Почему ребёнок травит других? Психолог назвала причины, идущие из семьи
За агрессивным поведением ребёнка, который издевается над одноклассниками, почти всегда стоит не просто «плохой характер», а глубокие психологические причины. За внешней жестокостью может скрываться невысказанный страх или искажённое понимание границ, и всё это формируется в первую очередь в семье. Почему дети становятся буллерами и что на самом деле стоит за потребностью унижать других, объясняет психолог.
Почему ребёнок становится агрессором в школе
Агрессорами становятся дети физически и психологически сильные, их цель — самоутвердиться. Для них важно, чтобы акт унижения одноклассника увидели и одобрили «зрители». Смех, молчаливое наблюдение или страх — «кислород», без которого травля затухает.
Агрессор получает искажённое подтверждение своей значимости: «Я сильный, потому что они меня боятся. Я главный, потому что все на меня смотрят». У него преобладает желание запугать, причинить боль и страдания другому, оставаясь безнаказанным.
Важно понимать, что агрессия ребёнка — это отражение домашней среды.
Во-первых, дома такие дети могут сталкиваться с унижениями, физическими наказаниями, криком. Насилие может быть направлено не на них, а одним родителем на другого. И это видит ребёнок и усваивает норму: ты либо жертва, либо преследователь. Сила даёт право унижать слабого. И эту модель он реализовывает в школе, потому что другой модели он в семье не видел и не знает.
Второй вариант — это эмоционально отсутствующие родители. Они не интересуются внутренним миром ребёнка, его чувствами, проблемами, он думает, что «любовь и внимание нужно заслужить». В результате ребёнок заслуживает искажённые варианты любви и внимания, но уже в школе, потому что родители слишком заняты своими делами. Травля становится способом заявить о своём существовании и получить хоть какие-то эмоции от окружающих.
Третий вариант — у агрессора есть проблемы с пониманием своих и чужих границ:
- В семье не установлены рамки. Ребёнку не объяснили, что приемлемо, а что нет, где заканчивается «моё» и начинается «чужое».
- Поведение ребёнка дома не корректируют.
- Любая прихоть ребёнка исполняется.
В результате он приходит к выводу: «Мне можно всё, а другие — это инструменты для удовлетворения моих потребностей».
«Агрессор — это не плохой ребёнок, он такой же травмированный, как и его жертва. Он не знает, как управлять своей агрессией, не получил здорового и принятого обществом способа почувствовать свою значимость. Он не знает, что такое эмпатия и уважение к границам другого, потому что, возможно, его границы и чувства никогда не уважали».
Анастасия Хруцкаяпсихолог
В какой момент ребёнок может начать травлю одноклассника
Для того чтобы возник буллинг, должны совпасть несколько обстоятельств. Например, в классе появляется новенький или кто-то из «стареньких» начал выделяться. Жертва не даёт уверенного отпора на первые смешки. Буллер взамен сопротивления получает то, чего так ждёт: страх, растерянность, слёзы.
«Момент начала травли — это точка, где сходятся: личная уязвимость агрессора (его боль, гнев, потребность во власти), наличие удобной мишени (ребёнка, который не может дать отпор), пассивная или одобряющая позиция группы», — констатирует Анастасия Хруцкая.
Могут ли у агрессии быть физиологические причины?
Агрессия может быть симптомом, за которым скрываются медицинские, неврологические и возрастные причины. В таких случаях важно их найти, а не наказывать ребёнка.
- Неврологические особенности могут быть причинами неконтролируемой агрессии. Часто это касается детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Мозгу сложно затормозить реакцию, поэтому действие наступает быстрее мысли.
- В подростковом возрасте начинается гормональная перестройка, гормоны влияют на эмоциональную нестабильность ребёнка. Подростковая агрессия часто бывает импульсивной, но не направленной на конкретную цель. Эмоция просто ищет выход. Важно найти для неё социально одобряемый выход — например, предложить ребёнку заняться борьбой или экстремальным видом спорта.
- Последствия черепно-мозговых травм, инфекций, органических поражений мозга могут влиять на невозможность контролировать эмоции и поведение.
- Причиной агрессии могут быть психиатрические диагнозы:
- Дети с РАС могут ударить или укусить.
- Тревожные расстройства и депрессия могут приводить к вспышкам гнева и раздражительности.
Важно не вешать на ребёнка ярлыки, а разобраться:
- ребёнок ведёт себя агрессивно только в определённой обстановке или всегда;
- может ли он контролировать свою агрессию;
- появляется ли у него чувство вины, когда он успокаивается и приходит в норму.
Если агрессия носит регулярный неуправляемый характер и не поддаётся педагогическим методам коррекции, это сигнал о необходимости визита к детскому неврологу или психиатру.
Правильная диагностика и своевременная помощь (терапия, в некоторых случаях медикаменты) могут кардинально изменить жизнь ребёнка, направив его энергию в мирное русло и предотвратив серьёзные проблемы в будущем.
Как понять причину детской агрессии
Если ребёнок может себя контролировать, а агрессия проявляется только в определённых ситуациях, если после её вспышки возникает чувство вины, то, скорее всего, причина в накопленном напряжении.
Посетить специалиста стоит, если:
- агрессия у ребёнка возникает без причины;
- после её вспышки ребёнок выглядит растерянно и не помнит, что он сделал, или помнит фрагментарно;
- помимо агрессии есть другие симптомы — тики, нарушения сна.
Агрессия и жестокость не начинаются внезапно. В 3–5 лет, когда дети начинают коммуницировать друг с другом, важно замечать, как ребёнок это делает:
- Он делится игрушками или отбирает их?
- Просто отбирает и начинает играть или наблюдает за реакцией другого ребёнка — заплачет ли тот?
- Как он отреагирует на плач: испугается и отдаст игрушку или начнёт кусать, толкать, вызывая ещё более сильную реакцию?
- Способен ли ребёнок проявлять жалость и сострадать?
- Частый маркер — отношение к животным: у ребёнка исследовательский интерес или он проявляет жестокость?
Если ребёнок — дошкольник, обратите внимание, как он относится к чужой боли:
- Радуется своей победе в конфликте, потому что другому больно?
- Врёт ли ребёнок и как он это делает?
- Становится ли зачинщиком конфликта?
- Как относится к более слабым одноклассникам?
«Если родитель замечает у ребёнка жестокость, не надо ждать, что "само пройдёт". Чем раньше вмешаться, тем выше шанс справиться с проблемой», — говорит психолог.
Ребёнок травит одноклассников: что делать родителям
- Не ругайте и не стыдите ребёнка, постарайтесь выяснить причину его поведения. Объясните разницу между «ссорой» и «травлей». Подчеркните: буллинг — это насилие над более слабым. Спокойно скажите, что такое поведение недопустимо.
- Дайте ребёнку понять, что вы на его стороне, скажите, что поможете ему справиться с ситуацией.
- Показывайте, что сила — в уважении. Пресекайте любое проявление жестокости по отношению к слабым (младшим детям, животным). Подавайте пример уважительного общения с окружающими.
- Обозначьте, какое поведение в вашей семье недопустимо (оскорбления, драки, унижение). За нарушением должно следовать адекватное последствие, а не крик или физическое наказание. Важно, чтобы вы сами придерживались обозначенных правил.
- Учите ребёнка называть свои чувства и распознавать чувства других людей. Когда ребёнок злится, не стоит говорить: «Не злись!». Лучше назовите эмоцию: «Я вижу, ты злишься». Затем покажите социально приемлемый способ её выразить. Ребёнок поймет, что чувствовать гнев — нормально. Так он получает инструменты для самоконтроля, что исключает импульсивную агрессию. Разрешите ему давать выход своей злости — например, отдайте в спортивную секцию.
- Если вам в одиночку сложно справиться с проблемой, обратитесь к специалисту. Психолог поможет понять, какая потребность стоит за агрессией, будет работать с ребёнком над развитием эмпатии и контроля над гневом. Также поработает с родителями. Психолог как сторонний наблюдатель поможет увидеть, что нужно менять в отношениях и методах воспитания.
Главное
Ребёнок-агрессор — не «испорченный», а чаще всего травмированный. Корни буллинга почти всегда лежат в семейной системе. Его возможные причины — домашнее насилие, эмоциональное пренебрежение родителей или непонимание своих границ. Зачастую агрессия — это искажённый способ почувствовать свою значимость и получить внимание, которого ребёнку не хватает. Ситуацию можно исправить, если работать с причиной: обеспечить ребёнку поддержку, научить его распознавать и регулировать эмоции, обратиться к психологу, который поможет изменить деструктивную модель поведения в семье.
Из агрессивного ребёнка вполне может вырасти полноценный, эмпатичный и успешный человек, при условии, что его агрессию вовремя распознали как крик о помощи, не вынося ему «приговор».
«Одноклассник — звезда, а мой — в тени». Как повысить ребёнку самооценку