Как подготовиться к олимпиаде по обществознанию, если предмета нет в программе

С 1 сентября 2025 года обществознание будут проходить только с 8-го по 11-й класс, а не с 6-го, как это было раньше. А уже с 1 сентября 2026 года этот предмет останется только в 9–11-х классах. Освободившееся место в учебной программе займёт история России. Несмотря на это, Всероссийская школьная олимпиада (ВсОШ) по обществознанию по-прежнему будет проводиться начиная с 5-го класса. Как к ней подготовиться, рассказывает учитель истории и обществознания Классического пансиона МГУ им. М.В. Ломоносова Анна Борисова.

Как подготовиться к олимпиаде по обществознанию, если предмета нет в программе
©  Источник: Издательство «Просвещение»

Что изучают на уроках обществознания

Придумал современное обществознание советский и российский педагог Леонид Боголюбов в 1990-е годы. Он же разработал первые учебно-методические комплексы для 6–11-х классов. Официально учебный предмет «Обществознание» был введён в школе в 2000 году.

Обществознание — это комплексная наука. Школьники знакомятся с основами права, экономики, социологии, что помогает им лучше понять механизмы функционирования общества.

Как проходит Всероссийская олимпиада по обществознанию

ВсОШ по обществознанию проводится уже 24 года — с 2001-го. Состязание позволяет проверить уровень теоретической подготовки, умение аргументировать свою точку зрения и решать практические задачи, связанные с пониманием различных сторон жизни общества.

Испытание состоит из четырёх этапов: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.

  1. Школьный этап. Этот этап проводят в один тур в сентябре-октябре. В нём может принять участие любой ученик с 5-го по 11-й класс. «Билет» на следующий этап получают ребята, набравшие наибольшее число баллов.
  2. Муниципальный этап. Он проходит в один тур для 7–8-х классов и в два тура для 9–11-х. Время проведения: ноябрь-декабрь.
  3. Региональный этап. Он тоже состоит из двух туров: первый включает аналитические и творческие задания, второй — задачи по обществоведческим дисциплинам. Проводится в январе-феврале.
  4. Заключительный этап. Этот этап организует Минпросвещения, проводится он в апреле и состоит из трёх туров: первый и второй — письменные, третий — устный (нужно подготовить семиминутное выступление на заданную организаторами тему).

«Я считаю справедливым решением, что у младших школьников сохраняется возможность развиваться в этой сфере, проявлять интерес к социальной и правовой проблематике, участвовать в интеллектуальных состязаниях. На практике я вижу, что ученики 5–7-х классов, участвующие в олимпиаде, демонстрируют хорошие навыки: умеют анализировать социальные явления, понимать права и обязанности граждан, рассуждать логично и аргументированно. Я уверена, что такие качества можно и нужно развивать, вне зависимости от того, включён ли предмет в школьную программу».

Анна Борисова
Анна Борисовафиналист конкурса «Учитель года России — 2024», учитель истории и обществознания Классического пансиона МГУ им. М.В. Ломоносова

Пример задания ВсОШ по обществознанию за 2023/2024 учебный год (школьный этап, 5-й класс):

  1. Верны ли следующие утверждения?
  • Все виды деятельности — игра, общение, труд — присущи как человеку, так и животным.
  • В Древней Греции участие детей в религиозных праздниках было под запретом.
  • Наскальные рисунки первобытных людей являются проявлением духовных потребностей.
  • Первые социальные нормы складываются до появления письменности.
  • Демократия — это политический режим, преобладавший на протяжении всей истории человечества.

(Ответ: 1 — нет; 2 — нет; 3 — да; 4 — да; 5 — нет.)

2. Решите логическую задачу.

В логике есть понятие «умозаключение», означающее мыслительные действия, в результате которых из нескольких принятых суждений получается новое утверждение — следствие. Выберите все следствия, вытекающие из приведённых ниже суждений.

А. Все киты — млекопитающие.

Б. Все киты — водные животные.

Варианты ответов:

  1. Все млекопитающие — водные животные.
  2. Некоторые млекопитающие — водные животные.
  3. Некоторые водные животные — млекопитающие.
  4. Некоторые киты не млекопитающие.
  5. Не все млекопитающие — водные животные.
  6. Все водные животные — млекопитающие.
  7. Все водные животные — киты.
  8. Некоторые киты — водные животные.

(Ответы: 2, 3.)

Как подготовиться к олимпиаде, если предмета ещё нет в программе?

Анна Борисова, которая подготовила несколько призёров и победителей ВсОШ и других олимпиад, даёт советы из собственной практики:

  • В распоряжении школьников сегодня множество ресурсов — от сборников олимпиадных заданий до бесплатных онлайн-курсов и видеоуроков. Ими надо активно пользоваться.
  • Полезно участвовать в школьных кружках или посещать внеурочные занятия по обществознанию, на которых ученики изучают право, политику, решают кейсы и тренируются на олимпиадных заданиях прошлых лет.
  • При подготовке необходимо постоянно решать задания прошлых лет начиная со школьного этапа. Это помогает лучше понять формат и требования к заданиям, научиться анализировать тексты и экономические графики, овладеть навыком выстраивания причинно-следственных связей.
  • Не менее важно развивать критическое мышление, умение логично излагать мысли, строить аргументацию, а также расширять кругозор: читать новости, обсуждать социальные проблемы, участвовать в школьных дискуссиях.
«Ученикам, заинтересованным в успешном участии в олимпиадном движении, я рекомендую в начале учебного года составить план подготовки — с распределением тем, целей и сроков, — а также вести дневник занятий, фиксировать прогресс, устранять пробелы. Всё это помогает ребятам идти к результату последовательно и планомерно», — говорит собеседница «Рамблера».

Главное

С 1 сентября 2025 года обществознание будут проходить только с 8-го по 11-й класс, а не с 6-го, как это было раньше. При этом Всероссийская школьная олимпиада по обществознанию по-прежнему будет проводиться начиная с 5-го класса. Эксперты «Рамблера» подчёркивают, что участие в состязании возможно даже до начала изучения предмета в рамках школьной программы. Главное — интерес и настойчивость со стороны ученика. В помощь школьникам — большое количество сборников олимпиадных заданий и бесплатных видеоуроков. А чтобы понять формат и требования к заданиям, можно тренироваться на примерах заданий прошлых лет.

Детям расскажут, как создать семью: чему посвящён новый школьный предмет