Конец «началки»: какие предметы проходят дети в 4-м классе

В последний год начальной школы учащиеся закрепляют пройденные в первых трёх классах знания. К привычным дисциплинам добавляются «Основы религиозных культур и светской этики». О том, какие новшества готовит детям 4-й класс, «Рамблеру» рассказала педагог Ольга Глазнева.

Конец «началки»: какие предметы проходят дети в 4-м классе
© Илья Питалев/РИА Новости; Рамблер

Как распределяется нагрузка

Так как в четвёртом классе добавляется новая дисциплина, в расписании уменьшается количество тех часов, которыми школа распоряжается на своё усмотрение.

«Для учеников 2–4-го классов учебный год длится 34 недели, максимальная годовая нагрузка — 884 часа. Длительность каждого занятия — от 35 до 45 минут. Окончательное решение о продолжительности уроков принимает руководство каждой конкретной школы».

Ольга Глазнева
Ольга Глазневадиректор школы № 16 г. Орехово-Зуево, призёр конкурса «Директор года России»

В 4-м классе дети изучают:

Русский язык (4–6 уроков в неделю)

  • Дети повторяют текст и предложение, обращения, главные и второстепенные, однородные члены предложения.
  • Продолжается изучение слова: его состав, лексическое значение, правописание гласных и согласных в словах, правописание твёрдого и мягкого разделительных знаков.
  • Школьники продолжают учить части речи, их изменения по падежам, правописание падежных окончаний, изменения глаголов в настоящем и будущем времени, I и II спряжение глаголов, правописание этой части речи с безударными личными окончаниями, в прошедшем времени.

Литературное чтение (3–4 урока в неделю)

  • Школьники изучают произведения о Родине и героических страницах истории. В программе — стихи и проза И.С. Никитина, Н.М. Языкова, С.Т. Романовского, А.Т. Твардовского, М.М. Пришвина, С.Д. Дрожжина, В.М. Пескова и других.
  • Детям рассказывают об образах в литературе Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Годы Великой Отечественной войны дети изучают по рассказам А.П. Платонова, Л.А. Кассиля, В.К. Железняка, С.П. Алексеева.
  • Ученики знакомятся с пьесами и повторяют сказки.
  • В программе также зарубежная литература: сказки Ш. Перро, Х.К. Андерсена, братьев Гримм, Э.Т.А. Гофмана.

Родной язык и литературное чтение на родном языке (5 уроков в неделю)

На уроках родного языка:

  • Дети проходят историю родного языка, происхождение слов.
  • Им рассказывают об употреблении языковых единиц, развивают базовые умения и навыки их использования.
  • Школьники развивают коммуникативные навыки, учатся общаться с соблюдением речевого этикета.
  • Детей учат анализировать тексты, создавать собственные.

Литературное чтение на родном языке включает:

  • произведения устного народного творчества, классику XIX–XX веков;
  • художественные произведения о детстве, об Отечестве, о знаменитых людях и т. д.;
  • фольклор, литературные сказки, рассказы, притчи, стихотворения.

Иностранный язык (2 урока в неделю)

  • В программе — буквосочетания, звуко-буквенные соответствия, знаки транскрипции. Основные правила чтения и орфографии.
  • Детям ставят правильное произношение.
  • Школьники изучают простейшие устойчивые словосочетания, элементы речевого этикета.
  • Учащиеся проходят типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопрос, вопросительные слова: what, who, when, where, why, how. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения.
  • Также изучаются правильные и неправильные глаголы в Present, Future, Past Simple (Indefinite). Неопределённая форма глагола. Глагол-связка to be. Вспомогательный глагол to do, количественные числительные до 100, порядковые числительные до 20.
  • Четвероклассники учатся рассказывать о себе, семье, своих хобби, умеют писать тексты на 50–80 слов.

Математика (4 урока в неделю)

  • Дети повторяют арифметические действия, письменные способы вычисления.
  • Учащиеся проходят новую счётную единицу — тысячу. Учат разряды и классы чисел, сравнение многозначных чисел. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
  • В программе — единицы длины, соотношения между ними, единицы площади и массы.
  • Школьники продолжают учиться устному счёту, проходят письменное умножение и деление в пределах миллиона.
  • Учатся вычислять периметр треугольника, закрепляют правила вычисления периметра прямоугольника и квадрата.
  • Детей учат читать простейшие таблицы и диаграммы.

Окружающий мир (2 урока в неделю)

  • Школьникам рассказывают о природных зонах, характерных для них экологических проблемах и о том, как их решают.
  • Учащиеся проходят формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы и т. д.
  • Детей знакомят с историей страны, наиболее важными событиями.
  • Часть программы посвящена государственной символике и государственным праздникам, регионам страны, вопросам прав человека.

Основы религиозных культур и светской этики (1 урок в неделю)

  • Дети проходят основы православной и исламской, буддийской и иудейской культур.
  • В программе — основы светской этики.
  • На уроках дети знакомятся с понятиями «культура» и «религия», узнают о религиях и их основателях.
Ольга Глазнева: «Курс состоит из шести модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей) учащихся».

Музыка (1 урок в неделю)

  • Школьники изучают народную музыку, жанры музыкального фольклора: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски.
  • В программе — классическая и духовная музыка.

Изобразительное искусство (1 урок в неделю)

  • Дети учатся рисовать фигуру человека, изображают героев былин, сказок, легенд.
  • Рисуют пейзажи, изображают разный ландшафт.
  • Школьников знакомят со скульптурными памятниками героям и мемориальными комплексами.
  • В программе — декоративно-прикладное искусство.
  • Четвероклассников знакомят с картинами отечественных живописцев.

Технология (1 урок в неделю)

  • Дети продолжают изучать профессии, современные технологии, им рассказывают о том, что такое нефть и какие материалы из неё можно получить, а также о другом сырье.
  • В программе — работа с бумагой, картоном, природными материалами.
  • Школьники изучают робототехнику, детали и принцип создания робота.
  • Дети осваивают навыки применения цифровых устройств, учатся пользоваться интернетом, хранить и обрабатывать файлы разного формата.

Физическая культура (3 урока в неделю)

  • В программе — оздоровительная физкультура, рассказы о её роли в жизни человека, закаливание.
  • Дети занимаются гимнастикой и лёгкой атлетикой, играют в подвижные игры.
  • Школьников готовят к сдаче норм ГТО.

Главное

В четвёртом классе дети закрепляют пройденный материал и изучают новые темы. Их нужно как следует проработать, потому что программа начальной школы — основа для дальнейшего образования. Четвероклассники получают навыки, которые помогут им в средней, а затем и в старшей школе, осваивают основы проектной командной работы.

Нужно ли делать домашнюю работу вместе с ребёнком? Отвечает педагог

промо изображение