без платного помощника:
«Математику я никогда не понимала, старалась как-то выкручиваться под конец года. Но в 9-м классе пришло осознание, что дальше так проскочить не получится. Сама я не могла ни сосредоточиться, ни понять материал. Не знала даже, с чего начинать. Вот мы и наняли репетитора. С ним стало чуть полегче, но прибавилась дополнительная домашка. Сейчас всё уже не так плачевно».
Мама 16-летней Лизы Лия рассказывает, что пришлось взять репетитора ещё в 7-м классе, так как девочка не справлялась с программой «математическая вертикаль». Позже, когда она перешла в другой класс, репетитора оставили, потому что он хорошо объясняет и нравится дочери.
В 9-м классе ещё добавился репетитор по русскому языку и литературе. Сейчас траты на дополнительные занятия составляют примерно 8000 рублей в неделю. К 11-му классу семья планирует нанять учителя ещё и по английскому. Тогда на репетиторов будет уходить примерно 12 000 рублей в неделю.
Лия: «Репетиторы действительно помогают. Лиза очень хорошо теперь разбирается и в математике, и в русском. Если в конце 8-го по русскому у неё была тройка, она совершенно ничего не понимала, то в 9-м сдала ОГЭ на пятёрку. В общем, я уверена, что сейчас в нашей семье русский язык лучше всех знает именно дочь».
Правда, по словам мамы, из-за занятий с репетиторами график стал слишком плотным, дочь еле справляется. Домашнюю работу делает в последний момент, периодически просит у учителей отсрочки, иногда говорит, что не сделала, потому что плохо себя чувствовала. И хотя в целом привыкла, трудно представить, что будет в 11-м, выпускном классе. Если сейчас у неё, помимо школы, остаются не занятыми только два дня в неделю, то в следующем году, судя по всему, будут забиты все.
Единое образовательное пространство поможет?
По словам министра просвещения Сергея Кравцова, нагрузку на школьников позволит снизить создание единого образовательного пространства (ЕОП). С нового учебного года будут установлены единые требования к школам: там будет прописано, что дети должны изучать в каждом классе, что педагоги должны спрашивать на экзаменах и т. д.
Для чего нужны нововведения:
- Помогут устранить расхождения между школьными программами и требованиями государственных экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ). В результате единый стандарт должен снизить потребность в репетиторах.
- Уменьшат нагрузку на учеников: планируется ограничить домашние задания и внеурочную деятельность.
С 1 сентября у школьников станет меньше «домашки» и контрольных: как это работает
Аргументы за: снижение нагрузки на школьников и на кошелёк их родителей
Ранее школы работали по различным программам, которые не всегда соответствовали требованиям госэкзаменов. Единое образовательное пространство должно исправить эту ситуацию, приведя учебные планы к единому стандарту. Школьники смогут получить знания для успешной сдачи экзаменов без необходимости заниматься с репетиторами.
Замдиректора Института содержания и методов обучения Людмила Лагунова в комментарии для «Рамблера» отметила, что поддерживает идею ЕОП. По словам эксперта, такая мера позволит больше времени уделять изучению основного материала на уроках.
«В программах теперь чётко указаны и необходимые для выполнения на уроках практические работы, которые могут встретиться в рамках ОГЭ в 9-м классе. А самое главное — программа синхронизирована с проверяемыми на экзаменах в 11-м классе элементами содержания. А значит, все задания ЕГЭ будут знакомы выпускнику по школьным урокам».
Людмила Лагунова заместитель директора ИСМО
Аргументы против: не учитываются способности и индивидуальные потребности учеников
Некоторые учителя высказываются менее оптимистично. Они опасаются, что стремление к единому стандарту может привести к подгону под шаблон, когда школы будут вынуждены ориентироваться не на реальные потребности учеников, а на соответствие формальным требованиям. Это может лишить школы возможности предлагать углублённые программы по отдельным предметам и развивать творческие способности учеников.
«Никаких "особенных программ" уже давно нет, но и так называемая единая будет трудна для освоения. Сколько ни унифицируй программу, дети останутся разными, с массой индивидуальных особенностей. И по-прежнему кто-то будет учить стихотворение за 20 минут, а кто-то — за 2 часа».
Александр Снегуровисторик, заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, писатель
Вместе с тем преподаватель не отрицает определённой разобщённости существующих траекторий:
«Номинально программ много, но используется, как правило, набор из нескольких, к примеру: "Школа 2100", "Перспектива", "Школа России", программа Эльконина — Давыдова. Одним унификация подходит, другие тянутся к альтернативам. Например, по одной из программ курс начальной школы проходят за три года, по другой — за четыре. Всё-таки разница некоторая была, этого отрицать нельзя».
Тем не менее педагог подчёркивает: новая система не была протестирована в отдельных регионах перед внедрением на национальном уровне.
Учитель литературы Лев Соболев отмечает: идея, возможно, и неплохая, но может быть «криво» реализована из-за недостаточной квалификации учителей или их нежелания менять подход к обучению. Не стоит забывать и о том, что «натаскивание» на экзамен может отбить интерес к материалу. И третий немаловажный нюанс: разные вузы и разные специальности требуют разных результатов.
«Для человека, который поступает в театральный вуз, оценка за литературу на ЕГЭ непринципиальна, главное, чтобы это была не двойка. Гораздо важнее, какой он получит результат на творческих конкурсах. А для поступающего на филологический факультет количество набранных баллов на экзамене — решающее. Потому что 70 баллов для него так же мало, как и 40. Ему нужно 95–97. Необходимость высшего балла по-прежнему будет толкать родителей и ребёнка на поиски помощи извне, например от репетиторов. Так что здесь мало что изменится».
Лев Соболевзаслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы в школе № 67 (г. Москва)
Педагог считает, что нужно больше доверять работающим на местах:
«Я бы предоставлял гораздо большую свободу учителю в выборе программы. Это, конечно, создаёт определённые трудности и заставляет нас индивидуально подходить к экзаменам. Но чем больше свободы у толкового учителя, тем ярче уроки, тем интереснее детям и тем выше результат. Потому что по наезженной колее преподавать и скучно, и нецелесообразно».
Главное
Новый закон о едином образовательном пространстве в школах — это амбициозная попытка реформировать систему образования в России.
Однако успех будет зависеть от того, насколько удастся сбалансировать стремление к единому стандарту с необходимостью учитывать индивидуальные потребности школьников.
Только время покажет, станет ли ЕОП панацеей от репетиторства и чрезмерной нагрузки на детей. В любом случае важно, чтобы мнение родителей, учителей и самих детей было учтено при реализации нововведений.