Что должен знать и уметь первоклассник? Отвечает педагог

Некоторые первоклашки приходят в школу с таким багажом знаний, которого хватило бы на несколько классов вперёд. Они помнят наизусть пушкинское «Лукоморье», говорят по-английски и умеют умножать. Для их возраста это не обязательно, однако определённые знания действительно помогают легче адаптироваться к учебному процессу. Разберём, что должен знать и уметь пришедший в первый класс ребёнок в соответствии с образовательными стандартами.

Что должен знать и уметь первоклассник? Отвечает педагог
© Madhourse/iStock.com

Что должен знать первоклассник?

Точнее будет сказать: какие знания должен «принести» в школу выпускник детского сада. Ведь в первый класс большинство детей приходят из подготовительной группы детского садика, где малышей готовят к переходу в школу. Умения и навыки будущих первоклассников прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), а также в Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Эти документы содержат примерный перечень того, что должен знать и уметь ученик первого класса на момент начала учебного года.

«Рамблер» выделил самое главное. Родители могут распечатать и отмечать галочками.

Семья и адрес

В первом классе ребёнку часто придётся называть своё имя и фамилию (и даже отчество). Их он должен знать.

Так же первоклассник должен назвать:

  • свой возраст и дату рождения,
  • имена родителей и их профессии,
  • имена других членов семьи и родство с ними (бабушка Галя, дедушка Толя).
  • адрес (страну, город, улицу, дом, этаж, квартиру).

Важно: эти знания — не просто формальность. Умение чётко назвать свою фамилию и адрес — вопрос личной безопасности.

Русский язык и чтение

Умение читать к первому классу не требуется. Школы обязаны принимать всех детей вне зависимости от того, владеет ребёнок этим навыком или нет. В первом полугодии как раз идёт обучение чтению. Тем не менее современная программа предполагает, что, придя в школу, ребёнок точно знает буквы.

Что необходимо уметь первоклашке:

  • правильно произносить звуки;
  • составлять предложения из 5–7 слов, пересказывать короткие истории;
  • различать звуки в словах: первый/последний, гласные/согласные;
  • уметь заучивать наизусть короткие стихотворения;
  • если ребёнок уже умеет читать, то он должен понимать смысл прочитанного.

Письмо и мелкая моторика

К семи годам ребёнок должен уметь:

  • правильно держать ручку, карандаш и ножницы;
  • проводить непрерывные прямые, волнистые и ломаные линии;
  • обводить контуры, рисовать простые фигуры;
  • закрашивать, не выходя за контур;
  • писать печатные буквы и цифры.

Математика и логика

Первоклассник должен знать:

  • какие цифры есть в числовом ряду от 0 до 20 и в каком порядке они расположены;
  • что такое «меньше»/«больше», «дальше»/«ближе», «выше»/«ниже»;
  • как выглядят простые геометрические фигуры: треугольник, квадрат и круг;
  • решать элементарные логические задачи: например, найти лишний предмет (картошка, лук, капуста, ананас);
  • как прибавить или отнять число от другого в пределах 10.

Все эти умения — основа логического мышления.

Окружающий мир

Школьная программа будет активно знакомить детей с природой и устройством окружающего мира. Для того, чтобы ребёнок не терялся на уроках окружающего мира, ему необходимо знать:

  • какие есть времена суток, дни недели, месяцы, сезоны;
  • какие бывают явления природы, чем они отличаются;
  • какие существуют домашние и дикие животные;
  • как называются детёныши лошади, коровы, козы, овцы и так далее;
  • какие есть фрукты и овощи;
  • какие предметы относятся к мебели, посуде, предметам одежды;
  • как называются разные части тела;
  • основные правила безопасности (например, переходить дорогу только по «зебре» и на зеленый свет).

Творчество

В этой области ребёнок должен уметь:

  • самостоятельно рисовать, лепить и делать аппликации;
  • петь, танцевать под музыку, участвовать в небольших сценках.

Физическая подготовка

У каждого ребёнка свой «запас прочности», который формируется задолго до поступления в школу. В среднем первоклассник должен уметь:

  • выдерживать небольшие физические нагрузки, например пешую прогулку;
  • бегать, прыгать, лазать по лестнице;
  • ловить и кидать мяч, сохранять равновесие.

Поведение

Здесь школьнику нужно уметь:

  • выполнять просьбы взрослых, соблюдать правила поведения в классе;
  • общаться со сверстниками: делиться, договариваться, решать конфликты словами;
  • знать вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините»;
  • самостоятельно одеться, сложить вещи, убрать за собой.

«Это в идеальной картине мира. В реальности так бывает на всегда»

Конечно, всё перечисленное — не строго обязательные, а скорее желательные навыки и знания, поскольку каждый ребёнок развивается в своём темпе. Официальных требований, что должен знать и уметь ребёнок, который пошёл учиться в первый класс, нет.

«Очень хотелось бы, чтобы дети, приходя в школу после садика, имели все перечисленные навыки. Но это в идеальной картине мира. В реальности так бывает не всегда. Многие дети к семи годам уже освоили счёт в пределах 100 или владеют начальными навыками английского языка (хотя на первом этапе эти знания им пока ещё не пригодятся). Но при этом они не имеют представления о каких-то элементарных вещах: не знают своей фамилии, адреса, имени и отчества мамы».

Марина Хаванова
Марина Хаванова заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея №6 «Парус» (Дзержинский, Московская область)

У таких детей, по словам собеседницы «Рамблера», сложнее проходит адаптация к школе.

Родителям Марина Хаванова в первую очередь советует обратить внимание на то, насколько у первоклассника сформированы навыки, связанные с умением самостоятельно обслужить себя.

В их числе:

  • умение завязать шнурки,
  • застегнуть пуговицы на рубашке/блузке,
  • сходить самостоятельно в санитарную комнату,
  • умение приготовиться к следующему уроку (понимать, что лежит в портфеле, что нужно достать для урока, а что убрать с парты обратно в портфель).

Всем этим навыкам желательно обучить ребёнка до начала учебного года. Но и после поддержка родителей не будет лишней:

  1. Завязывание шнурков. Показывайте, как нужно завязывать шнурки, используя яркие аксессуары. Давайте ребёнку возможность потренироваться. Можно использовать специальные игрушки или обучающие пособия.
  2. Самостоятельные походы в туалет. Объясните ребёнку, как правильно пользоваться туалетом. Регулярно напоминайте о необходимости посещения санитарной комнаты в школе.
  3. Организация рабочего пространства. Научите ребёнка поддерживать порядок на своем столе и в рюкзаке. Создайте систему хранения учебных материалов и личных вещей, чтобы он мог легко находить всё необходимое.

Ну и, конечно, хвалите своего первоклассника за успехи в освоении навыков самообслуживания. Поддержка взрослых поможет ему чувствовать себя более уверенным и независимым.

Главное

Детский сад закладывает в детей определённые знания и навыки, которые потом пригодятся в первом классе. В их числе элементарные математические представления, предпосылки к обучению грамоте и знания об окружающем мире. Если первоклассник уже обладает этими компетенциями, ему будет легче адаптироваться к школьной жизни. Но даже если ребёнок пошёл в первый класс без багажа знаний, школа его всё равно всему научит: и писать, и читать, и считать.

Осторожно: мошенники! Кто и как обманывает родителей в начале учебного года

Видео по теме от RUTUBE