Когда вести ребёнка к логопеду: картавость, шепелявость и другие дефекты речи
Если малыш двух-трех лет искажает звуки, вместо «шапка» лепечет «сяпка», а вместо «корова» — «коова», в этом нет ничего страшного для его возраста. В этот период артикуляционный аппарат ребёнка ещё развивается и шепелявость, как и картавость, могут быть физиологической нормой. Со временем эти дефекты постепенно должны пройти. Но бывает, что школа не за горами, а у ребёнка, как говорил логопед в исполнении Ролана Быкова в одном из фильмов, всё ещё наблюдаются «фифекты фикции». Что делать в этом случае, разберёмся с помощью учителя-логопеда высшей квалификационной категории Анастасии Жуковец.
Что такое картавость
Картавость (по-научному ротацизм) — неправильное произношение звука «р», которое не соответствует нормам русского языка. Звук «р» считается одним из самых сложных, у детей он появляется в речи к 4-5 годам и часто произносится неправильно. Эта проблема может сохраняться на протяжении всей жизни.
Картавость может проявляться по-разному:
- Звук «р» отсутствует в речи. Ребёнок произносит «обот» вместо «робот», «акета» вместо «ракета»;
- Происходит замена «р» на другие звуки: «колабль» вместо «корабль»;
- Звук произносится с искажением.
Есть различные варианты искажения «р». Чаще всего это:
- Увулярный. Проявляется он в виде небольшого рокота. Такой дефект ещё принято называть «французским р»;
- Велярный. Когда возникает грубый рокот. Этот вид называется жёсткой картавостью;
- Боковой. Слышится нечто похожее на «рль»;
- Одноударный. Вибрация языка при произношении отсутствует. В результате получается звук, близкий к английскому D;
- Щечный. При таком дефекте возникают колебания одной или двух щек;
- Двугубный. Слышится как «тпру»;
- Носовой. Звук произносится с носовым оттенком.
Почему возникает картавость
Картавость не передаётся по наследству, но, если картавит папа или мама, малыш может воспринять это произношение как норму.
Причины могут быть чисто физиологическими. Например, у ребёнка короткая подъязычная связка (уздечка). В этом случае она будет мешать полноценному подъему кончика языка, не позволяя ему занять правильное положение за верхними резцами.
К таким же дефектам относятся аномалии зубочелюстной системы. У детей с открытым боковым прикусом происходит утечка воздуха через щель между коренными зубами, что способствует боковому произношению.
Нарушения могут происходить из-за трудностей с дифференциацией звуков. Ребёнок просто не в состоянии отличить правильное произношение от неправильного. При такой проблеме чаще идет замена звука «р» на другие.
Что такое шепелявость
Шепелявость (по-научному сигматизм) проявляется в неправильном выговаривании шипящих звуков. Ребёнок может не выговаривать как один, так и несколько звуков.
Выделяется несколько разновидностей шепелявости:
- Языково-зубная (межзубная). Самая распространённая. Может возникать в процессе замены молочных зубов на коренные. Деформируются свистящие «с», «з», «ц», «дз».
- Губно-зубная. При такой шепелявости звуки произносятся без участия языка. Возникает щель между нижней губой и верхними зубами (или наоборот). В результате звук похож на резко звучащий «ф».
- Боковая. Наблюдается, если щель возникает во рту сбоку. Здесь искажению чаще подвергаются звуки «ч», «щ», «ш», «ж».
- Переднезубная. Такой шепелявости свойственен слишком большой упор кончика языка на зубы.
- Носовая. Когда воздух проникает через нос.
Отчего возникает шепелявость
Как и в случае с картавостью, ребёнок может воспринять речевую особенность своих родителей. Такое бывает в двуязычных семьях.
Иногда дурной пример ребёнку показывают сами взрослые, которые «сюсюкаются» с младенцем, тем самым показывая неправильный пример произношения. Вслед за ними малыш тоже начинает коверкать слова.
Но чаще всего в возникновении шепелявости «виновато» строение органов артикуляции: слишком большой или толстый язык, короткая уздечка. Кроме того, могут влиять хронические заболевания верхних дыхательных путей, аномалии зубов, дефекты прикуса. Также встречается низкая эластичность мышц, обеспечивающих артикуляцию.
Кстати, шепелявость может спровоцировать затянувшееся кормление ребёнка при помощи соски, а также, если малыш постоянно сосёт пальчик. Эти привычки могут стать причиной изменения прикуса.
Дефект или отличительная особенность?
Картавость, шепелявость и другие особенности речи иногда становятся отличительной чертой, по которой узнают известную личность.
Например, заметно картавил знаменитый в прошлом шансонье Александр Вертинский.
Актер Иван Охлобыстин в одном из интервью сам называл себя «представителем всех картавых на экране».
Автор и ведущий передачи «Мой серебряный шар» Виталий Вульф рассказывал, что его картавость стала одной из причин, почему его когда-то не хотели брать на телевидение. Однако позже характерная манера речи стала «визитной карточкой» знаменитости.
Шепелявость Станислава Садальского не помешала ему поступить в театральный вуз и сняться в множестве фильмов. Его «изюминка» была специально усилена в фильме «Место встречи изменить нельзя», где Садальский сыграл Кирпича.
Эти примеры говорят о том, что такие нарушения речи как картавость или шепелявость не могут помешать овладеть большинством профессий, в том числе актерским мастерством или профессией телеведущего.
Тем не менее, логопеды, конечно, советуют вовремя исправлять ребёнку дефекты речи.
«Наличие речевых дефектов говорит о том, что у человека были нарушения звукопроизношения в детстве, которые не компенсировались с возрастом. В отличие от ребёнка, взрослый, возможно, уже научился себя контролировать. Он понимает, что писать и говорить надо «Саша», хотя в голове у него звучит «Шаша». Маленькому ребёнку намного сложнее с этим справиться. Но и взрослым я бы не советовала «махнуть рукой» на свои речевые дефекты. Их можно исправить. Иногда это даже помогает карьере. У меня был случай в практике: обратилась взросла женщина «в погонах», которую не повышали по службе из-за неправильного произношения звука «р». Начальство ей так и сказало: пока не исправишь, никакого повышения. В итоге у неё всё получилось».
Анастасия ЖуковецУчитель-логопед высшей квалификационной категории
Когда нужно к логопеду: возрастные нормы и тревожные признаки
Начинать исправление звукопроизношения можно с 5 лет. А в отдельных случаях и раньше, если психологическое состояние малыша позволит. При этом родителям надо настраиваться на длительную работу. На то, чтобы ребёнок правильно понял артикуляцию, может уйти год, а то и два.
«За неправильным звукопроизношением может стоять целый ряд проблем. Может быть нарушено фонематическое восприятие. Отсюда неправильное произношение звуков: неправильно услышал, неправильно произнес.Также может быть нарушена подвижность языка, губ и щек. Мышцы могут быть слишком вялыми или, наоборот, в гипертонусе. Это проблема неврологического характера.Причем иногда с возрастом всё проходит само, а иногда — нет. И тогда, помимо, логопеда, нужна помощь невролога или ортодонта», — продолжает Анастасия Жуковец.
Артикуляционная гимнастика: упражнения для исправления звукопроизношения
Проблема решается не только специалистами, но и самими родителями. Ключ к этой дверце — артикуляционная гимнастика. Проводить её с ребёнком надо ежедневно по 10-15 минут.
Вот примеры некоторых упражнений:
- «Улыбка». Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны. Задержаться на счет от 1 до 5;
- «Хоботок». Вытянуть губы вперед длинной трубочкой;
- «Заборчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы;
- «Лопатка». Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу;
- «Иголочка». Напряжённый узкий язык вытянуть вперед;
- «Чашечка». Открыть рот и попробовать дотянуться языком до верхних зубов, но при этом до них не дотрагиваться. Получается своеобразная чашечка.
- «Лошадка». Рот широко открыть, язык приподнять к небу, как бы влипая в него, а затем резко щёлкнуть. Важно следить за тем, чтобы двигался весь язык, а не только его кончик. Челюсть при этом неподвижна.
- «Грибок». Положение губ, языка, нёба такое же, как и в упражнении «лошадка». Щёлкать языком не нужно, а нужно удержать его «прилипшим» к небу 10 секунд.