Как правильно выбрать кружок для ребёнка: советы психолога
Рано или поздно перед каждым родителем встаёт вопрос — записывать ли ребёнка на кружки? Выбор секций в крупных городах России настолько обширен, что у мам и пап разбегаются глаза от предложений. Например, прямо сейчас только в одном из районных центров детского творчества в столице открыта запись на 60 кружков.
В школах Санкт-Петербурга можно найти от 10 до 50 секций — и это только бесплатных. С гештальт-психологом Еленой Бадаевой мы поговорили о том, как правильно подойти к выбору дополнительного занятия для ребёнка.
Шаг 1: определиться с направлением
Первым делом родителям нужно определиться с тем, какие именно занятия увлекут сына или дочь. Сегодня помимо стандартных кружков — рисование, музыка, танцы и т.д. - можно найти новые необычные предложения. Например, учеников набирает театральная шоу-студия “Король говорит” (Санкт-Петербург), Fashion-студия «Стилистика» (Екатеринбург) и даже секция по хоббихорсингу (Москва).
По словам психолога, совершенно нормально пробовать самые разные направления. Таким образом ребёнок сможет найти то, что ему будет интересно. При этом оттолкнуться можно от того, чем он с удовольствием занимается дома. Ребёнок любит рисовать, лепить из пластилина, делать домики из картона, тогда остановите выбор на кружке по прикладному творчеству. Дочка пускается в пляс при звуках музыки, а сын часами возится с кубиками лего? Найдите танцевальную студию и кружок по конструированию.
«Если мы говорим о младшем возрасте, родителям прежде всего нужно присмотреться к ребёнку, заметить, что он транслирует. Кружки для детей в возрасте 4-6 лет подбираются больше в экспериментальном формате. Задача мам и пап обратить внимание, есть ли у ребёнка определённые задатки или любовь к конкретной деятельности. А с подростками уже можно вести диалог».
Елена БадаеваГештальт-психолог
Шаг 2: определиться с количеством занятий
Частый момент, вызывающий разногласия между родителями — количество кружков на одного ребёнка. Одни мамы записывают детей на кучу занятий, другие их за это осуждают. Как найти золотую середину? Психолог рекомендует родителям мониторить загрузку ребёнка любого возраста с помощью несложного способа.
Поясняет Елена Бадаева:
«Вопрос с количеством занятий очень индивидуален. Часто это зависит от самого кружка. Я бы посоветовала опираться на контакт со своим ребёнком. Остаётся ли у вас время на общение друг с другом? Если вечером все приходят домой и без сил валятся спать — это сигнал тревоги. Если каждый день получается выделить время на тёплый семейный разговор — всё в порядке. Также надо помнить, что все дети разные по уровню энергии. Кто-то и три кружка осилит и будет бодр. А кому-то и одного достаточно, чтобы устать».
Шаг 3. Как мотивировать ребёнка на посещение кружка
Другой важный момент — мотивация. Родители детей, которые вступили в подростковый возраст, часто сталкиваются с тем, что все их предложения воспринимаются в штыки. Например, сын вечерами пропадает во дворе, пиная мяч, а мама узнала, что в районе открывается секция по футболу. Но на предложение записаться ребёнок не только не прыгает от радости, а с закатанными глазами удаляется в свою комнату.
«Родителям следует понимать природу такого поведения: подросткам свойственно сопротивляться, говорить родителю “нет”. Это подростковый бунт, подростковая сепарация. И это не имеет никакого отношения к тому, что ему неинтересно. Просто ему важно отвергнуть то, что предлагает родитель. Выход есть — можно закинуть удочку через других авторитетных взрослых. Это может быть родственник, с которым у ваших сына или дочери доверительные отношения, или обожаемый учитель. Пусть другой значимый взрослый при разговоре с подростком выступит с предложением записаться в кружок. Есть шанс, что ребёнок заинтересуется, даже если упорно отказывался при разговоре с мамой или папой», — рекомендует Елена Бадаева.
Ещё один способ заинтересовать подростка — сформировать для него соответствующее окружение. Когда сверстники имеют какое-то увлечение, тинейджер может через них в это втянуться. К примеру, подросток перешёл в новую школу, где учителя водят детей в походы.
Ребёнок втягивается в походную романтику и уже не представляет себе каникулы без песен под гитару у костра. Для поиска кружка необязательно менять школу — присмотритесь к ближайшим друзьям ребёнка. Подруги дочери ходят на занятия по черлидингу — узнайте, есть ли в секции свободные места.
Как воспитать счастливого ребёнка: пять правил от психолога
Виды ведущей деятельности у детей
Российские учёные определяют виды ведущей деятельности у детей по возрастам. Эта иерархия меняется по мере взросления, когда на первый план выходят одни виды, а другие отодвигаются на второй.
- Ранний возраст (1 - 3 года). Ведущая деятельность — предметная: малыш учится манипулировать с предметами, игрушками.
- Дошкольный возраст (3–7 лет). Ведущая деятельность — игровая: через сюжетно-ролевые игры ребёнок учится выстраивать отношения в обществе, соблюдать правила, выполнять задачи.
- Младший школьный возраст (7–11 лет). Ведущая деятельность — учебная. В процессе происходит усвоение новых знаний, формируется память.
- Подростковый возраст (12–15 лет). Ведущая деятельность — социальная. Подросток налаживает общение со сверстниками и педагогами и таким образом познаёт себя.
- Старший подростковый возраст (15–17 лет). Ведущая деятельность — учебно-профессиональная. У школьника формируется мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.
Нормально ли часто менять кружки?
По мнению психолога, для младших школьников пробовать разные виды деятельности даже полезно.
Вот как объясняет это Елена Бадаева:
«Ко мне часто приходят взрослые люди с кризисом среднего возраста с вопросом: кто я, что я люблю? Потому что у человека в детстве не было опыта попробовать себя в разной деятельности. Когда в 7-9 лет ребёнок точно знал, что он, например, любит повозить по бумаге кисточкой. И вот он или она заново начинает пробовать это в 40 лет. При посещении кружков важно не только обретение навыков, но и психологическая составляющая. Ребёнок через деятельность на кружке познает себя, свою личность, свои интересы».
С подростками другая ситуация. Если школьник больше года нигде не задерживается, это может быть сигналом. Например, что ему сложно справляться с напряжением, которое в какой-то момент возникает на любом кружке. Это может быть отчётный концерт, соревнования, конфликт с преподавателем.
Если к 10 годам ребёнок много что попробовал, но длительный интерес не сохраняется, желательно понять, почему. Возможно, есть внутренний конфликт, который нужно проработать.
«Я бы не сказала, что к какому-то возрасту нужно определиться с конкретным видом деятельности. Здесь нет ограничений, хобби можно осваивать не только в детстве. Но желательно иметь опыт устойчивого посещения кружка. К примеру, ребёнок может несколько лет обучаться игре на гитаре, а потом ему надоест, и он уходит. Это нормально, ведь за эти годы он сумел прожить несколько циклов напряжения и удовольствия от того, что что-то получилось», — объясняет Елена Бадаева.
Что делать, если ребёнку ничего не интересно
Бывает, что к подростковому возрасту у ребёнка исчезает интерес к любым занятиям. Родители расстраиваются: столько интересного вокруг, а школьнику ничего не надо.
«Сейчас есть проблема подросткового одиночества. Если подросток совсем замкнут, то начинать надо не с кружков. Стоит пытаться налаживать контакт и исключить пункт подростковой депрессии, — размышляет эксперт "Рамблер". — Потому что сегодня часто бывает, когда подростку вообще ничего не интересно и он целыми днями валяется в кровати. Это может быть связано с гормонами, с его социальной неуспешностью, с буллингом. Ребенок может не рассказывать это родителям, но переживать и мучиться».
Именно в подростковом возрасте дополнительные занятия могут послужить профилактикой опасных зависимостей. Детская скука и избыток свободного времени может иногда привести к чему-то плохому, например, к зависимости от компьютерных игр.
Как оторвать ребёнка от гаджета без конфликта. Советы психолога
Родителям важно отслеживать, чтобы школьник не проваливался в состояние одиночества. Речь идет о регулярном хроническом одиночестве, когда у ребёнка нет возможности поговорить со взрослым, нет близких друзей. При этом занятиями могут быть не обязательно кружки. Отдых с книгой и просмотр фильма — тоже полезная деятельность.
Что делать, если ребёнок хочет бросить кружок
Первым делом нужно разобраться в причине. Возможно, у ребёнка временный кризис, который он сможет пережить с поддержкой родителя. А может, причина серьезная — в буллинге. Тогда, разумеется, посещение стоит прекратить. Иногда объяснение банальное: ребёнок просто понял, что этот вид деятельности ему не интересен.
Психолог убеждена:
«Очень важный навык — умение сказать “нет” тому, что тебе не нравится. Родители должны понимать, что нет обязанности во что бы то ни стало отзаниматься до конца. И если ребёнок попробовал какую-то деятельность, и она не нашла у него отклика — совершенно нормально отказаться от неё здесь и сейчас. Сейчас это очень большая проблема даже для многих взрослых людей, которая идёт из детства».