Опора, а не ограничение: 7 правил развития дисциплины у детей
Когда ребёнок постоянно не слушается и переходит границы дозволенного, стоит задуматься — всё ли в порядке у него с дисциплиной? Вне чёткой системы правил человек растёт «без руля и без ветрил». Страдают от этого не только окружающие, но и он сам. Что же такое дисциплина, какую роль она играет в нашей жизни и как её добиться без крика и родительского диктата, разбираемся вместе с педагогом-психологом Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Оксаной Корчагиной.
Что такое дисциплина и зачем она нужна
Дисциплина — не просто набор правил, а фундамент самостоятельности, ответственности и успеха в будущем. Её роль в жизни каждого человека сложно переоценить: дисциплина позволяет нам добиваться результатов во всех сферах, будь то работа, учёба или спорт, считает педагог-психолог Оксана Корчагина. При этом дисциплина — не врождённое качество, она воспитывается в течение всей жизни человека и требует от него усилий.
«Дисциплина — это самоорганизация, контроль над собой, способность отказываться от действий, которые не способствуют достижению поставленных целей», — поясняет эксперт. Воспитывать такое важное качество лучше с раннего возраста. По словам психолога, для начала взрослые объясняют ребёнку правила и озвучивают свои ожидания по их соблюдению. Например, нельзя, не спросив разрешения, забирать чужие вещи. Также важно рассказать сыну или дочери об ответственности за поступки. Чем старше становится ребёнок, тем выше у него самоконтроль, а следовательно — и ответственность. «В семь лет ребёнку ещё трудно рассчитать время, отведённое на игры и на выполнение домашнего задания. Но 15-летний подросток в состоянии контролировать данный процесс», — приводит пример специалист.
Оксана КорчагинаПедагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы
4 причины прививать дисциплину
Возможно, вам кажется, что требование дисциплины — дедовский метод воспитания, связанный с подчинением, муштрой, подавлением инициативы. Это заблуждение.
«Мнение, что дисциплина лишает ребёнка свободы и делает его “удобным” для окружающих, происходит из-за неверной трактовки этого понятия. Многие взрослые считают, что дисциплина — это обучение ребёнка командам и подчинение более взрослому и опытному человеку. В таком случае мы действительно забываем, что ребёнок такой же человек, с собственными мыслями, желаниями и чувствами. Важно, чтобы дисциплина служила опорой, а не ограничением. Мы должны понимать, что обучение правилам, в том числе взаимодействия с другими людьми, очень поможет ребёнку в будущем», — говорит Оксана Корчагина.
Основные аргументы в пользу того, чтобы воспитывать дисциплину:
- Безопасность. Дисциплина учит ребёнка правилам безопасного поведения дома, на улице, в социуме;
- Самостоятельность. Дисциплина способствует развитию самостоятельности и ответственности за свои действия;
- Уважение чужих границ. Дисциплина учит уважать границы других людей и соблюдать правила социального поведения;
- Успех в будущем. Дисциплина помогает ребёнку успешно учиться, строить отношения и достигать целей в жизни.
Постоянство, позитив и собственный пример
Как воспитывать дисциплину без постоянного прессинга, криков и ссор? Эксперт «Рамблера» приводит несколько базовых рекомендаций для родителей.
- Будьте последовательны. Основа дисциплины — постоянство, подчеркивает Оксана Корчагина. При введении правил необходимо придерживаться их выполнения. Только в этом случае у ребёнка может сформироваться привычка.
- Подавайте собственный пример. По словам психолога, большую роль в формировании дисциплины играет пример родителей. «Если взрослые требуют от ребёнка ежедневного выполнения утренней зарядки, а сами это время проводят в постели или за телефоном, то зарядка будет восприниматься ребёнком как наказание, которое заслужил только он», — поясняет эксперт.
- Учитывайте возраст и особенности ребёнка. Не требуйте от вашего чада то, что он не может выполнить в силу своего возраста и развития. Иначе дисциплина превратится в наказание.«Двухлетнего малыша сложно просить вести себя тихо, чтобы не мешать окружающим: у маленьких ещё нет достаточно развитой эмпатии, они не могут поставить себя на место другого человека», — приводит пример специалист.
- Развивайте дисциплину через позитивное подкрепление. Критика, наказания, запугивание не способствуют формированию позитивной дисциплины. Вместо этого хвалите ребёнка за достижения и усилия, которые он приложил для реализации цели, за правильные решения и поступки. «Чтобы не переходить грань в вопросах дисциплины, проявляйте уважение к личности ребёнка и используйте более гибкий подход в воспитании. Поощряйте самостоятельность — чем старше дети, тем в большей степени они могут участвовать в обсуждении разных вопросов. Способствуйте развитию их инициативности, интересуйтесь их мнением», — подчеркивает Оксана Корчагина.
- Объясняйте мотивы своих решений. Когда вы устанавливаете правила, привлекайте к обсуждению ребёнка, советует эксперт «Рамблера». В этом случае ответственность за их соблюдение будет намного выше. Также стоит заменить понятие «наказание» на «последствие». Объясните, что следует за несоблюдением того или иного правила. Например, вместо знакомой всем фразы «потому что я так сказал(а)», расскажите, какие последствия могут быть, если питаться одними сладостями.
- Помогите ребёнку справиться с эмоциями. У детей, как и у взрослых, бывают сложные дни. Если вы видите, что сын или дочь не могут справиться с ситуацией из-за своего эмоционального состояния, помогите им в этом. «Мы не можем просто требовать от ребёнка соблюдения тех или иных норм и правил, для начала потребуется помощь в развитии способностей контролировать собственные эмоции и импульсы, приводящие к нежелательному поведению», — объясняет Оксана Корчагина.
- Сохраняйте спокойствие, если ребёнок протестует. Иногда дети негативно реагируют на ограничения, которые вводят взрослые ради формирования дисциплины. Особенно яркими могут быть протесты, когда вы только начинаете вводить правила или когда дети входят в подростковый возраст.
«Не стоит срываться на крик или высказывать угрозы, таким образом негативное отношение к вводимым правилам будет только усиливаться. Если вы чувствуете, что эмоционально не справляетесь, возьмите паузу и вернитесь к разговору позже. Не критикуйте ребенка за эмоции, которые он может испытывать в этот момент, скажите: «Я понимаю, что ты расстроен». Это помогает ребёнку почувствовать, что его эмоции важны», — советует эксперт.
По словам психолога, один из вариантов погасить конфликт — предложить альтернативу. Например, не обязательно настаивать на выполнении уроков сразу после школы, можно пересмотреть расписание с учётом возможностей и пожеланий ребёнка. Но будьте при этом последовательны: не отменяйте сути ваших требований.
«Дисциплина — это не ограничение свободы, а необходимость для формирования здоровой и успешной личности. Важно подходить к вопросу дисциплины с пониманием и любовью, создавая комфортную атмосферу, в которой ребёнок сможет расти и развиваться», — подчёркивает психолог.
Забота vs гиперопека: как вырастить самостоятельного ребёнка