«Одноклассник — звезда, а мой — в тени». Как повысить ребёнку самооценку
В каждом детском коллективе встречается ребёнок, который выделяется на общем фоне: он круглый отличник, талантливый музыкант или спортсмен-призёр. Такие дети окружены всеобщим вниманием, восхищением, учителя называют их «звёздочками». Как помочь «обычному» ребёнку не померкнуть на этом ярком фоне и как правильно вести себя взрослым, мы узнали у психолога и школьного учителя.
В каком возрасте дети начинают конкурировать друг с другом
Согласно исследованиям, зачатки соперничества появляются у ребёнка уже в два года, но это ещё не конкуренция как таковая, а лишь подготовка к ней.
Как поясняет психолог Симона Филимонова, первые признаки конкуренции и сотрудничества в поведении начинают проявляться и развиваться в 5–6 лет во время детских игр.
Навык здоровой конкуренции дети получают в начальной школе, когда их результаты начинают оценивать.
В целом тема «звёздочек» особенно актуальна в начальной школе, отмечает эксперт. Младшеклассники чаще и охотнее, чем подростки, участвуют в различных мероприятиях и стремятся получать хорошие отметки, то есть нацелены на конкуренцию.
В этом возрасте у них ведущая деятельность — учебная, познавательная, но пока ещё остаются и признаки игровой. Подростков уже сложнее вытянуть на сцену или уговорить возглавить подготовку школьного проекта (если только это не ребёнок с лидерскими, демонстративными качествами).
В младший классах «звёздочек» часто ставят в пример другим детям. Их отправляют на районные конкурсы и соревнования, им поручают вести школьные мероприятия, дают главные роли в школьных постановках. А ещё таких детей часто ставят в пример одноклассникам.
Что чувствует «обычный» ребёнок рядом со «звёздочкой»
Видя успехи сверстника и особое отношение взрослых к нему, ребёнок может испытывать очень широкую гамму чувств — от зависти и ревности до мотивированности и искреннего восхищения.
Психолог Симона Филимонова отмечает, что ситуации, когда есть «звёздочка» и остальной класс, тесно связаны с соперничеством (конкуренцией).
Реакция ребёнка, которого не выделяют, не делегируют участвовать в мероприятиях, не хвалят за учебные или внеклассные успехи, зависит от характера.
Одним детям больше нравится «тихо сидеть в уголке». Есть и те, кто хочет быть таким же, как «звёздочка», но не может.
Чем может обернуться для такого ребёнка ситуация, когда учитель выделяет кого-то одного:
- понижением самооценки;
- выученной беспомощностью (ребёнок уверен, что у него ничего не получится, и даже не хочет пробовать);
- отсутствием уже в подростковом возрасте мотивации к обучению и участию в каких-либо внеучебных мероприятиях (последствие выученной беспомощности).
«Бывает и обратная ситуация: выделение учителем "звёздочек" может побудить ребёнка к действию, особенно при поддержке сверстников или родителей».
Симона Филимоновапрактикующий педагог-психолог, ведущий детских и подростковых психолого-терапевтических групп, член Федерации психологов образования России
Советы родителю: как поддержать «обычного» ребёнка
- Поддерживайте ребёнка в начинаниях, отмечайте как большие, так и маленькие успехи.
- Формируйте адекватную самооценку: даже если ребёнка не выделяют в классе, он всегда должен чувствовать любовь родителей, свою ценность, вне зависимости от степени успешности.
- Развивайте у школьника коммуникативные навыки, уверенность в себе, умение достойно выигрывать и спокойно проигрывать.
- Учите ребёнка анализировать ситуацию и принимать решения, делать конструктивные выводы, ставить перед собой адекватные цели.
«Возможно, стоит подойти к учителю и аккуратно попросить обратить внимание на вашего ребёнка, который очень старается, но не слишком уверен в себе. Попросите дать ему шанс, пусть начнёт с малого», — говорит Симона Филимонова.
Что сказать «обычному» ребёнку:
- Все люди разные, и сильные стороны у всех тоже разные. Найди свои — те, на которые ты можешь опереться. Может быть, ты не круглый отличник, зато можешь организовать ребят для участия в мероприятии. Постарайся увидеть, в чём твоя уникальность, индивидуальность, развивай её.
- Используй свои возможности. Попробуй улучшить те знания, умения и навыки, которые лично тебе кажутся важными.
- Помни, что идеальных детей нет, слабые стороны есть у всех, и у «звёздочек» тоже.
- Не стесняйся демонстрировать другим свои успехи. Например, если учишься играть на гитаре, предложи «музыкальное оформление» для школьного праздника.
- За помощью и поддержкой обращайся к друзьям и тем взрослым, кому можешь довериться.
Как вести себя со «звёздочкой» педагогу, чтобы другим детям не было обидно
Учитель начальных классов Людмила Семёнова даёт следующие советы:
- Обязательно проводите работу с родителями «звёздочек». Они должны объяснить ребёнку: если что-то получается, это не повод этим бравировать. Важно говорить ему: «Мы тобой гордимся, но важно пускать свои способности в правильное русло. Умеешь решать задачи? Объясни товарищу, чтобы он тоже понял».
- В классе важно соблюдать баланс и дать каждому почувствовать себя значимым. К примеру, учитель может сделать портфолио для каждого ученика, где собраны все его достижения, пусть даже незначительные.
- Оценивайте детей осторожно — не сравнивайте их, не перехваливайте «звёздочку» и не завышайте такому ребёнку оценки.
«В одном из моих выпусков был мальчик, который учился быстро и легко, кроме того, играл на трубе и занимался фигурным катанием. Он иногда задирал нос, но я всегда объясняла ему и детям, что он, конечно, молодец, но это результат огромного труда, проявления силы воли. Говорила: каждый может найти себя, если будет заниматься, так что, ребята, выбирайте кружки, секции, студии».
Людмила Семёноваучитель начальных классов
- Ребёнку, который хорошо осваивает программу, можно задать вопрос повышенной сложности, и, когда он с ним справится, это будет заслуженная пятёрка. Ученику, которому предмет даётся тяжелее, можно задать вопрос попроще.
«Да, это будут разные по весу пятёрки, но более слабый ребёнок, садясь на место, будет понимать: "Я тоже могу". Текущая отметка большой роли не сыграет, но для его самооценки это будет очень важно», — отмечает Людмила Семёнова.
- Не нужно возводить одарённого ребёнка на пьедестал и делать из него вундеркинда в глазах одноклассников. Дайте детям понять: «Вы все молодцы, каждый вносит свой вклад в достижения класса».
- «Звёздочку» хорошо подключать к командной работе, назначать ответственным за какое-либо мероприятие. Однако тут должен быть такой принцип: «Мы хвалим командира, но поясняем, что он привёл команду к победе не один, ему помогали все».
Главное
В классе у вашего ребёнка есть «звёздочка», и это его тревожит? В этой ситуации вам важно помнить, что проявление конкуренции в школьном возрасте — это нормально. Дайте понять «обычному» ребёнку, что каждый человек уникален и способен в чём-то своём. Помогите ему проявить себя, найти свои сильные стороны и не стесняться их демонстрировать.
Что касается «звёздочки», самого талантливого ученика в классе, то взрослым важно не превозносить его, а привлекать к помощи другим.
Как не вырастить жертву: эти семейные правила защитят ребёнка от буллинга
