Акцент на историю: какие предметы изучают дети в 5-м классе

Пятый класс — важный этап в жизни школьников. Детям предстоит познакомиться с историей, географией, биологией. Вместе с числом предметов увеличивается и количество педагогов. Каждую дисциплину ведёт отдельный учитель. Рассказываем, на что родителям стоит обратить внимание в этот период.

Акцент на историю: какие предметы изучают дети в 5-м классе
© Alexander Legky/Global Look Press/www.globallookpress.com

Какие перемены готовит грядущий учебный год

С 1 сентября 2025 года в школьную образовательную программу, согласно Приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704, вносится ряд изменений, которые касаются и пятиклассников.

  • Общее число контрольных работ, в том числе и Всероссийских проверочных, в будущем году не займёт больше 10% общего объёма учебного времени.
  • Продолжительность контрольных работ не должна будет превышать одного-двух уроков, а лабораторных — одного урока.
  • Образовательные программы синхронизируют с ОГЭ и ЕГЭ.
  • Количество уроков истории увеличат с двух (как было в предыдущие годы) до трёх в неделю. 68 часов в год дети станут изучать всеобщую историю и 34 часа — историю родного края.
  • Педагогов обяжут задавать разумный объём домашних работ и ставить реальные сроки их выполнения, особенно это касается проектов, рефератов и презентаций.

Какие предметы входят в программу 5-го класса

Русский язык

  • В программе по-прежнему орфография, пунктуация, синтаксис.
  • Дети продолжают разбирать предложения, они становятся более сложными и длинными.
  • Ребят знакомят с особенностями каждой части речи, как они изменяются и какую функцию выполняют в предложении.
  • Школьники развивают устную и письменную речь, пишут сочинения, изложения, диктанты.

Литература

  • Дети проходят народные сказки и пословицы, поговорки и загадки.
  • Школьникам преподают русскую литературу XIX века, в том числе произведения А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.
  • В программе проза на военные темы: Л.А. Кассиль «Дорогие мои мальчишки», Ю.Я. Яковлев «Девочки с Васильевского острова», В.П. Катаев «Сын полка».
  • Ученики проходят произведения о детстве, а также зарубежную литературу.

Математика

  • Дети изучают натуральные числа, действия с ними и свойства этих действий.
  • Ребята знакомятся со всеми единицами измерения площадей, высчитывают площади, учатся искать объём фигур.
  • Школьники узнают, что такое дроби, их разновидности, учатся их сравнивать и производить вычисления.
  • В программе работа с транспортиром и чертёжным треугольником, освоение диаграмм.

История

  • В этом году пятиклассникам будут преподавать историю по новым учебникам. В них параллельно с мировой историей вводится курс российской истории — изучение археологических раскопок в Поволжье, Сибири, Причерноморье и Крыму.
  • В программе остаётся и история Древнего мира, в том числе темы происхождения человека и жизни первобытных людей.
  • В новых учебниках расширено изучение истории Китая, Индии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.
  • Дети будут изучать историю Древнего Египта, возникновения государственной власти, историю Междуречья, или Месопотамии, Древней Греции и Рима.

«Когда ребята сталкиваются с историей, они ещё не понимают, как работает и развивается эта наука. Поэтому важно дать им базовые знания. Надо обратить внимание на хронологию. Дети ещё не очень хорошо знакомы с такими понятиями, как десятилетие, тысячелетие, век, эпоха. Важно и учителям, и родителям научить их разбираться в хронологии, опираться на даты, находить их на ленте времени. И дети должны познакомиться с понятиями "до нашей эры" и "наша эра"».

Дмитрий Лутовинов
Дмитрий Лутовиновзаслуженный учитель Московской области, победитель конкурса «Учитель года России», автор урока, вошедшего в Книгу рекордов России

Эксперт также считает, что необходимо начинать формировать у ребят те умения, которые им помогут далее изучать историю на более глубоком уровне. Среди таких навыков педагог назвал работу с историческими источниками, в том числе данными археологии.

«Важно формировать читательскую грамотность, работать с текстовыми источниками. А работа с иллюстрациями и графическими источниками помогает ребятам развивать логическое и критическое мышление», — отмечает Дмитрий Лутовинов.

Ученики 5–7-х классов будут изучать историю по новым учебникам: что изменилось

География

  • Дети узнают о материках, океанах, климате и природных зонах, учатся читать карты.
«Карты — отдельный вид источника информации. Ребята часто с ним не дружат. И тут в изучении географии может помочь и история, где тоже учат карты», — говорит эксперт.
  • В программе также отдельное внимание уделяется эпохе географических открытий русских исследователей, арабов, викингов.
  • Ученикам рассказывают о гипотезах возникновения Земли, о её месте в Солнечной системе, о земной оси, полюсах.
  • Ребята изучают строение Земли и земной коры.
  • Школьникам рассказывают об атмосфере, движении воздуха, погоде, климате, биосфере и т. д.

Биология/Природоведение

  • В программе изучение объектов живой и неживой природы, методы изучения живой природы и разновидностей организмов (одноклеточные и многоклеточные организмы, клетки, ткани, органы, системы органов).
  • Дети узнают, что такое среда обитания организмов, способы их приспособления к ней.
  • Отдельная тема — природные сообщества и их отличие от искусственных, цепи питания.
  • Школьникам рассказывают о воздействии человека на живую природу, экологических проблемах и способах их решения.

Иностранный (английский) язык

  • Идёт упор на развитие разговорной речи, детей учат использовать глаголы must и have tо.
  • Школьники изучают Present Simple, Past Simple, Future Simple, Past Continuous, Present Continuous, Present Perfect.
  • Отдельный блок уделён суффиксам и префиксам.
  • Дети учатся количественным выражениям (a lot of, many, much, little, a little, few, a few), а также изучают все виды вопросов и ответы на них.
  • Ребята узнают основные сведения об Англии, её столице, известных личностях и т. д.

Технология

Пятиклассники продолжают изучать основы работы с разными материалами. Они создают поделки и проекты, в том числе командные, осваивают основы безопасности труда.

Основы духовно-нравственной культуры народов России

  • Детей знакомят с истоками родной культуры, рассказывают о многообразии культур в России, дети изучают понятия духовной и материальной культур.
  • В программе блок, посвящённый семье: ученикам рассказывают о роли семьи в жизни каждого человека, о традициях семейного воспитания в России.
  • Школьникам рассказывают, как важны духовно-нравственные ценности, о роли человека как создателя культуры.
  • Пятиклассники знакомятся с культурными традициями и укладом жизни народов России, взаимодействием разных культур и их влиянием друг на друга.

В 2026 году у школьников 5–7-х классов появится новый обязательный предмет

Музыка

  • Школьники изучают музыку родного края, знакомятся с симфоническими произведениями русских композиторов.
  • Дети знакомятся с романсами и песнями, прелюдиями, вальсами, ноктюрнами.
  • В пятом классе изучают оперы и балеты, мюзиклы и роль музыки в театре и кино.

ИЗО

  • Школьники изучают разнообразие декоративно-прикладного искусства.
  • Дети учатся создавать портреты и пейзажи, натюрморты.
  • В программе перспектива и композиция работы, понятия тона и цвета.

Физическая культура

  • В программе упражнения на укрепление здоровья, развитие ловкости и координации.
  • Для детей проводят командные игры и состязания, эстафеты.

На протяжении всей школы каждый понедельник для ребят проводят урок «Разговоры о важном». Во время занятий детям рассказывают о выдающихся личностях и исторических событиях страны, интересных фактах и открытиях учёных.

Также во многих школах разных регионов, где существует второй язык, остаются такие предметы, как «Родной язык» и «Литература на родном языке». На этих уроках школьники изучают историю, традицию, литературу и язык своего края.

Главное

В пятом классе школьников ждёт испытание. Увеличивается количество дисциплин и учителей, которые их преподают. От ребёнка в этот период требуется максимальная собранность и способность к коммуникации с разными людьми. Задача родителей — помочь ученику правильно выстроить график дня и оказать ему всестороннюю поддержку.

С 1 сентября в школах введут единые требования к изучению предметов