Как оторвать ребёнка от гаджета без конфликта. Советы психолога
У 94% российских детей в возрасте от 7 до 13 лет есть смартфон. Согласно последним данным, доступ к устройствам многие дети получают ещё раньше – с шести лет. Один из самых популярных вопросов родителей: что делать, если ребёнок зависает в гаджетах. Специалисты сходятся во мнении, что электронные девайсы стали важной частью жизни, и нет смысла учить подрастающее поколение жить без них.
Психолог Анна Царицина разобрала пять типичных ситуаций и дала рекомендации, как без ссор отучить ребёнка от бесконтрольного использования гаджетов.
Ситуация 1: Смартфон за столом
Ребёнок всё время садится за стол с гаджетом в руках, во время еды не отрывается от экрана. Постоянные замечания вызывают раздражение.
«В первую очередь я бы проанализировала, как сами родители принимают пищу. Вполне вероятно, что взрослые тоже проводят время за столом со смартфоном: листают ленту новостей или что-то делают по работе (это, к слову, не оправдание). История с запретом получается неравноправная. Если детям нельзя сидеть со смартфоном за столом, то почему родителям можно? Для начала взрослым нужно самим отложить телефон. Потом начинайте налаживать коммуникацию с младшим поколением, переключать фокус на живое общение. Можно придумать традицию: например, за ужином мы подробно обсуждаем, как прошел день. Пусть каждый назовет пять радостей, которые с ним сегодня случились. Или три вещи, которые расстроили».
Царицина АннаПсихолог
Ситуация 2: Смартфон на уроках
Школьник отвлекается на гаджет во время уроков, спрятав его за учебником. Во многих школах учителя собирают телефоны учеников перед занятием. Школьники быстро смекнули, что к чему. Они сдают старый неиспользуемый гаджет, оставляя себе основной.
«Для начала надо понять, насколько серьёзна ситуация. Если телефон используется на отдельных предметах, нужно узнать причину. Но не с наездом, а с интересом: что такого происходит в классе, что ребёнок делает выбор в пользу телефона? Если учитель обижает, оскорбляет его, уход в виртуальный мир – это выражение пассивной агрессии. Ученик никак не может защитить себя, кроме как нарушить правило, достав телефон. А может, педагог неинтересно рассказывает и школьнику скучно. Важно выйти на откровенный диалог и оставаться на стороне ребёнка. Родители могут объяснить, что это портит его репутацию, провоцирует негативное отношение учителя. Обязательно скажите, что вы понимаете чувства ребёнка, но правило есть правило. Если есть жалоба со стороны педагога, можно обрисовать последствия: «Если учителя довести, он может перевести тебя в другой класс, школу. Ты это всё потеряешь. Тебе это надо?» Пусть ребёнок делает выбор. Но это сработает, только если есть контакт и доверие. Если контакта нет – проблема вообще не в телефоне, а внутри семьи. Помните, что подростки обожают нарушать правила. Они получают дополнительную энергию, чувствуют себя крутыми: это запрещено, а я всё равно сижу в телефоне».
Царицина АннаПсихолог
Ситуация 3: Гаджет вместо общения со сверстниками
Живое общение с друзьями заменяется на смартфон. Родителей тревожит ситуация, когда дети встретились с друзьями, но вместо разговоров и веселья каждый уткнулся в телефон.
«Для подростков нормально уходить в себя, а «уйти» в телефон – это самое простое. Если это происходит в компании других детей, важен контекст. Ведь это может быть мероприятие, куда ребёнок вообще не хотел идти. Или вечеринка, на которой собираются друзья родителей со своими детьми. Даже если раньше эти дети дружили, к подростковому возрасту всё может измениться. Они выросли, им может стать неинтересно друг с другом. Вполне объяснимо, что в таких случаях ребёнок предпочтёт гаджет. Для современного подростка «зависнуть» в телефоне – это способ прикоснуться к взрослой жизни. Взрослеющему ребёнку важно иметь что-то свое: у него может быть свой аккаунт в соцсетях, свой мир в онлайн-игре. Это не только способ уйти от реальности, но и способ социализации. Как и взрослые, дети взаимодействуют через интернет с друзьями».
Царицина АннаПсихолог
Ситуация 4: Лишение гаджета в качестве наказания
Гаджет становится предметом, с помощью которого родители манипулируют ребёнком. Плохое поведение, «двойка», беспорядок в комнате – отбирается телефон.
«Если родитель отбирает телефон в качестве наказания и ждёт, что ребёнок отнесётся к этому нормально, – этого не будет. Особенно когда речь идёт о подростке. Это его личная вещь, он имеет на неё право. Он совершенно не обязан отдавать его родителю. Отнять ценный предмет – это уже табу, для ребёнка такая ситуация унизительна. Главное, что это не решит проблему. Ребёнок всё равно найдёт, где посмотреть то, что ему важно. Но отношения с родителями точно испортятся».
Царицина АннаПсихолог
Ситуация 5: Вся жизнь в телефоне
Родители часто жалуются, что дети проводят в телефоне буквально каждую свободную минуту. Попытка ограничить экранное время техническим путём вызывает протесты.
«Надо трезво оценивать реальность – у современных детей в телефоне буквально вся жизнь. И книжки, и переписки, и аудиосказки, и игровые приложения. Всё то, что раньше дети делали оффлайн, теперь есть в гаджете. Мы рисовали в альбоме, они рисуют в планшете. Забирая гаджет, мы лишаем их всего, к чему они привыкли. А ведь даже если ребёнок сидит в гаджете, он, как правило, переходит из одного приложения в другое, меняет деятельность – просто внутри устройства. С одной стороны, такова современная реальность. С другой, тревога родителей понятна. С детьми младшего школьного возраста сработает вовлечение в реальный мир через интерес ребёнка. Можно предложить что-то вместе поделать руками. Обязательно с помощью фразы «давай вместе». А когда мы просто говорим: отложи планшет и поиграй, это не работает. Нужно расширить кругозор ребёнка – что ещё есть кроме планшета. Ограничения экранного времени должны действовать для всей семьи. Если запрет касается только детей, а родители постоянно в телефонах, это приводит к конфликтам. Если посмотреть на ситуацию шире, то проблема с гаджетами совсем не новая. Раньше родители ворчали на детей за бесконечный просмотр телевизора, чтение книг за столом или ночью в кровати. Но в случае с девайсами важно не упустить момент, когда увлечение перерастёт в зависимость. Для этого взрослым придётся в первую очередь работать над своими привычками и уже на этой базе учить младшее поколение экологичному взаимодействию со смартфонами».
Царицина АннаПсихолог
8 лайфхаков многодетных родителей: как разрешать детские конфликты и справляться с ревностью21 ч назад
Рождение ребёнка и отношения: как партнёрам сохранить гармонию18 ноября
Как написать с ребёнком письмо Деду Морозу, и почему это нужно сделать15 ноября
Опора, а не ограничение: 7 правил развития дисциплины у детей14 ноября
Избалуем или успокоим: надо ли укачивать младенца13 ноября
Пособия, здоровье, безопасность: зачем вставать на учёт по беременности12 ноября
Забота vs гиперопека: как вырастить самостоятельного ребёнка11 ноября