Чиновники хотят заменить в школах азбуку на букварь. В чём разница?

Букварь может вернуться на парты первоклассников. Сейчас, напомним, основной инструмент обучения чтению в младших классах — это азбука. Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко предложил использовать в школах и то и другое. Есть ли разница между азбукой и букварём, разбираемся вместе с филологом.

Чиновники хотят заменить в школах азбуку на букварь. В чём разница?
© Алексей Сухоруков/РИА Новости

Идея вернуть традиционному учебнику для начальных классов название «Букварь» принадлежит советнику президента РФ и руководителю авторского коллектива по созданию единых учебников Елене Ямпольской. Она же предложила установить по стране единую дату прощания первоклашек с букварём.

Замена азбуки на букварь может произойти в рамках идущей сейчас реформы российского образования. Планируется, что в ближайшие три года в российских школах появятся новые единые учебники по всем дисциплинам. Министр просвещения Сергей Кравцов уже назвал предложение вернуть в школьную программу буквари хорошей инициативой. Однако он уточнил, что идея требует дополнительного обсуждения.

В свою очередь вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко предложил не отменять азбуку, а использовать в школах и то и другое. Своё предложение зампред правительства объяснил тем, что «обычно азбука — это про изучение алфавита и его применение, в то время как букварь — это более глубокое обучение чтению».

Первые книги для обучения грамоте

Толковый словарь Ожегова обозначает «букварь» как «книжку для первоначального обучения грамоте». «Азбука», согласно тому же словарю, — это «совокупность букв, принятых в данной письменности и расположенных в установленном порядке».

То есть если следовать этой трактовке:

  • «Азбука» — наглядное пособие с изображением букв;
  • «Букварь» — учебное пособие, содержащее в себе непосредственно азбуку и другие материалы для обучения чтению.

Первая русская печатная азбука Ивана Фёдорова вышла в свет в 1574 году. На самом деле доподлинно неизвестно, была ли это именно азбука или букварь — у книги нет названия. Единственный сохранившийся до наших дней экземпляр этого издания находится в библиотеке Гарвардского университета.

Первую в мире книгу под названием «Букварь» напечатали в 1618 году в городе Евье Великого княжества Литовского. Ну а первый русский букварь вышел в свет в 1634 году в Москве. Издал его Василий Бурцов. Его обложка давала понять, что нерадивым ученикам придётся туго: на картинке изображалась порка розгой.

Со временем буквари и азбуки перестали отличаться по предназначению — и те и другие предлагали выучить алфавит и осилить небольшие тексты.

Свою «Азбуку» в 1872 году написал Лев Толстой для обучения детей чтению, письму и арифметике.

В 1919 году была издана «Советская азбука» Владимира Маяковского (однако из печати она вышла без имени автора).

Вот каким текстом, к примеру, сопровождается в этой азбуке буква «Б»: «Большевики буржуев ищут. Буржуи мчатся вёрст за тыщу».

В 1920-е годы также были выпущены «Букварь для рабочих», «Букварь железнодорожника».

Только с 1933 года учебники для школ стали единообразными на всей территории страны.

В 1940-е — 1950-е годы параллельно выпускалось два букваря: Редозубова и Воскресенской. Букварь Воскресенской был рассчитан на сельских школьников, а учебник Редозубова — на городских (ставшее «классикой» предложение «мама мыла раму» берёт своё начало именно из этого букваря).

С 1981 года выпускался «Букварь» Горецкого, по которому осваивали азы грамоты школьники в 1980-е — 1990-е годы.

В 2000-х годах учебники для первоклассников стали повсеместно называть «Азбукой».

В чём разница между букварём и азбукой

Сравнить азбуку и букварь «Рамблер» попросил профессора департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования МГПУ Евгения Леоновича. По его словам, суть у азбуки и букваря одна, разные только названия.

«Решение перейти на азбуку совпало с отменой трёхлетнего обучения в начальной школе. Это произошло в 2001 году. Все поступающие в школу дети стали учиться в начальной школе с 1-го по 4-й класс, а не с 1-го по 3-й, как это было до этого. Что потребовало и новых учебников. Букварь был рассчитан на более быстрое освоение материала: курс занимал три месяца. В азбуке материал изложен более подробно, а период обучения грамоте длится в первом классе с сентября по апрель. При этом больше внимания уделяется развитию речи и игровым моментам».

Евгений Леонович
Евгений Леоновичдоктор педагогических наук, профессор департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования МГПУ

Евгений Леонович уточнил, что возвращать букварь в его прежнем виде и вводить одновременно с действующей азбукой не имеет смысла. Это, напротив, по мнению эксперта, может вызвать путаницу среди учителей и учеников.

Какие предметы проходят дети в первом классе