Как приучить ребёнка к режиму дня: практические рекомендации для родителей
Отношение к распорядку дня у разных родителей (да и вообще людей) разное. Одни морщатся: как можно жить по расписанию? Другие шагу не могут ступить не по графику. Но детям соблюдение режима дня полезно всегда, так как оно помогает физическому, психологическому и интеллектуальному развитию. Приучая ребёнка к дисциплине, надо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.
Сегодня понятие «дисциплинированный ребёнок» уже не кажется таким позитивным, как раньше. Мы хотим, чтобы дети были креативными и свободными. Но упорядоченность нужна в жизни каждого человека. Когда человек выполняет различные действия в одно и то же время, он лучше подготовлен к ним и становится эффективнее. Малыши при соблюдении режима лучше спят, едят и активнее изучают окружающий мир. Дети старшего возраста лучше себя чувствуют и усваивают учебный материал.
Дисциплина (и режим дня как одна из её главных составляющих) помогает избегать стрессовых ситуаций. Не привыкшему к дисциплине ребёнку в дальнейшем будет трудно учиться и работать. Отсутствие каких-то рамок и порядка для ребёнка не способствует принятию ответственности.
От года до трех
Режим дня малыша содержит обязательные пункты: питание, сон, прогулки на воздухе, занятия по развитию и игры. Хотя всё это организуют родители без участия самого ребёнка, в этот период закладывается его восприятие дисциплины.
Упорядоченность дня, ритуальность очень важны для двух-трехлёток. В этом возрасте они нуждаются в том, чтобы всё происходило по плану: после завтрака прогулка, после прогулки игра, потом обед, сон и так далее.
Знаменитый итальянский педагог Мария Монтессори говорила, что ребёнок в этом возрасте пробует организовывать свою жизнь. Для него очень важно, чтобы она текла размеренно. Если ребёнок осознает, что режим и дисциплина дают ему комфорт, это в какой-то степени повлияет и на его дальнейшее стремление следовать распорядку дня. Что, конечно, не исключает необходимости впоследствии приучать его к режиму.
Дошкольники и младшие школьники
Семейный психотерапевт Екатерина Шабельская предупреждает, что в этом возрасте очень важно подавать детям личный пример и вести себя последовательно. Родителям будет сложно добиться от ребёнка понимания, если они сами нарушают декларируемые правила: не делают зарядку, неаккуратны с вещами, постоянно смотрят в телефон.
Следует избегать жёстких требований, иначе ребёнок будет сопротивляться им. Дисциплина не должна ассоциироваться с чем-то тяжелым и нудным.
«Столкнувшись с поведенческими проблемами детей, мамы и папы нередко закрепляют и усиливают их неэффективным взаимодействием». Так, например, постоянно ругая сына за то, что он не успел сделать уроки, мать создаёт замкнутый круг, в котором со стороны школьника лишь нарастает нелюбовь к учёбе. Нужно спокойно поговорить с сыном и выяснить, почему на подготовку домашнего задания не остаётся времени. Затем вместе подумать, как скорректировать распорядок дня и донести до ребёнка, какие преимущества ему дадут эти изменения».
Екатерина Шабельская Системный семейный психотерапевт
В этом возрасте хорошо использовать доску с разными событиями в жизни в виде картинок. Картинка — пробуждение, картинка — умывание, картинка — завтрак…
Особенно это полезно при введении в распорядок дня какого-то нового дела. Например, вы говорите ему: «С завтрашнего дня мы будем читать книгу после прогулки». И вешаете на доску новую картинку, где сын читает с мамой книжку. Получается своего рода наглядный детский ежедневник.
Подростки
Излишне жёсткая дисциплина в семье может привести к тому, что ребёнок в знак протеста станет её нарушать. Надо понимать, что в подростковом возрасте это нормально. В этот период ребёнок учится обозначать свои границы, говорить «нет», наводить свой собственный порядок в жизни — даже если вам кажется, что у него и в комнате, и в голове царит полный бедлам.
Если вы не будете его ломать, то через несколько лет он, скорее всего, вернётся к тому распорядку, в котором рос. Подростковый период надо пережить, научиться договариваться, спрашивать мнение ребёнка, относиться к нему с уважением.
Темпераменты детей и дисциплина
От темперамента зависит поведение в любом возрасте. Родителям важно узнать темперамент ребёнка и учитывать его при определении режима дня.
Холерики
Такие дети быстро просыпаются, энергично делают утренние дела. Во время еды иногда вскакивают из-за стола, если что-то вспомнили. В работу обычно включаются тоже быстро, но так же скоро могут терять интерес и уставать. Им нужны перерывы, чтобы переключиться и подвигаться.
Поскольку у ребёнка-холерика эмоции бьют через край, важно дать им выход. Для этого подойдут подвижные игры. Прогулки должны быть достаточно длительными.
Перед сном такому ребёнку лучше не смотреть видео, способные вызвать бурную реакцию. Лучше почитать спокойную книгу в постели. Стабильность вечерних ритуалов холерикам особенно важна.
Сангвиники
Просыпаются обычно в хорошем настроении, едят быстро и с удовольствием, поэтому нет нужды будить их заранее. Заниматься делом или учебой могут довольно долгое время. Они внимательны, однако, выполняя домашнее задание, иногда застревают на чём-то.
Как правило, дети-сангвиники очень любознательны. Часто готовы ходить на все кружки в садике или в школе. Их приходится останавливать и помогать сделать выбор.
Засыпают обычно хорошо, поэтому готовиться ко сну можно за 5-10 минут.
Флегматики
Просыпаются и приходят в себя после сна медленно. Им нужно больше времени на раскачку и утренние процедуры. Включаются в выполнение заданий тоже не быстро, поэтому на домашние задания нужно выделять больше времени.
Дети-флегматики предпочитают заниматься тем, что не требует энергичных действий. Им нравится собирать сложные паззлы, рисовать или конструировать. Гулять с такими детьми нужно долго. На прогулках надо дать им возможность не спеша выбрать, во что поиграть.
С учётом медлительности таких детей, ко сну им надо готовиться заранее. Обычно они хорошо засыпают самостоятельно.
Меланхолики
Утром часто встают в плохом настроении, склонны отвлекаться и «витают в облаках». Им нужно лишнее время на утренние сборы. На прогулках для таких детей важно ваше внимание, общение. Имеет смысл брать с собой игрушки и что-то перекусить.
Меланхолики быстро устают и от этого вечерами часто капризничают. Готовиться ко сну следует загодя.
Таким детям важно эмоциональное и тактильное взаимодействие с родителями. Погладьте перед сном ребёнка по голове, посидите на краю кровати, вспомните события минувшего дня.
Как приучить ребёнка к режиму дня. Советы психотерапевта
- Хвалите желательное поведение. Если вы будете словесно поощрять ребёнка, это позволит ему понять, что именно вам нравится, и он будет стараться вести себя так. Родительская похвала доставляет детям удовольствие, повышает их самооценку и делает отношения в семье более теплыми.
- Игнорируйте нарушения. Будьте готовы к тому, что в начале работы по введению режима дня поведение детей может ухудшиться. Постарайтесь не реагировать, пусть ребёнок увидит, что его протест не производит на вас особого впечатления, а вот хорошее поведение — радует.
- Избегайте частых указаний. Командный тон демонстрирует ребёнку, что родители не дают ему руководить процессом. Это провоцирует стремление поступать наперекор, а также препятствует воспитанию самостоятельности и ответственности.
- Воздержитесь от критики. Критика не помогает достичь цели, а может лишь понизить самооценку ребёнка, ухудшить его поведение и затруднить дальнейшее взаимодействие. Не стоит произносить фраз вроде «Как небрежно ты заправил постель».
- Планируйте вознаграждение. Пусть ребёнок знает, что за успешное освоение навыка его поощрят — устроят семейный праздник, сделают приятный подарок и т. д. Маленький праздник вызовет у ребёнка прилив гордости, вдохновит его и наполнит уверенностью.