Не педагоги, но учителя: студенты без профильного образования смогут вести уроки

Студентам непедагогических направлений разрешили преподавать в школах. Закон об этом подписал президент РФ Владимир Путин. Таким образом, студенты-биологи смогут учить детей биологии, студенты IT-специальностей — преподавать информатику и так далее. «Рамблер» узнал мнение педагогов о нововведении.

Не педагоги, но учителя: студенты без профильного образования смогут вести уроки
© yacobchuk/iStock.com

До сих пор начиная с четвёртого курса преподавать в школах могли лишь студенты педагогических вузов. Теперь же студенты непедагогических направлений также смогут работать в школах, если они успешно сдали экзамены за три предыдущих года.

Поправки к закону «Об образовании» дают возможность учащимся вузов вести уроки по предметам, совпадающим с их направлением обучения. Соответствие специальности предметам в школе будет определять администрация учебного заведения.

Предполагается, что эта мера должна снизить кадровый дефицит в школах. В пояснительной записке к документу отмечается, что по ситуации за 2024 год чаще всего в школах родители жаловались на нехватку учителей математики. Если в 2018 году об этом сообщали 15% опрошенных мам и пап, то в 2024 году уже 33%. То же касается учителей физики: по опросу 2018 года, 16,5% родителей отмечали их нехватку, в 2024 году — 24%.

По данным Минпросвещения, на начало учебного года 2024/2025 общий дефицит учителей в школах составил около 1,8% от общего числа педагогов. Это порядка 19 тысяч незакрытых вакансий.

Академик Российской академии образования, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ Александр Савенков не видит ничего негативного в том, что в школы придут непрофессиональные педагоги: для кого-то из этих непрофильных специалистов профессия учителя в будущем вполне может стать основной.

С другой стороны, отмечает собеседник «Рамблера», работа с детьми требует дополнительных навыков. Одного знания предмета (пусть даже блестящего) недостаточно, чтобы сделать из человека результативного преподавателя.

«Если ставится целью решение кадрового вопроса, то это можно делать и другими способами: через повышение зарплаты и поднятие престижа профессии учителя. Давайте снимать интересные фильмы про учителей. Не такие, где педагоги — уставшие, кричащие на учеников женщины, а наподобие тех, что снимаются про врачей: интересные, зрелищные, которые бы работали на положительный имидж педагога».

Александр Савенков
Александр Савенков академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (МГПУ)

В свою очередь заслуженный учитель России Александр Снегуров считает, что допуск в школы студентов непедагогических специальностей будет происходить скорее для «галочки», нежели для реального решения проблемы кадрового дефицита.

«Открывая школы для непрофессиональных педагогов, мы снижаем ценность педагогического образования как такового и значимость труда учителя в целом. Студентов педвузов специально готовят для работы с детьми. И, кстати, период педагогической практики ныне крайне мал! Даже выпускники педвузов и педучилищ, придя в школу, встречаются с большими трудностями. Конечно, здесь многое зависит от конкретной личности. Не исключаю, что некоторые студенты смогут легко найти общий язык со школьниками. Однако, почему бы тогда не сделать более доступной работу в школах не только для студентов, а и вообще специалистов с высшим непедагогическим образованием?»

Александр Снегуров
Александр Снегуровисторик, профессор МГПУ, кандидат психологических наук, заслуженный учитель России

Сейчас лишь незначительное число школ (главным образом частные) принимают на работу людей без педагогического образования, но с профилем образования и опытом работы, который относится к преподаваемому предмету.

В основном же стать учителем можно одним из следующих способов:

  • получить высшее или среднее педагогическое образование;
  • получить второе высшее образование или окончить магистратуру по педагогической специальности;
  • пройти профессиональную переподготовку (педагогическое образование, но по иному направлению, чем область, в которой планируется работать).

Главное

Для снижения кадрового дефицита студентам непедагогических направлений разрешили преподавать в школах. Они смогут работать со школьниками, если успешно сдали экзамены за три предыдущих года. Мнения опрошенных «Рамблером» экспертов на этот счёт разделились. С одной стороны, они не видят ничего плохого в том, что в школу придут непрофессиональные педагоги, прекрасно владеющие своим предметом. С другой стороны, снижается ценность педагогического образования как такового. Студентов педвузов специально готовят для работы с детьми. Но даже в этом случае не у всех получается.

Выплаты к школе в 2025 году: кому и сколько положено