Навыки вместо оценок: что даёт проектная деятельность школьникам
В школьном расписании дети и родители могут увидеть незнакомый урок — проектная деятельность. Эта работа — часть образовательных стандартов для школьников всех возрастов, от «началки» до старших классов. В рамках проектной деятельности дети учатся придумывать, защищать и реализовывать собственные идеи. Вместе с учителем московской школы № 1560 «Лидер» Наталией Лукьяненко разбираемся, для чего нужен этот предмет и как помочь ребёнку придумать успешный проект.
Проектная деятельность в школе — это самостоятельная работа одного ребёнка или группы учеников над определённой задачей. В процессе они изучают проблему, анализируют информацию, формулируют выводы и представляют результат в удобном формате. Это может быть макет, презентация, исследование, видеоролик, доклад и многое другое.
Важную роль в подготовке проекта играют учителя. Они взаимодействуют с детьми не просто как педагоги, но и как наставники. Согласно рекомендациям Минпросвещения, проект подразумевает самостоятельный вклад ученика в работу и ограниченное время на подготовку.
Тематика проектов разнообразна. Например, за последние годы школьники представляли разработку карманного принтера, изобретали сушилку для котов, анализировали успех российских маркетплейсов, создавали агрегаторы для поиска пропавших питомцев и др.
5 видов школьной проектной деятельности
Исследовательские проекты
Ученики проводят научное исследование, выдвигают гипотезы, собирают данные и делают выводы. Такие проекты формируют навыки научного поиска и анализа. Например, школьники исследовали бисер с точки зрения его магических и лечебных свойств, изучали влияние магнитных бурь на организм человека, придумывали, как не допустить появления плесени в архивохранилищах.
Творческие проекты
Направлены на создание новых художественных и творческих произведений (литература, искусство, театр и пр.). Эти проекты развивают креативность и художественное самовыражение. Например, ученики московской школы № 1560 «Лидер» создали мультфильм в технике пластилиновой мультипликации «Хитрый мышонок».
Прикладные проекты
Ориентированы на решение практических задач. Это может быть разработка модели, общественного продукта или сервиса, который полезен в повседневной жизни. Так, школьники изобрели робота-водовоза, который умеет устанавливать бутыли с водой в кулеры. А семиклассник из Липецка разработал робота для пожилых людей, который напоминает о приёме лекарств и рассчитывает правильную дозировку.
Социально-экологические проекты
Направлены на решение социальных проблем в обществе, участие в волонтёрских инициативах. Ученики могут организовывать мероприятия по поддержке нуждающихся, экологические акции и пр. Например, школьники из Вологды создали чат-бот «Добропомощник» для обучения цифровой грамотности пожилых людей.
Информационные проекты
Подразумевают создание информационных материалов: веб-сайтов, презентаций, буклетов. Развивают навыки работы с информационными технологиями. Так, московская школьница создала проект социальной сети для любителей книг.
Как отличается проектная деятельность в зависимости от возраста учеников.
Начальная школа (1–4-е классы)
В начальной школе проектная деятельность, как правило, факультативная и не имеет строгих обязательств. Основное внимание уделяется формированию взаимодействия внутри команды, исследовательских навыков и развитию творческого мышления.
«Проекты в начальной школе часто содержат игровые элементы и проводятся с акцентом на совместное обучение. Например, в нашей школе ученики "началки" работают над одним проектом всем классом, это помогает развивать навыки общения и командной работы. Проекты для младших школьников обычно не очень длительные по времени и носят междисциплинарный характер. Например, мои двойняшки, дочь и сын, во втором классе делали проект со своим классом на тему "Боровицкий холм". Это было в рамках трёх предметов: окружающий мир, ИЗО и технология».
Наталия Лукьяненкоучитель английского языка в школе № 1560 «Лидер», наставник молодых педагогов (Москва)
Средняя школа (5–9-е классы)
В средней школе проектная деятельность становится более структурированной и может входить в учебный план в рамках различных предметов. Ученики в этом возрасте начинают более активно самостоятельно исследовать темы и разрабатывать собственные идеи. Проекты могут быть более сложными и длительными (несколько недель или месяцев), с акцентом на глубокое изучение вопросов, исследовательскую деятельность и презентацию результатов.
Наталия Лукьяненко: «В нашей школе ученики с 5-го по 7-й класс участвуют в проектной деятельности группами. В 8-м классе обязателен индивидуальный проект, оценка по нему идёт сразу по двум предметам».
Старшие классы (10–11-е)
В старших классах проектная деятельность часто становится обязательной, особенно в рамках профильного обучения и подготовки к ЕГЭ.
Проекты могут относиться к предметам, связанным с будущей профессиональной деятельностью. Старшеклассники самостоятельно выбирают темы и формы представления результатов. Проекты требуют серьёзного подхода, навыков критического мышления и глубокой аналитики.
Это время, когда школьники готовятся к будущей учёбе или работе, и проектная деятельность может стать значимой частью их портфолио.
Старшеклассники могут принимать участие в городских научно-практических конференциях, таких как «Курчатовский проект», «Старт в медицину», «Инженеры будущего».
С чего начать подготовку к проекту
- Выбрать тему
Наталия Лукьяненко: «Подготовка к проекту в школе требует системного подхода. Начать нужно с выбора темы. Часто школы предоставляют список тем. Если есть возможность выбирать тему самостоятельно, лучше выбирать ту, которая интересна самому ученику. Это повысит мотивацию и желание углубиться в проект. Размышляя над темой, стоит учитывать, насколько она актуальна и интересна для общества или конкретной группы людей».
- Определиться с количеством человек в команде
Наталия Лукьяненко: «В начальной школе и до 7-го класса включительно лучше работать в группе, нежели индивидуально. В команде легче делегировать задачи, совместно генерировать идеи и находить решения. С 8-го класса дети уже более самостоятельны и готовы справляться с проектом индивидуально».
- Выбрать педагога-наставника
Наталия Лукьяненко: «Ученик может самостоятельно выбрать наставника. Обычно учитель берёт до пяти индивидуальных проектов или команд для того, чтобы сделать проект качественно».
- Составить план работы
Наталия Лукьяненко: «Важно не только иметь идею, но и правильно подойти к работе над проектом: составить план, определить ключевые этапы работы и сроки выполнения. Это поможет организовать процесс и отслеживать прогресс. Если работаете в команде, важно установить регулярные встречи для обсуждения хода работы и координации действий».
- Приступить непосредственно к работе над проектом
Наталия Лукьяненко: «Каждый год мы сталкиваемся с тем, что самое сложное для детей — это воплотить проект в жизнь. В этом году мы с коллегами придумали и создали нашу инновационную разработку — дневник персонального проекта. Это пошаговое руководство, которое помогает ученикам выстраивать работу шаг за шагом: от постановки целей до итоговой презентации. В нём предусмотрены разделы для планирования, где школьники могут записывать свои мысли, ставить цели и сроки выполнения задач. А на выполнение каждого этапа указаны временные слоты. Учителя используют эти записи, чтобы отслеживать прогресс и давать обратную связь».
Польза проектной деятельности в школе
По мнению педагогов, проектная деятельность способствует развитию у школьников множества навыков и качеств. Вот чему дети учатся в процессе работы:
- Развитие критического мышления — дети учатся анализировать информацию, формулировать и проверять гипотезы, делать выводы на основе собранных данных.
- Командная работа — при работе в группах школьники развивают навыки сотрудничества, коммуникации и умения находить компромиссы.
- Креативность и инновации — работа над проектами стимулирует креативное мышление, помогает находить нестандартные решения и генерировать новые идеи.
- Организационные навыки — школьники учатся планировать время, распределять задачи внутри группы, устанавливать приоритеты.
- Научные и исследовательские навыки — ученики осваивают методы научного исследования, включая сбор и анализ данных, а также написание отчётов.
Также школьники «прокачивают» самостоятельность и ответственность, учатся презентовать и защищать свою работу. Успехи в проектной деятельности повышают мотивацию к обучению. Дети на своём опыте понимают, что учебный процесс может быть увлекательным и значимым.
Подразумевается, что над проектом ученики работают самостоятельно, но, в зависимости от возраста, допускается помощь родителей.
Наталия Лукьяненко: «Учителя не против помощи от родителей, но важно помнить, что родители могут выступать в качестве консультантов и партнёров, а не выполнять работу за детей. Уровень вовлечённости должен меняться в зависимости от возраста и развития ученика. В начальной школе помощь мам и пап часто необходима и абсолютно приемлема. Родители могут активно участвовать в процессах выбора темы, поиска материалов и организации работы. В средней и старшей школе родители становятся больше моральной поддержкой. Старшеклассники могут обратиться за советом к старшим, но работу над проектом в основном уже выполняют самостоятельно».
Проектная деятельность — официальный урок, поэтому оценки за него проставляются в дневник и идут в аттестат. Проекты часто носят междисциплинарный характер, поэтому ученик может получить за них отметку сразу по двум и больше предметам. Система оценок за проекты разрабатывается школами самостоятельно.
Педагоги оценивают готовый проект по нескольким критериям: актуальность, структура, оформление, раскрытие темы, оригинальность подхода, аргументированность, презентация, соблюдение регламента и пр.
По усмотрению учителя проект может быть оценён с применением повышенного коэффициента. Самые успешные проекты проходят на общешкольную конференцию. Победители общешкольной конференции могут быть рекомендованы к участию в профильных городских конференциях, особенно это часто встречается у старшеклассников.
Три шага, которые помогут создать успешный школьный проект:
- Составьте детальный план работы над проектом. Он должен включать все этапы работы, сроки и ответственных за выполнение. Это поможет вам организовать время и избежать спешки в конце.
- В случае если вы столкнулись с трудностями, не бойтесь просить помощи у наставника.
- Тщательно подготовьтесь к презентации проекта. Хорошая подготовка — всегда залог успеха.