Откуда у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности и можно ли его вылечить
Учителя жалуются, что ваш ребенок невнимателен, импульсивен, не способен сконцентрироваться на одной задаче? Мы не ставим диагнозов, однако проблема может быть в синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Психиатр детской клиники «Фэнтези» Алексей Мароян рассказал Рамблеру, в каком возрасте начинает развиваться СДВГ, можно ли его вылечить и с какими симптомами стоит обратиться к специалисту.
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности
Это психоневрологическое расстройство, которое впервые проявляется в возрасте до 12 лет. От него страдает около 5% несовершеннолетних, причём мальчики чаще, чем девочки. Дети и подростки с СДВГ обычно непоседливы, импульсивны, слишком активны. Им сложно удерживать внимание не только на учёбе и монотонных задачах, но и при общении.
Почти все школьники время от времени отвлекаются на уроках и бегают по коридорам — это ещё не значит, что у них СДВГ. Похожие симптомы могут проявляться, если ребёнок склонен к тревожности или чем-то обеспокоен.
Однако если проблемы с концентрацией и гиперактивностью продолжаются не менее полугода, их нельзя объяснить другими заболеваниями или внешними обстоятельствами, ребёнку трудно не только в школе, но и дома, на секциях, при общении с друзьями, то не стоит откладывать запись к психиатру.
СДВГ у детей
Ещё недавно детей с СДВГ воспринимали не как нуждающихся в помощи, а как непослушных и плохо воспитанных, «вылечить» которых можно криками или наказанием. Поэтому многие взрослые продолжают жить с заболеванием и не знают о нём.
Примерно 30–60% детей перерастают свой диагноз, но остальные переходят во взрослую жизнь с симптомами в менее яркой форме. Синдром дефицита внимания и гиперактивности не прогрессирует с годами, но и существующие его проявления могут мешать работе и повседневной жизни.
При этом, если в детстве у человека не было СДВГ, во взрослом возрасте расстройство уже не разовьётся.
Почему проявляется СДВГ
Причины СДВГ до конца не известны. Скорее всего, влияют сразу несколько факторов: окружающая среда, наследственность, генетические мутации, нейрохимический дисбаланс, нарушения в центральной нервной системе в период эмбрионального развития.
У детей с СДВГ уменьшен объём серого и белого вещества мозга, бывают поражены лобные доли, хвостатое ядро и одна из структур мозжечка, но это может быть не причиной заболевания, а его следствием.
Более высокая вероятность развития СДВГ у детей, которые:
- имеют кровных родственников с этим диагнозом,
- подвергались воздействию токсинов, например, свинца, который содержится в краске и трубах старых зданий,
- родились преждевременно,
- их матери курили, употребляли алкоголь или наркотики во время беременности.
Исследования показывают, что даже пассивное курение будущей мамы может сказаться на самоконтроле ребёнка, если у него есть гены, связанные с СДВГ.
Есть миф, что стимулировать гиперактивность у детей может сахар, но ученые не нашли этому подтверждений.
Виды и симптомы СДВГ
В зависимости от преобладающих симптомов СДВГ делится на три типа:
- преимущественно невнимательный,
- преимущественно гиперактивный/импульсивный,
- комбинированный, с сочетанием симптомов.
Дети с первым типом СДВГ допускают много ошибок из-за небрежности, с трудом выполняют задания по инструкции, неорганизованны, часто теряют вещи, забывают выполнить поручения, отвлекаются на любую мелочь. Этот тип более распространён среди девочек и реже диагностируется. На симптомы у девочек часто не обращают внимания, тогда как с мальчиками просто не справляются.
Дети с импульсивным типом СДВГ, преимущественно мальчики, постоянно суетятся, ёрзают на стуле, стучат пальцами по парте или крутят что-то в руках. Они не могут усидеть на месте, много болтают и перебивают собеседников, прерывают чужие игры и разговоры. Для малышей такое поведение нормально, но чем старше становится ребёнок, тем вероятнее, что это симптомы СДВГ.
Комбинированный тип включает в себя симптомы как невнимательности, так и гиперактивности.
Стоит ещё раз отметить: если на поведение ребёнка жалуются в школе, но в других сферах симптомы СДВГ не проявляются, скорее всего, дело не в заболевании.
Образовательная система совершенствуется медленно и не соответствует ритму современной жизни, поэтому многие дети скучают на уроках. При этом они могут часами заниматься делом, которое им нравится: читать, рисовать, программировать или тренироваться в спортзале. Если у ребёнка действительно есть СДВГ, то в первую очередь расстройство будет мешать ему самому, а не учителям или родителям.
Диагностика СДВГ
В редких случаях СДВГ диагностируют у дошкольников, но это сложно. Как уже было сказано, большинство малышей невнимательны и очень активны в силу возраста.
Прежде чем поставить диагноз СДВГ, специалист исключает другие возможные причины: трудности с обучением, расстройства настроения, проблемы со слухом или зрением, расстройства аутистического спектра, приём лекарств, влияющих на мышление и поведение, повреждение головного мозга.
В то же время некоторые патологии могут дополнять, а не исключать СДВГ: по крайней мере четверо из десяти детей с симптомами дефицита внимания и гиперактивности страдают от тревожности и депрессии.
Во время диагностики психиатр наблюдает за поведением ребёнка, задаёт вопросы пациенту, его родителям или опекунам, чтобы понять, как часто и в каких ситуациях проявляются симптомы. Если врач подозревает, что причина поведения не в СДВГ, он может назначить дополнительные анализы или направить к другому профильному специалисту.
Лечение
Вылечить СДВГ полностью нельзя, но можно взять под контроль отдельные симптомы. Такая коррекция включает поведенческую и лекарственную терапию.
В зарубежной практике используют две группы препаратов: психостимуляторы и антидепрессанты. Стимуляторы помогают лучше передавать сигналы между нейронами, помогают улучшить концентрацию и снизить импульсивность. Антидепрессанты действуют медленнее, чем стимуляторы. При этом они безопаснее, если у ребёнка, например, есть проблемы с сердцем.
Ещё одно не лекарственное, но рецептурное средство для лечения СДВГ разработали в США. Электронное устройство размером с мобильный телефон стимулирует тройничный нерв, посылая сигналы в области мозга, связанные с вниманием, эмоциями и поведением. Устройство работает ночью, пока человек спит.
В России есть только один препарат, одобренный Минздравом для лечения СДВГ, — атомоксетин. Его назначают взрослым и детям не младше 6 лет.
Лекарства помогают облегчить симптомы, но для долговременного эффекта необходима психотерапия. Самый популярный и научно доказанный метод психотерапевтической коррекции — когнитивно-поведенческая терапия. Специалист учит пациентов с СДВГ управлять своими эмоциями и импульсами, фокусироваться на конкретных задачах, уменьшать чувство перегруженности.
Коррекцию СДВГ желательно вести совместно с родителями и психологом. Качественная терапия помогает сгладить проявления симптомов даже в сложных случаях. Алексей Мароян приводит случай из своей практики:
«Родители ребёнка восьми лет обратились ко мне с запросом на снижение возбудимости и импульсивности. В школе на мальчика постоянно жаловались: он шумел, нарушал дисциплину, был агрессивен по отношению к другим детям, с трудом концентрировался и не усваивал школьную программу. Родители были почти в отчаянии, планировали переводить сына в другую школу. Это был непростой пациент: он не мог просидеть в кресле больше пяти минут. Но за счёт командной работы психолога, психиатра и логопеда-дефектолога всего через месяц динамика была налицо. Уже через месяц мальчик спокойно сидел на приёме и поддерживал разговор, а учителя заметили плавное улучшение, хотя мы были только в самом начале пути».
Алексей МароянЧлен Российского общества психиатров, психиатр детской клиники «Фэнтези»
Главное
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это заболевание, в развитии которого нет вины человека. Наказания и строгая дисциплина — это не лечение. С помощью контроля родители и учителя могут облегчить жизнь себе, но не ребёнку с СДВГ. Даже тем, кто перерос свой диагноз, но не получил качественную терапию в прошлом, приходится разбираться с последствиями: низкой самооценкой, плохой успеваемостью в школе или вузе, трудностями в общении, злоупотреблением психоактивными веществами.
Психиатрические диагнозы всё еще часто считают «стыдными», но в них нет ничего, что заслуживает осуждения или делает болеющего человека хуже других. От СДВГ страдали Бенджамин Франклин и Джон Кеннеди, но это не отразилось на их интеллекте и не помешало сделать успешную карьеру.