Глава Минпросвещения рассказал, кому в школах будут ставить оценки за поведение
Оценки за поведение будут ставить ученикам с первого по восьмой класс. Об этом сообщил глава Минпросвещения Сергей Кравцов. Выпускников, по его словам, нововведение не коснётся, чтобы не создавать излишнюю напряжённость в период подготовки к экзаменам.
Напомним, речь идёт об эксперименте, который с нового учебного года стартует в школах шести российских регионов. В качестве пилотных выбраны Чечня, Мордовия, Новгородская, Ярославская, Тульская области и Луганская Народная Республика. В каждом регионе будет отобрано 10 школ. Эксперимент продлится четыре месяца.
Единой системы оценивания не будет. Школам на выбор предложено три варианта:
- пятибалльная система — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «плохо»;
- зачётная — «зачёт» или «незачёт»;
- трёхбалльная — «образцовое», «допустимое», «недопустимое».
Министр подчеркнул, что оценка за поведение в школах — это не ограничивающий инструмент для тех, чьё поведение нуждается в коррекции, а поощрение учеников, чьё поведение — «хороший пример для остальных учащихся». Также прозвучало, что оценки за поведение смогут улучшить ситуацию с травлей и угрозами, которые получают учителя, а также помогут выявлять и предотвращать сложные ситуации.
Ранее в Минпросвещения сообщали, что изучение опыта пилотных регионов позволит проверить, как система влияет на дисциплину, мотивацию школьников и атмосферу в классах. По итогам эксперимента планируется подготовить законопроект, который может сделать оценку за поведение обязательной для всех школ страны.
При этом специалисты, в том числе и на страницах «Рамблера», не раз отмечали, что оценки за поведение будут работать, только если критерии оценивания будут понятны всем: педагогам, родителям и ученикам. Иначе оценка за поведение может вызывать конфликты между учениками и учителями, а также между родителями и школой. Ведь двойка за болтовню с соседом по парте и двойка за драку — это далеко не одно и то же.
В частности, заместитель председателя Экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы Ольга Галузина подчёркивала: для того, чтобы выставить оценку, сначала нужно научить.
«Сначала мы получаем знания, а потом педагог, преподаватель оценивает уровень этих знаний. Для этого должны быть сформированы критерии оценивания. Если не будет такого предмета, учебного плана, то каким образом будет производиться оценивание? Как мы, взрослые, сможем взять на себя ответственность за оценивание?»
Ольга Галузиназампредседателя Экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы
Клинический психолог Юлия Берлянд также обращала внимание, что, как и любой инструмент, оценка за поведение, в зависимости от соблюдения правил использования, может принести как пользу, так и вред.
«Для родителей низкая отметка за поведение — это некий сигнал, маркер: с ребёнком надо поговорить, обсудить, что привело к такой оценке, как ситуацию можно исправить. Не наказать, а обсудить — это более действенная мера».
Юлия Берляндклинический психолог, старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Минпросвещения
Эксперт настаивает: отвечать оценкой на поведение, не разобравшись в его причинах, неэффективно. Если у ребёнка есть неврологические или психические проблемы, то никакие отметки не смогут изменить отклоняющееся поведение. Эти проблемы необходимо решать с психологом, неврологом и другими специалистами.