Когда и как учить ребёнка петь и почему это важно: 6 простых правил
«У моего ребёнка ни голоса, ни слуха — зачем ему вокал?». Так думают многие родители. И, конечно, заблуждаются. Ещё в Древней Греции обучение пению было обязательной частью воспитания и образования детей. Ведь вокал — это не только приятное хобби, но и мощный инструмент для развития детей. А слух есть в той или иной степени у всех. В каком возрасте нужно начинать занятия, в чём польза пения и как раскрыть вокальный потенциал ребёнка, «Рамблер» выяснил у педагога по эстрадно-джазовому вокалу, учителя музыки Светланы Евстифеевой.
С какого возраста можно заниматься вокалом
Музыкальное развитие можно начинать ещё до рождения малыша. Когда мама во время беременности слушает классическую музыку, поёт песни — она закладывает серьёзную музыкальную базу у ребёнка. Кроме того, пение во время беременности снижает стресс и формирует близость между мамой и малышом. Такие дети в дальнейшем быстрее осваивают речь и лучше обучаются. Специалисты советуют петь колыбельные песни и слушать музыку периода барокко и классицизма, в частности таких композиторов, как Бах, Вивальди, Гендель, Моцарт, Гайдн.
Классика зимней музыки: как правильно слушать Вивальди, Чайковского, Дебюсси
К двум-трём годам ребёнок уже может повторять простые мелодии, напевать песенки и импровизировать. В этом возрасте можно заниматься с малышом дома, особенно если кто-то из родителей, бабушек или дедушек обладает музыкальным слухом, играет на музыкальном инструменте, поёт, говорит педагог по вокалу Светлана Естифеева.
«Музыкальное развитие начинается с самого раннего детства. После трёх лет можно заниматься голосом, дыханием. На занятиях с маленькими детьми в школе вокала мы выполняем разные упражнения: “дуем” на свечку, стараемся делать выдох более длительным. Слушаем музыку, анализируем её, выполняем движения под музыку, создаём шумовой оркестр и разучиваем простые песенки. Я бы назвала это не чисто вокалом, а комплексным музыкальным развитием. Одной из его составляющих является как раз пение».
Светлана ЕвстифееваПедагог по эстрадно-джазовому вокалу, учитель музыки. Работает по авторской методике с детьми и со взрослыми
Важно не торопить события, не заставлять ребёнка заниматься, а выбирать игровую форму уроков музыки. По словам эксперта, маленьким детям очень нравится ритмдекламация — когда под стихи делаются определённые движения с ритмическим рисунком. Такие упражнения развивают у ребёнка музыкальный и поэтический слух, голос, а также внимание и воображение.
Если малыш проявляет интерес к пению и музыке, занимается с удовольствием — это сигнал, что вы всё делаете правильно.
Целенаправленные занятия вокалом начинаются, когда у ребёнка хорошо развита речь, у него чёткое произношения. Кроме того, для занятий необходима усидчивость и осознанное выполнение заданий. Тут всё индивидуально: у кого-то эти навыки уже хорошо развиты к четырём годам. Но обычно серьезные занятия музыкой начинаются в 5-7 лет, что соответствует возрасту поступления в музыкальную школу.
Как увлечь ребёнка пением
Чтобы пение приносило маленькому ребёнку пользу и удовольствие, следуйте основным правилам:
- Начните с лёгких песен. Выбирайте простые мелодии, понятные слова, которые ребёнок без труда может запомнить и повторить. Сборники детских песен помогут вам определиться с репертуаром.
- Не превращайте занятия в рутину. Играйте и веселитесь. Используйте танцы, ритмические упражнения, чтобы сделать процесс обучения динамичным и весёлым. Занятия с дошкольником должны быть регулярными, но недолгими — от 15 до 30 минут.
- Пойте вместе с ребёнком. Показывайте ему правильное произношение, дыхание и интонацию.
- Хвалите и поддерживайте. Отмечайте успехи малыша, не давите на него, если что-то не получается. Важно создать творческую атмосферу, поддерживать интерес ребёнка к музыке.
- Развивайте слух. Если вы играете на музыкальном инструменте — обязательно используйте это в ваших занятиях. Также в помощь вам музыкальные записи для детей. Ходите вместе с ребёнком на концерты и музыкальные представления, соответствующие его возрасту.
- Найдите хорошего педагога. Если вы видите интерес ребёнка к занятиям музыкой и хотите, чтобы он профессионально занимался вокалом, найдите опытного педагога, который поможет ему развить талант.
«В идеале между ребёнком, его родителями и педагогом должно быть взаимодействие. Когда оно есть, результат занятий будет намного лучше. С маленькими детьми — от двух лет — занятия эффективны именно с мамами или папами. Часто на занятия приводят ребёнка, а потом к нам присоединяется родитель. Либо наоборот: приходит родитель, а следом приводит на занятия и своего ребёнка. Получается очень увлекательная совместная творческая деятельность», — рассказывает педагог по вокалу.
Малыш с удовольствием поёт, а ему говорят: «Эй, ты тут фальшивишь! А здесь вообще по-другому нужно петь!» Неважно, звучат эти слова от родителей, родственников или посторонних людей, последствия могут быть печальными: ребёнок начинает стесняться петь и музицировать, гасит в себе творческие порывы.
Не стоит делать скоропалительные выводы о вокальных способностях дочери или сына. Слух и голос в той или иной мере есть у всех детей, говорит Светлана Евстифеева.
«Когда родители считают, что у ребёнка нет ни слуха, ни голоса — это заблуждение. Если ребёнок отличает фальшивое пение от нефальшивого — у него уже есть слух, а если он разговаривает — у него есть голос. Занятия вокалом с раннего возраста способствуют их активному развитию, так как у детей гибкая психика, они легко схватывают информацию и быстро прогрессируют. Говорить, что ребёнку медведь наступил на ухо и он никогда не сможет петь — большая ошибка», — подчеркивает специалист.
Важно поддерживать энтузиазм ребёнка в занятиях вокалом. Один из эффективных способов — участие в концертах. Позитивные эмоции от выступления — важный момент для дальнейших музыкальных успехов.
«Я никогда не держу детей годами в учебном классе, добиваясь идеального исполнения. Даже если ребёнок пока не очень хорошо владеет какими-то приёмами и техниками, я всё равно предложу ему выступить на концерте, чтобы у него были воспоминания, эмоции от этого события. Эмоциональный отклик намного важнее, чем выверенные ноты без единой фальшивой. Поэтому я за то, чтобы дети выступали как можно чаще», — говорит Светлана Евстифеева.
Как создавался балет «Щелкунчик»
Что недопустимо при обучении вокалу
Поскольку занятия вокалом связаны с развитием ребёнка, тут действует золотое правило «Не навреди!». Педагог по вокалу рассказала, что недопустимо при обучении пению:
- Форсировать звучание, переходить на крик. Это даёт чрезмерную нагрузку на связки, что может обернуться проблемами с голосом в дальнейшем.
- Петь без опоры. Постановка дыхания и пение «на опоре» — база для любого вокалиста. Это правильное ощущение настроек голосового аппарата — с опорой на диафрагму, что позволяет петь легко и свободно, без напряжения гортани.
«Обучение вокалу мы всегда начинаем с понятия “опора”, с того, как строится правильный вдох и что нельзя петь без опоры, так как это может навредить связкам», — поясняет Светлана Евстифеева.
3. Не стоит заставлять ребёнка, давить на него и сравнивать с другими детьми. Это может раз и навсегда отбить у него охоту к музыке и пению.
Почему полезно петь
Помимо развития у ребёнка музыкального слуха, голоса и чувства ритма, занятия вокалом имеют много других, не всегда очевидных плюсов:
- Развитие дыхательной системы. Пение положительно влияет на работу лёгких и укрепляет дыхательные мышцы.
«Когда мы поём, то тянем звуки. У нас происходит длинный выдох, и мы учимся экономно расходовать воздух. В работу включаются лёгкие, диафрагма. Занятия вокалом положительно влияют на здоровье», — поясняет педагог по вокалу.
- Улучшается артикуляция и дикция. Пение способствует правильному произношению звуков, более чёткой и выразительной речи.
- Координация движений. Выступления вокалистов часто сопровождаются движениями. Занятия вокалом помогают развивать координацию и чувство ритма.
- Развитие эмоциональной сферы. Пение помогает ребёнку выразить эмоции и чувства, справиться с тревогой.
- Укрепление уверенности в себе. Успехи в вокале повышают у ребёнка самооценку, веру в свои силы. Занятия в музыкальном коллективе улучшают навыки общения.
«Дети становятся более раскрепощёнными, любят выступать, не боятся публики. Всё это важно для развития личности», — комментирует Светлана Евстифеева.
- Формирование новых нейронных связей. Занятия вокалом развивают память, творческие способности, помогают в концентрации внимания.
«У детей, которые занимаются в музыкальной школе в том числе вокалом, музыкальным анализом, сольфеджио, более активно формируются новые нейронные связи. Их мозг лучше приспособлен к решению интересных творческих задач, что немаловажно во взрослой жизни», — считает педагог по вокалу.
По мнению эксперта, чем раньше начать занятия вокалом с детьми, тем лучше. Пение — прекрасный способ развить способности ребёнка, укрепить его здоровье и открыть ему прекрасный мир музыки.