Что делать, если вам не нравится учитель вашего ребёнка
Причины для недовольства можно перечислять долго — согласно исследованию НИУ ВШЭ, каждый шестой родитель считает подготовку школьных педагогов недостаточной. Как быть, если вы недовольны учителем? На какие его недостатки можно и нужно перестать обращать внимание, а в каких случаях следует искать нового преподавателя?
С разными вариациями нелицеприятные высказывания родителей об учителях встречаются в тематических чатах регулярно. Престиж педагога сейчас подвергается серьёзным испытаниям. Несмотря на то что учитель продолжает быть одним из главных людей в жизни ребёнка, родители зачастую не щадят его авторитет и, что хуже всего, критикуют педагога в глазах детей.
«Родителям ни в коем случае не стоит обсуждать поведение учителя и его недостатки в присутствии ребёнка, а тем более насмехаться над ним. Это может негативно сказаться на отношениях между педагогом и учеником. Даже если вам очень не нравится учитель, постарайтесь выяснить с ним отношения без участия детей».
Татьяна Буткоучитель начальных классов ГБОУ ШКОЛА № 1411 (Москва)
Какое поведение учителя следует считать недопустимым
Безусловно, личность педагога влияет на формирование личности ребёнка, особенно в начальных классах. Поэтому нужно принимать меры в тех случаях, когда учитель:
- оскорбляет детей, кричит на них, применяет физическое воздействие;
- не справляется с классом, не может поддерживать дисциплину, не способен полноценно давать учебную программу;
- его отношение к детям зависит от того, насколько активно их родители участвуют в жизни школы, в том числе путём материальной поддержки школьных нужд.
Если вы наблюдаете такое поведение педагога, обязательно обратитесь за помощью в администрацию школы.
Однако во всех остальных случаях вашего недовольства учителем нужно прежде всего попытаться разобраться в его причинах. Часто нам просто не нравится тот или иной человек по каким-то своим личным мотивам.
«В первую очередь проанализируйте, что именно вас беспокоит. Стиль преподавания, тон, отношение к ребёнку, некомпетентность? Может быть, этот учитель напоминает кого-то из вашего прошлого и именно этим вызывает сильную неприязнь? Нам иногда не нравятся те или иные люди по субъективным причинам, и учителя не исключение».
Юлия Кузьминаресурс-ориентированный психолог, спикер проекта SpeakerBust
Как оценить профессиональные качества педагога
Случается и такое, что чисто по-человечески учитель вполне вас устраивает, но вам кажется, что как специалист он слабый. Зато ребёнок чувствует себя комфортно, с радостью бежит в школу. Это дорогого стоит, особенно для младшеклассника. Нужно ли в таких случаях мириться с некоторой некомпетентностью педагога?
Татьяна Бутко: «Если дети в восторге от учителя, а родители нет, нужно ориентироваться на мнение ребёнка, а не взрослых, так как учиться ему, а не родителям. Если сделать как хотят взрослые, ребёнок может просто-напросто запустить учёбу — психологический комфорт не менее важен, чем эффективная подача знаний, особенно в начальной школе. И если психологический комфорт в классе способен обеспечить только учитель, то со знаниями вполне могут помочь родители: объяснить материал, проверить уроки, в крайнем случае обратиться к репетитору».
Оценить профессиональные качества учителя можно по таким критериям:
- Индивидуальный подход в обучении. Поскольку способности, трудолюбие, усидчивость у всех детей отличаются, хороший педагог предъявляет разные требования к разным детям.
- Умение заинтересовать учёбой: если ребёнок увлечённо рассказывает о том, что они проходили на уроке, это большой плюс учителю.
- Готовность учителя при необходимости идти на контакт с родителями и администрацией школы. Хороший педагог не уклоняется от разрешения внутришкольных и личных конфликтов. Он прикладывает силы для улучшения психологической атмосферы и не считает зазорным для себя обращаться за помощью к родителям и коллегам.
- У учителя нет любимчиков и изгоев: профессионал не станет никого выделять и превозносить или, наоборот, игнорировать.
Что делать, если учителем недоволен ребёнок
Прежде чем настаивать на переводе в другой класс, нужно оценить масштаб проблемы.
Татьяна Бутко: «Выясните, что именно не нравится ребёнку. Если речь идёт о первокласснике, то, возможно, он просто не привык, что к нему предъявляют определённые требования. Но бывает, что проблема кроется в том, что учитель не может найти с ним общий язык».
Разберитесь, насколько объективно отношение ребёнка:
- Поговорите с другими родителями, узнайте, есть ли у них похожие жалобы.
- Обсудите проблему с учителем лично, заранее подготовьтесь к разговору, сформулируйте конкретные наблюдения и вопросы.
- Внимательно выслушайте учителя и постарайтесь понять его точку зрения, профессиональный контекст. Возможно, есть нюансы, о которых вы не знали.
Юлия Кузьмина: «Если разговор не помог, идите выше — к завучу или директору. Только приходите с конкретными фактами, на которые жалуетесь, а не с эмоциями. Опишите проблему и ваши безуспешные попытки решить её с учителем. Требуйте письменного ответа, например: "Прошу разобраться в ситуации и сообщить о принятых мерах"».
Главное
Ваша задача — не «победить» учителя, который может не нравиться вам по личным причинам, а создать для ребёнка комфортную среду. С уважением отзывайтесь о педагогах в присутствии сына или дочки. Если ваш ребёнок с удовольствием спешит в школу, значит, с учителем ему повезло. Но если преподаватель действительно нарушает личные границы ученика — оскорбляет его или применяет физическое воздействие, — обратитесь в администрацию школы, вам обязаны помочь.
Имеют ли право учителя задавать «домашку» на каникулы? Разбираемся с экспертами