Невидимая стена: почему ребёнок боится отвечать на уроках
Когда ребёнок говорит, что боится отвечать у доски, и каждое утро трясется от страха «только бы сегодня меня не вызвали», родитель порой теряется. Научить школьника не бояться — задача непростая. Как помочь ребёнку в этой ситуации?
Если ребёнок изо дня в день боится, что его вызовут на уроке, родителям важно направить фокус внимания не на то, что ему страшно отвечать именно у доски, а на сам факт «он боится». Как поясняет психолог Алиса Зотова, первым делом нужно понять причину страха. Она может быть серьёзной (глубинной) или более поверхностной. Второй вариант встречается чаще.
Глубинные психологические причины требуют помощи психолога или психотерапевта. Специалистам известно множество методик, которые помогут избавиться от проблемы.
Если же это обычный страх, родители и ребёнок могут справиться с ним самостоятельно.
Самые распространённые причины страха
- Негативный опыт в прошлом. Например, когда в более раннем детстве ребёнок что-то рассказывал на людях, его прервали, осудили, раскритиковали. Он боится повторения этого сценария.
- У школьника есть ощущение своей «неидеальности» и стремление к перфекционизму. Отсюда боязнь совершить ошибку.
- Неуверенность в себе: ребёнок робкий, он боится, что будет выглядеть в глазах одноклассников и учителя смешно.
- Неуверенность в своих знаниях: у школьника нет ощущения, что он готов к уроку и ответит правильно. Это вполне объяснимый страх, если, например, ребёнок не понял тему или не сделал домашнее задание.
«Страх отвечать у доски не зависит от пола: по моим наблюдениям, ему в равной степени подвержены как девочки, так и мальчики. Но обычно это именно тревожные дети с низкой самооценкой. Он не уверены в себе, не могут принять критику, и это заставляет их замыкаться. Выходить к доске для них целое испытание».
Людмила Семёноваучитель начальных классов
Почему важно победить этот страх
Научные исследования показывают, что страх отвечать публично из-за боязни совершить ошибку и получить осуждение вызывает тревожность и часто приводит к плохой успеваемости учащегося как в школе, так и в вузе.
Алиса Зотова уточняет: если просто сочувствовать ребёнку, не пытаясь убрать страх, он может стать для школьника привычным и перейти во взрослую жизнь.
Обычная боязнь отвечать у доски в дальнейшем может перейти в другие страхи, например:
- боязнь публичных выступлений;
- страх знакомства и общения с новыми людьми;
- страх отстаивать свою точку зрения.
Как родители могут помочь школьнику
- Внимательно выслушайте ребёнка и постарайтесь понять, насколько силён его страх и какие чувства он испытывает. Объясните ему: вне зависимости от того, боится он или нет, ошибается или нет, вы всё равно его любите и принимаете любым.
- Если страх — не на глубоком уровне, возможно, достаточно объяснить школьнику: ошибки совершать не страшно, что нет людей, у которых их нет, и что это часть любого процесса.
- Поделитесь с ребёнком личным опытом: расскажите, как вы сами допускали ошибки и как потом исправляли.
- Поддерживайте самооценку ребёнка: хвалите за успехи, замечайте всё, что у него получается хорошо.
- Страх можно победить при помощи сказкотерапии. Придумайте историю про девочку, мальчика или просто про какого-то зверька, который сначала боялся отвечать у доски, а потом справился. Этот метод особенно хорошо помогает младшим школьникам.
- Поскольку в младших классах основные предметы у детей ведёт один учитель, поговорите с ним, попросите поддержать ребёнка, обеспечить ему психологически безопасную среду.
«Чтобы убрать этот страх, рекомендую тренироваться с ребёнком — сделать дома импровизированную доску (или представить её визуально) и проводить "репетиции". Можно репетировать в игровой форме: например, родитель изображает учителя, а ребёнок рассказывает урок, а потом они меняются ролями. Это развивает воображение и потихоньку приучает не бояться выступать на публике».
Алиса Зотовапсихолог
Как педагог может помочь ребёнку
- Можно разрешить ученику рассказывать стихотворение не громко, на весь класс, а на ушко учителю.
- Ребёнка с повышенной тревожностью можно спрашивать не во время урока, а на перемене или после занятий.
- Если школьник отвечает перед классом, учителю важно поддерживать его и призывать делать то же самое других детей, обращать их внимание на положительные моменты в выступлении и давать им оценку при одноклассниках.
- Полезно привлекать такого ребёнка к участию в школьных театральных постановках, поручая маленькую роль, например зайчика, который должен пробежать по сцене. При этом нужно объяснять ему, как это важно для спектакля, и поддерживать: «Ты справишься!» Можно даже порекомендовать робкому ребёнку записаться в театральную студию — это хорошо помогает преодолеть страх публичных выступлений.
- Ни в коем случае нельзя заставлять ученика отвечать урок перед классом насильно или ругать за то, что он боится. Такая ошибка учителей приводит к детским энурезам, заиканиям и даже может вызвать чувство ненависти к педагогу.
Людмила Семёнова поделилась лайфхаком, который стоит взять на заметку и учителям, и родителям, и детям:
«Я учу своих детей пользоваться во время ответа опорными карточками. Это может быть план с ключевыми словами, схемы, кластеры. Если ребёнок рассказывает стих, можно предварительно нарисовать каждую строчку, например в виде подходящего по смыслу смайлика».
Пользуясь такими «подсказками», ученик отвечает более уверенно, ведь, рассказывая материал, он чаще смотрит на опорную карточку, нежели поднимает глаза на класс.
Учитель напоминает, что к каждому беспокойному ребёнку важно найти индивидуальный подход, потому что в современных классах учатся дети разные, в том числе и с задержкой развития, и гиперактивные.
«Нужно помнить: не всем по характеру дано быть ораторами. Кто-то, хорошо усваивая материал, прекрасно отвечает с места. Возможно, когда такой ребёнок вырастет, он не станет хорошим руководителем, но он будет отличным партнёром в работе, грамотным специалистом», — говорит Людмила Семёнова.
Главное
Если школьник постоянно боится, что его вызовут к доске, в большинстве случаев такой страх можно убрать своими силами: поговорив с ребёнком и выяснив причину страха, начинайте постепенно повышать его самооценку. Поощряйте даже за самое маленькое достижение, рассказывайте о собственном опыте, проводите «репетиции выступлений» дома. И главное — заручитесь поддержкой учителя.
Что такое сказкотерапия и как она помогает детям в непростых ситуациях