Какие предметы изучают дети в 6-м классе в новом учебном году

Детей при переходе из пятого в шестой класс ждут минимальные перемены в перечне предметов. Согласно действующему ФГОС в расписании останутся прежние дисциплины, за исключением одной. Какой именно, «Рамблеру» рассказал эксперт.

Какие предметы изучают дети в 6-м классе в новом учебном году
© standret/iStock.com

Какой предмет уйдёт из программы шестиклассников

Раньше в шестом классе дети изучали такой предмет, как обществознание. В грядущем учебном году эту дисциплину оставят только в 8-м классе. А с 1 сентября 2026-го его станут изучать лишь с 9-го класса.

«В шестом классе дети станут больше изучать историю. Будет больше часов на Всеобщую историю и историю России. Появится дополнительный блок про историю родного региона».

Дмитрий Лутовинов
Дмитрий Лутовиновзаслуженный учитель Московской области, победитель конкурса «Учитель года России», автор урока, вошедшего в Книгу рекордов России

Кроме того, увеличится количество уроков русского языка на один час.

Какие дисциплины изучают в шестом классе

Русский язык

  • Дети изучают текст, учатся его анализировать, отличать композиционные особенности, средства выразительности разных видов текстов.
  • Школьники учатся правильно описывать человека, местность, природу, помещение.
  • Продолжается изучение частей речи, особенностей словообразования имён существительных, правильной постановки ударения в них, морфологического анализа.
  • В программе виды имён прилагательных, степени сравнения, способы их образования и морфологический анализ.
  • Детям рассказывают о грамматическом значении числительных, их разрядах по значению.
  • Школьники изучают правила правописания местоимений с «не» и «ни», слитное, раздельное и дефисное написание местоимений, орфографический анализ местоимений.
  • Также в программе — виды и наклонения глаголов, их морфологический анализ.

Литература

  • Дети изучают античную литературу: отдельные фрагменты поэм «Илиада» и «Одиссея».
  • В программе фольклор — русские былины, народные песни и баллады.
  • В блок древнерусской литературы включены «Повесть временных лет», «Предание о смерти князя Олега» и др.
  • Школьники проходят стихотворения А.С. Пушкина, повесть «Детство» Л.Н. Толстого, рассказы А.П. Чехова.
  • Шестиклассники проходят стихи В. Маяковского и А. Блока, О. Берггольц, Е. Евтушенко.
  • Также в программе — литература о Великой Отечественной войне и зарубежная литература, в том числе «Дети капитана Гранта» Ж. Верна.

Важно: выбор литературы может варьироваться в зависимости от программы школы, её специализации по предметам.

Родной язык и родная литература

  • Детям рассказывают о роли исконного языка того региона, в котором они живут.
  • В программе — нормы и правила родного языка, его особенности, роль в культуре.
  • Школьники изучают разные стили речи на родном языке, учатся их различать.
  • По литературе проходят произведения на родном языке.

Иностранный язык

Если говорить об английском, то ребятам предстоит пройти следующие темы:

  • Дети проходят темы семьи, дружбы и т. д., они изучают, в каких случаях употребляются слова: some, any, every.
  • В программе — исчисляемые и неисчисляемые существительные, в том числе (a) few, (a) little.
  • Дети изучают новые суффиксы, модальные глаголы.
  • Также дети проходят Present Simple и Present Continuous, Past Simple и слова-маркеры для этого времени, сравнительные степени прилагательных и прилагательные-исключения, Future Simple и другие темы.

Математика

  • Дети пополняют знания о натуральных и целых числах, их свойствах.
  • В программе — делимость, поиск наибольшего делителя, наименьшего общего кратного.
  • Школьники проходят обыкновенные и десятичные дроби, действия с ними.
  • Шестиклассникам рассказывают о формулах вычисления процентов.
  • Также изучаются линейные уравнения, неравенства, их решение.
  • В геометрии проходят плоские фигуры, поиск площадей, периметров, многоугольников.
  • Дети учатся работать с данными, анализировать их, строить графики и диаграммы.

История

  • В программе: падение Западной Римской империи, варварские королевства, феодальная раздробленность и т. д.;
  • Византийская империя и образование славянских государств.
  • Мир ислама и арабский мир, распад халифата.
  • Дети изучают средневековое европейское общество, деревенскую и городскую жизнь.
  • Ребята проходят историю государств Европы в XII–XV веках.
  • Дети проходят страны Востока и государства доколумбовой Америки.
  • В программе также — история Руси от IX до XVI века, в том числе крещение Руси, возникновение княжеств, раздробленность, монгольское нашествие, объединение русских земель вокруг Москвы, Куликовская битва, Российское государство в первой трети XVI века.
  • При изучении истории родного края школьникам рассказывают о том, какие события пережила их малая родина в средние века и новое время.

География

  • Дети учатся пользоваться планами и картами, ориентироваться на местности, рассчитывать расстояние, исходя из масштаба карты.
  • В программе — изучение широты и долготы, определение координат.
  • Школьники проходят строение Земли, вулканы, гейзеры.
  • Ребятам рассказывают о Мировом океане и его частях.
  • Также дети проходят строение атмосферы и понятие биосферы, население Земли.

Биология

  • В программе — строение растений, клетка — основная единица всего живого.
  • Школьникам рассказывают о семени и его многообразии, двудольных и однодольных растениях, роли корней растений.
  • Шестиклассники проходят питание и размножение растений, знакомятся с фотосинтезом, многообразием растительного мира и другими темами.

Музыка

  • Детям рассказывают, что такое музыкальный образ и музыкальная драматургия.
  • Они изучают жанры музыки.
  • В программе — как духовная музыка русских композиторов, так и зарубежная средневековая, а также отечественное и зарубежное музыкальное искусство ХХ века.

ИЗО

  • В программе — натюрморт, его роль в искусстве, чем он отличается в живописи и графике, скульптуре.
  • Дети учатся рисовать портрет, правильно создавать пропорции головы человека.
  • Школьники рисуют с натуры, занимаются декоративно-прикладным искусством.

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)

  • Детям рассказывают о роли духовной и нравственной культуры в обществе.
  • В программе также — роль человека для культуры и культуры — для человека.
  • Школьникам рассказывают о героях, патриотах своей страны, они изучают, что такое гражданская идентичность и т. д.

Основы безопасности и защиты Родины (ранее ОБЖ)

  • Детям рассказывают, как сохранить здоровье, как правильно питаться, о роли движения в жизни человека.
  • Школьники узнают, какие опасности могут их подстерегать в жизни и как правильно себя вести, дети проходят ЧС и их виды, угрозу для окружающей среды.
  • В программе — уроки о природных явлениях, опасных для людей, о том, как готовиться к отдыху на природе, какие меры предосторожности надо соблюдать.
  • Важный блок — оказание первой помощи, помощь при ожогах, травмах, отравлениях и т. д.

Также в школьной программе присутствуют труд и физическая культура, «Разговоры о важном».

«Программы формируются так, чтобы дети привыкали к новым условиям учёбы и не испытывали чрезмерной нагрузки», — резюмирует Дмитрий Лутовинов.

Главное

В шестом классе детям не придётся осваивать новые предметы. Но увеличится количество часов истории и русского языка. Исключение составляют школы, где не с 7-го, а с 6-го класса появляется профилирование. Тогда количество определённых дисциплин может увеличиться.

Мальчики способнее девочек в математике: факт или стереотип?