Что должен знать и уметь первоклассник? Отвечает педагог
Некоторые первоклашки приходят в школу с таким багажом знаний, которого хватило бы на несколько классов вперёд. Они помнят наизусть пушкинское «Лукоморье», говорят по-английски и умеют умножать. Для их возраста это не обязательно, однако определённые знания действительно помогают легче адаптироваться к учебному процессу. Разберём, что должен знать и уметь пришедший в первый класс ребёнок в соответствии с образовательными стандартами.
Что должен знать первоклассник?
Точнее будет сказать: какие знания должен «принести» в школу выпускник детского сада. Ведь в первый класс большинство детей приходят из подготовительной группы детского садика, где малышей готовят к переходу в школу. Умения и навыки будущих первоклассников прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), а также в Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Эти документы содержат примерный перечень того, что должен знать и уметь ученик первого класса на момент начала учебного года.
«Рамблер» выделил самое главное. Родители могут распечатать и отмечать галочками.
Семья и адрес
В первом классе ребёнку часто придётся называть своё имя и фамилию (и даже отчество). Их он должен знать.
Так же первоклассник должен назвать:
- свой возраст и дату рождения,
- имена родителей и их профессии,
- имена других членов семьи и родство с ними (бабушка Галя, дедушка Толя).
- адрес (страну, город, улицу, дом, этаж, квартиру).
Важно: эти знания — не просто формальность. Умение чётко назвать свою фамилию и адрес — вопрос личной безопасности.
Русский язык и чтение
Умение читать к первому классу не требуется. Школы обязаны принимать всех детей вне зависимости от того, владеет ребёнок этим навыком или нет. В первом полугодии как раз идёт обучение чтению. Тем не менее современная программа предполагает, что, придя в школу, ребёнок точно знает буквы.
Что необходимо уметь первоклашке:
- правильно произносить звуки;
- составлять предложения из 5–7 слов, пересказывать короткие истории;
- различать звуки в словах: первый/последний, гласные/согласные;
- уметь заучивать наизусть короткие стихотворения;
- если ребёнок уже умеет читать, то он должен понимать смысл прочитанного.
Письмо и мелкая моторика
К семи годам ребёнок должен уметь:
- правильно держать ручку, карандаш и ножницы;
- проводить непрерывные прямые, волнистые и ломаные линии;
- обводить контуры, рисовать простые фигуры;
- закрашивать, не выходя за контур;
- писать печатные буквы и цифры.
Математика и логика
Первоклассник должен знать:
- какие цифры есть в числовом ряду от 0 до 20 и в каком порядке они расположены;
- что такое «меньше»/«больше», «дальше»/«ближе», «выше»/«ниже»;
- как выглядят простые геометрические фигуры: треугольник, квадрат и круг;
- решать элементарные логические задачи: например, найти лишний предмет (картошка, лук, капуста, ананас);
- как прибавить или отнять число от другого в пределах 10.
Все эти умения — основа логического мышления.
Окружающий мир
Школьная программа будет активно знакомить детей с природой и устройством окружающего мира. Для того, чтобы ребёнок не терялся на уроках окружающего мира, ему необходимо знать:
- какие есть времена суток, дни недели, месяцы, сезоны;
- какие бывают явления природы, чем они отличаются;
- какие существуют домашние и дикие животные;
- как называются детёныши лошади, коровы, козы, овцы и так далее;
- какие есть фрукты и овощи;
- какие предметы относятся к мебели, посуде, предметам одежды;
- как называются разные части тела;
- основные правила безопасности (например, переходить дорогу только по «зебре» и на зеленый свет).
Творчество
В этой области ребёнок должен уметь:
- самостоятельно рисовать, лепить и делать аппликации;
- петь, танцевать под музыку, участвовать в небольших сценках.
Физическая подготовка
У каждого ребёнка свой «запас прочности», который формируется задолго до поступления в школу. В среднем первоклассник должен уметь:
- выдерживать небольшие физические нагрузки, например пешую прогулку;
- бегать, прыгать, лазать по лестнице;
- ловить и кидать мяч, сохранять равновесие.
Поведение
Здесь школьнику нужно уметь:
- выполнять просьбы взрослых, соблюдать правила поведения в классе;
- общаться со сверстниками: делиться, договариваться, решать конфликты словами;
- знать вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините»;
- самостоятельно одеться, сложить вещи, убрать за собой.
«Это в идеальной картине мира. В реальности так бывает на всегда»
Конечно, всё перечисленное — не строго обязательные, а скорее желательные навыки и знания, поскольку каждый ребёнок развивается в своём темпе. Официальных требований, что должен знать и уметь ребёнок, который пошёл учиться в первый класс, нет.
«Очень хотелось бы, чтобы дети, приходя в школу после садика, имели все перечисленные навыки. Но это в идеальной картине мира. В реальности так бывает не всегда. Многие дети к семи годам уже освоили счёт в пределах 100 или владеют начальными навыками английского языка (хотя на первом этапе эти знания им пока ещё не пригодятся). Но при этом они не имеют представления о каких-то элементарных вещах: не знают своей фамилии, адреса, имени и отчества мамы».
Марина Хаванова заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея №6 «Парус» (Дзержинский, Московская область)
У таких детей, по словам собеседницы «Рамблера», сложнее проходит адаптация к школе.
Родителям Марина Хаванова в первую очередь советует обратить внимание на то, насколько у первоклассника сформированы навыки, связанные с умением самостоятельно обслужить себя.
В их числе:
- умение завязать шнурки,
- застегнуть пуговицы на рубашке/блузке,
- сходить самостоятельно в санитарную комнату,
- умение приготовиться к следующему уроку (понимать, что лежит в портфеле, что нужно достать для урока, а что убрать с парты обратно в портфель).
Всем этим навыкам желательно обучить ребёнка до начала учебного года. Но и после поддержка родителей не будет лишней:
- Завязывание шнурков. Показывайте, как нужно завязывать шнурки, используя яркие аксессуары. Давайте ребёнку возможность потренироваться. Можно использовать специальные игрушки или обучающие пособия.
- Самостоятельные походы в туалет. Объясните ребёнку, как правильно пользоваться туалетом. Регулярно напоминайте о необходимости посещения санитарной комнаты в школе.
- Организация рабочего пространства. Научите ребёнка поддерживать порядок на своем столе и в рюкзаке. Создайте систему хранения учебных материалов и личных вещей, чтобы он мог легко находить всё необходимое.
Ну и, конечно, хвалите своего первоклассника за успехи в освоении навыков самообслуживания. Поддержка взрослых поможет ему чувствовать себя более уверенным и независимым.
Главное
Детский сад закладывает в детей определённые знания и навыки, которые потом пригодятся в первом классе. В их числе элементарные математические представления, предпосылки к обучению грамоте и знания об окружающем мире. Если первоклассник уже обладает этими компетенциями, ему будет легче адаптироваться к школьной жизни. Но даже если ребёнок пошёл в первый класс без багажа знаний, школа его всё равно всему научит: и писать, и читать, и считать.
Осторожно: мошенники! Кто и как обманывает родителей в начале учебного года