Не спешите дружить и гневаться: как родителям правильно выстроить отношения с учителем

Когда ребёнок идёт в школу, в его жизни появляется ещё одна значимая фигура — учитель. В возрасте от 7-8 лет, согласно возрастной психологии, дети воспринимают педагога иногда как нового важного авторитетного взрослого. Как родителям выстроить диалог с учителем, чтобы не конфликтовать с ним и не навредить сыну или дочери. Вместе с семейным психологом Натальей Панфиловой рассказываем мамам и папам, как это сделать.

Не спешите дружить и гневаться: как родителям правильно выстроить отношения с учителем
© Рамблер

Правило 1. Принять, что педагог — профессионал

Начинать взаимодействие с учителем нужно со своего отношения к нему, полагает эксперт «Рамблер». Родителю важно помнить, что учителя — это люди, которые обладают профессиональными знаниями. Это не значит, что у педагога есть беспрекословное преимущество во всех ситуациях. Но к его мнению стоит прислушиваться.

Сложности в коммуникациях психолог объясняет тем, что родитель и учитель смотрят на ребёнка по-разному. Мама может считать, что ребёнок идеален, учитель же видит, что ученик не справляется, и ему нужна помощь.

«Родителю порой бывает сложно принять то, что видит педагог. Тем не менее, к мнению учителя всегда стоит отнестись с вниманием. В психологии есть такая формулировка — “побудь с этим”. Учитель вам что-то сказал: не спешите спорить. Бывает, что преподаватель субъективен и “цепляется” к ученику. Но может быть и наоборот. Благодаря своему опыту, педагог хорошо понимает, что происходит с вашим ребёнком, а у вас “розовые очки”», — объясняет Наталья Панфилова.

Наталья Панфилова
Наталья ПанфиловаСемейный психолог

Важный момент: родителям стоит выслушать учителя, и понаблюдать за ребёнком, исходя из новой информации

Правило 2. Если конфликт уже произошел: не спешите «наезжать»

Если школьник пришел домой с жалобой — не торопитесь разгонять конфликт, не узнав подробности. Первым делом нужно расспросить ребёнка подробнее. Может оказаться, что всё не так однозначно, и обнаружатся новые детали.

«Дети — невероятные манипуляторы по части своих собственных интересов. Они учатся выгораживать себя. А учитель никак не защищён, он как будто бы всегда должен оправдываться. Какой бы непогрешимой не казалась версия ребёнка на первый взгляд, узнайте максимум деталей. Иногда уже на этом этапе выясняется, что учителю-то и нечего предъявить», — комментирует Наталья Панфилова.

Важный момент: это не значит, что ребёнка нужно наказывать за враньё. Но в силах родителя объяснить, в чём сын или дочь не правы и почему «на разборки» в школу взрослый не пойдет.

Правило 3. Когда прояснения ситуации не избежать, дайте себе остыть

Если после разговора вам по-прежнему кажется, что учитель не прав, то сначала нужно успокоиться. Гнев родителя понятен, но он помешает конструктивному диалогу.

«Я не рекомендую идти к учителю выяснять отношения в состоянии гнева, — поясняет Наталья Панфилова, — Вы будете не обсуждать конфликт, а вываливать свои эмоции. Лучше совершить “переход через ночь”, переспать с этой мыслью. Ночью у нас происходит апгрейд нервной системы, она переваривает полученную информацию, и лишние эмоции уходят. Остаётся сухой остаток: что сказать, какие претензии предъявить, какого результата потребовать. Помните, что нельзя переходить на личности. Это делу не поможет. Учитель — живой человек. Может, он и сам понял, что повёл себя неправильно, и сожалеет об этом. Но если родитель налетел на него как коршун и начал клевать, то нервы могут не выдержать».

Эксперт предлагает продумать план разговора и составить список конкретных вопросов перед тем, как идти в школу:

  • Почему «двойка»?
  • С чем связаны постоянные конфликты с одноклассником?
  • Что произошло, по версии педагога?

Попросите описать поведение ребёнка. В конце уточните, какие у педагога есть предложения, и что он готов предпринять, чтобы разрешить ситуацию. Что необходимо сделать вам, как родителю. Если учитель просит время подумать, договоритесь о дате, когда вы вернётесь к разговору.

Важный момент: такой разговор не должен быть долгим. В этом случае есть риск, что обе стороны переключатся на эмоции.

Правило 4. Не стоит дружить с учителем

Есть и другая крайность в отношениях «родитель — педагог», которая таит в себе опасности. Часто активисты родительского комитета сближаются с преподавателями. Естественно, когда вы постоянно помогаете классу, отношения могут выйти за рамки деловых. Но если у ребёнка возникает конфликт с учителем или проблемная ситуация, в неудобном положении оказываются все участники.

По словам психолога, иногда мамы и папы сознательно идут в родком, чтобы манипулировать учителем. Им кажется, что если они активно включатся в процесс, то это снимет с ребёнка лишнюю нагрузку. Но даже в тех ситуациях, когда родители абсолютно искренне готовы помочь, чрезмерное сближение может привести к тяжело решаемым проблемам.

Комментирует Наталья Панфилова:

«Вообще такие отношения — это ловушка. Учитель так или иначе — властная и авторитетная фигура для ребёнка. Если ребёнок видит, что учитель с мамой — условно — постоянно чай пьёт, для него это приглашение к манипуляции. Он может решить, что даже если не выучит урок, педагог не имеет права поставить ему “2”. Родителю будет сложно отреагировать беспристрастно на плохую оценку. Он ещё двадцать раз подумает, спрашивать ли вообще».

Приятельство родителя с учителем может не понравиться одноклассникам. Дружбой с педагогом мама как бы ставит ребёнка в особое положение. Каждая заслуженная «пятёрка» может вызвать враждебность других учеников.

Важный момент: дистанция между учителем и родителем помогает при решении конфликтов, а дружеские отношения, наоборот, мешают.

Свод общих правил при общении с педагогом

  • Учитесь владеть своими эмоциями: всегда сохраняйте вежливость.
  • Уважайте личное время педагога, соблюдайте временные рамки для общения по телефону.
  • Не приступайте к разговору во взвинченном состоянии.
  • Для беседы с учителем (в том числе на собрании) заранее готовьте список вопросов и предложений.
  • Прислушивайтесь к советам учителя — в отличие от вас, он смотрит на ребёнка более объективно.
  • Не стремитесь к близкой дружбе с учителем, какими бы благими и порядочными ни были ваши цели.
  • Не забывайте, что учитель — тоже человек со своими проблемами и переживаниями.