Делим, умножаем, учим части речи: какие предметы проходят дети в 3-м классе

Какие предметы изучают третьеклассники и на какие возможные сложности стоит обратить внимание родителям, «Рамблеру» рассказали педагоги начальной школы.

Делим, умножаем, учим части речи: какие предметы проходят дети в 3-м классе
© Михаил Мокрушин/РИА Новости; Рамблер

Роль начального образования

Многие родители считают, что начальная школа — лишь «репетиция» учёбы. Мол, пока можно расслабиться, а уж со средних классов закатывать рукава. И это в корне неверно. Именно начальная школа закладывает основы знаний, которые в будущем помогут осваивать программу в средних и старших классах.

«Начальная школа — фундамент всего образования ребёнка. И от того, насколько прочным станет этот фундамент, во многом будет зависеть то, как ребёнок будет учиться в дальнейшем. В нашей школе, например, многие учителя стремятся дать детям больше, чем предусмотрено программой, работают на опережение. И в среднем звене ребята понимают, насколько важны те знания, которые они получили в начальной школе».

Ольга Жукова
Ольга Жуковаметодист начальной школы ГБОУ СОШ № 1158

Какие предметы преподают в третьем классе

Русский язык

  • Дети изучают фонетику, ударные и безударные, гласные и согласные, парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие звуки, функции разделительных твёрдых и мягких знаков.
  • В программе также орфоэпия, нормы произношения звуков и их сочетаний.
  • Школьникам рассказывают о лексическом значении слова, прямом и переносном значении.
  • В программе также есть раздел, посвящённый составу слова, однокоренным словам.
  • Третьеклассники проходят части речи.
  • Отдельная тема — синтаксис: предложение, установление связи между словами в предложении, главные члены, распространённые и нераспространённые предложения.
  • Детям рассказывают о непроизносимых согласных в корне слова, в каких случаях пишется мягкий знак после шипящих на конце имён существительных и др.
  • Программой предусмотрена работа с текстами.

«Для школьников сложная тема безударных гласных. Дети сейчас, к сожалению, мало читают, и подбирать проверочные слова им трудно. Родителям стоит обратить внимание на тему непроизносимых согласных. А также на всё, что касается разделительных твёрдого и мягкого знаков, разбора слова по составу».

Оксана Чупилина
Оксана Чупилина методист начальной школы ГБОУ СОШ № 1158

Литературное чтение

  • Школьники проходят устное народное творчество: народные песни, сказки.
  • В программе поэзия — произведения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Никитина, И.З. Сурикова, Н.А. Некрасова, С. Чёрного, А.А. Блока, С.А. Есенина. Дети изучают произведения А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, авторские сказки и рассказы.
  • Есть разделы о живой природе и путешественниках, зарубежная литература.
  • В рамках обучения дети знакомятся с такими понятиями, как художественное произведение, автор (рассказчик), сюжет, тема, герой произведения.

Родной язык

  • Дети знакомятся с метафорами, эпитетами, сравнениями, олицетворениями, крылатыми и устаревшими словами.
  • В программе работа с предложениями: изменением порядка слов, устранением лишних и восстановлением недостающих.
  • Также детям рассказывают о стилях речи и типах текстов.

Литературное чтение на родном языке

  • Учеников знакомят с фольклором и классическими произведениями.
  • Дети учатся пересказывать тексты, давать характеристики героям и описывать места действия.
  • В программе — знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста.

Математика

  • Школьники изучают числа и величины, учатся сравнивать числа, складывать и вычитать в пределах 1000, представлять их в виде суммы разрядных слагаемых, проходят соотношения между килограммом и граммом.
  • Изучают время, длину, площадь и периметр геометрических фигур.
  • Дети учатся устно считать в пределах 100, проходят табличное и внетабличное умножение, деление, действия с круглыми числами.
  • Третьеклассникам преподают письменное умножение и деление в столбик.
  • Дети проходят текстовые задачи, учатся решать по действиям и числовым выражением, а также проверять решения.

В этом предмете у третьеклассников тоже могут возникнуть сложности.

«Детям трудно даётся нетабличное деление и деление с остатком. Деление в столбик, которое мы проходим ближе к концу года, тоже вызывает большие трудности. Также сложно даются обратные задачи с площадью и периметром фигур. Эти темы надо прорабатывать, в том числе и дома», — говорит Оксана Чупилина.

Кроме того, эксперты советуют родителям обратить внимание на устный счёт, стараться заниматься с детьми вычислениями в уме.

«Многим гораздо легче посчитать в столбик, чем устно. А умственные вычисления способствуют мыслительному процессу детей. Если ребёнок хорошо считает устно, ему это пригодится на протяжении всего периода учёбы, в том числе и в 11-м классе», — уточняет Ольга Жукова.

Английский язык

  • Дети изучают тему семьи: узнают названия родственных связей на английском, могут составить простой рассказ о своей семье.
  • Проходят предлоги места, учатся правильно их произносить и переводить на русский язык.
  • Учат времена: Present, Past Simple и Present Continuous.
  • Изучают характеристики людей, животных и объектов неживой природы, формы глагола to be.
  • Дети учатся выражать количество в английском языке, использовать счёт от 13 до 20.

Окружающий мир

  • Школьникам рассказывают о разнообразии растений, животных, грибов и бактерий, связи между неживой и живой природой, растениями и животными.
  • Дети изучают глобус, географическую карту и погоду.
  • В программе — формы земной поверхности, водоёмы, свойства воздуха и воды.
  • Третьеклассники проходят тему полезных ископаемых и их значения в жизни человека.
  • Отдельная тема — человек и общество, понятия семьи, народа, государства. Также детям рассказывают о странах и народах мира.

Музыка

  • В программе — изучение народных музыкальных инструментов.
  • Дети узнают о сказаниях, былинах, сказах о музыке и музыкантах.
  • Школьники знакомятся с особенностями музыкального фольклора разных народов, изучают, что такое вокал и инструментальная музыка.
  • Есть раздел, посвящённый основам музыкальной грамоты, в который входит чтение нот и пение по нотам и т. д.

Изобразительное искусство

  • Дети проходят графику и живопись, учатся создавать сюжетные композиции.
  • Школьников учат приёмам исполнения орнаментов, знакомят с хохломской и гжельской росписью и т. д.

Технология

  • Дети изучают профессии и производства, технологии обработки материалов, работают с бумагой, картоном, пластилином.
  • В программе — конструирование и моделирование, проектная деятельность.

Физическая культура

  • Третьеклассники изучают историю физкультуры у древних народов.
  • Занимаются гимнастикой с основами акробатики.
  • Поднимаются по канату, прыгают со скакалкой, учатся прыгать в длину, бросать набивной мяч, бегают.

Углублённое изучение отдельных предметов

В некоторых школах уже в начальных классах углублённо изучают отдельные предметы.

«В начальной школе у нас есть классы с расширенным изучением английского языка. Классы формируются с первого года обучения. А изучать язык дети начинают со второго класса. По желанию ребёнок также может посещать кружок английского языка уже в первом классе в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования», — рассказывает Ольга Жукова.

Главное

Программа третьего класса включает в себя темы, которые дети проходили и в предыдущие годы, но добавляются и новые. Родителям стоит обратить внимание на написание безударных гласных и непроизносимых согласных в словах. Лучше всего прорабатывать эти темы дома дополнительно. Стоит больше практиковаться с детьми в устном счёте, прорабатывать вычисления периметра и площади геометрических фигур. И помните: неважных тем нет. Все они всплывут в программах как средней, так и старшей школы.

Нужны ли оценки за поведение в школе: мнение психолога