Детям расскажут, как создать семью: чему посвящён новый школьный предмет

Можно ли научить детей семейным отношениям? Чтобы они со школьной скамьи знали, как вести совместный бюджет и справляться с кризисами. Именно такую задачу поставили перед собой авторы проекта «Семьеведение». Этот учебный предмет в сентябре начали изучать в 5–7-х классах школы в рамках внеурочных занятий «Разговоры о важном» или внеклассной работы. Правда, пока только в тестовом режиме. Эксперимент продолжится и в новом учебном году. Что такое «Семьеведение», к чему готовит и кто его преподаёт, мы узнали у экспертов в области образования.

Детям расскажут, как создать семью: чему посвящён новый школьный предмет
© izusek/iStock.com

Что такое «Семьеведение»

Разработкой «Семьеведения» занимались сотрудники Института стратегии развития образования и Института изучения детства, семьи и воспитания под кураторством Министерства просвещения РФ. Инициатива возникла в рамках празднования Года семьи.

Занятия по новому предмету стартовали в пилотном режиме в ряде российских школ с 1 сентября 2024 года.

«Семьеведение» освещает следующие темы:

  • Ценности и традиции семьи
  • Отношения в семье
  • Здоровье и благополучие семьи
  • Сопровождение и поддержка семьи

Программа курса включает пять больших блоков:

  1. «Человек, семья, общество». Учителя расскажут, как и для чего создаётся семья, о её роли в обществе, что она значит для ребёнка.
  2. «Мои родственники — похожие и разные». Дети обсудят историю семьи, изучат генеалогическое древо, поговорят о связи с родителями, братьями, сёстрами, близкими и дальними родственниками.
  3. «О семейном уюте и не только». Эти беседы будут посвящены дому и семейному быту: как вести домашнее хозяйство, как распоряжаться бюджетом.
  4. «Важней всего — погода в доме». Здесь речь пойдёт о нравственных основах семейной жизни, о том, как создать благоприятную атмосферу и избегать конфликтов.
  5. «Современная семья и право». На этих уроках расскажут о порядке регистрации брака, брачном договоре, мерах социальной поддержки семей с детьми — материнском капитале, ипотеке для многодетных семей, — а также о работе социальных служб.

«Семьеведение» — необязательный предмет. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе. Ученик сам определяет, какую дисциплину из предложенных школой внеклассных занятий будет посещать.

Курс также не предполагает строгого следования плану, учителя лишь получают общие рекомендации. Они могут сами составлять план каждого урока в зависимости от интересов и специфики каждого класса.

Цель курса «Семьеведение»

Доцент Института педагогики СПбГУ Ирина Писаренко отмечает: многие подростки, окончив школу, не имеют представления о том, как интегрироваться во взрослую жизнь.

«Дети не знают, как распоряжаться семейным бюджетом, какие принципы воспитания нужны в семье, какие законы регулируют ответственность родителей. По этой причине у нас растёт количество разводов. Если дети будут знакомы с элементарными правилами ОБЩЕжития, есть шанс снизить статистику распадающихся семей и брошенных детей».

Ирина Писаренко
Ирина Писаренкокандидат педагогических наук, доцент Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета

Базовая цель учебной инициативы — сформировать у учеников ценностное отношение к семье и браку, подготовить их к супружеству и осознанному планированию беременности. Кстати, программа у мальчиков и девочек пока одна и та же.

«В каком-то смысле "Семьеведение" можно назвать наукой о семье. Помимо нравственных и социальных задач, у неё есть также и демографический вектор. Предполагается, что по итогам изучения такого предмета в самосознании обучающихся произойдёт нравственный сдвиг, который усилит ценность и осознанность брака, поможет подготовиться к ответственному родительству».

Алла Ганичева
Алла Ганичевакандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Института педагогики и психологии образования МГПУ (Московского городского педагогического университета)

Ирина Писаренко считает: если направить этот предмет не только на психологические аспекты, но и на юридические, экономические и педагогические, может получиться базовый курс по «умению жить».

Ирина Писаренко: «Кроме того, дети могут научиться основам коммуникации, в том числе со своими родственниками. Это важный навык, который обязательно нужно формировать ещё в школе. Главное, чтобы были интересные и современные учебники, соответствующие психологии современных детей».

«Семьеведение» — урок или беседа?

Похожий по содержанию урок существовал ещё во времена СССР, напоминает Алла Ганичева:

«В 90-е годы в советских школах изучали дисциплину "Этика и психология семейной жизни". С 2009 года для старшеклассников по инициативе Русской православной церкви начали проводить факультативы по нравственным основам семейной жизни».

Тем не менее современные занятия по семьеведению не будут похожи на традиционные уроки. Это скорее доверительные беседы, на которых дети смогут задавать вопросы, высказывать своё мнение и получать обратную связь.

Алла Ганичева: «Форма проведения таких встреч — дискуссии, тренинги, тематические беседы. А также эдьютейнменты (от англ. education и entertainment) — особый подход к обучению, в котором задействованы элементы развлечения для повышения интереса».

Кто может преподавать «Семьеведение»

По мнению Аллы Ганичевой, вопрос отбора и обучения преподавателей на этом этапе — самый важный. Предполагается, что программу смогут вести педагоги, психологи, а также учителя истории, прошедшие специальную подготовку. Поэтому параллельно с примерной программой следует разрабатывать курсы повышения квалификации для педагогов.

Ещё одна проблема — как понятно и интересно подать материал, чтобы не удариться в формализм и не заставить и без того мало заинтересованных школьников скучать и отвлекаться.

Алла Ганичева: «Подготовка к таким встречам-беседам должна быть тщательной и носить творческий характер. Важно выстроить сценарий каждого урока, продумать тему дискуссий, подобрать видеоматериалы и практические задания».

Станет ли «Семьеведение» обязательным предметом

Так как новая дисциплина ещё не имеет единого учебника и не собрала достаточно положительных отзывов среди специалистов, обязательным предметом «науку о семье» пока делать не планируют.

Алла Ганичева: «Ввиду того, что "Семьеведение" — часть внеурочной деятельности, федеральных учебников пока нет. А те, которые есть, не всегда выдерживают критику научного сообщества и практиков. Многие школы из-за отсутствия методического обеспечения и неготовности педагогов вести данный курс взяли паузу».

Ирина Писаренко также не видит смысла спешить с введением семейного курса в обязательную программу:

«На мой взгляд, каждая образовательная организация должна сама решать (конечно, вместе с родителями учеников), насколько нужен этот предмет их детям и как он будет реализован. Задача государства — предоставить методические материалы и соответствующие платформы для того, чтобы формирование курса "Семьеведение" было для школы не дополнительной нагрузкой на учителей, а интересным процессом совместного саморазвития. Не секрет, что многие родители тоже не всегда компетентны в вопросах семьи и брака».

Что говорят родители

Мнения разделились. Одна часть уверена, что при грамотном подходе дети могли бы получить по-настоящему ценные знания.

28-летняя Марина: «Буквально недавно обсуждали с подругой, что лучше бы вместо уроков труда и шитья фартуков нам рассказали, как жить, детей рожать, грудное вскармливание налаживать».

Другие не верят — и тому, что взрослой жизни можно научить, и тому, что в пособиях будут учитывать современный взгляд на вещи.

30-летняя Ирина: «Я не уверена, учитывая тренды, что в этом учебнике расскажут про партнёрские отношения, равноправие, о том, что женщина не служанка и не обязана сидеть дома с детьми».

А кто-то уверен: главная школа жизни для ребёнка — это его семья.

40-летняя Екатерина: «Я программу не читала, но что-то о ней слышала. По моим ощущениям, всё лучшее должно идти из семьи, а не из школы».

Главное

Подготовка школьников к будущей семейной жизни — интересная и полезная инициатива. Однако пока делать «Семьеведение» обязательным предметом рано, курс ещё не «обкатали», а единый учебник не утверждён. Без качественных методических материалов и квалифицированных преподавателей предмет может оказаться формальным и не принести желаемых результатов.

Платить или не платить репетитору: как школьная реформа повлияет на траты родителей