Платить или не платить: стоит ли поощрять ребёнка деньгами за оценки и домашние дела
Опросы показывают, что две трети родителей в России материально поощряют ребёнка за хорошие отметки и выполнение работы по дому. Однако с точки зрения психологии у такого подхода есть не только плюсы, но и минусы. Вместе с экспертами разбираемся, в каких случаях мотивация ребёнка денежным вознаграждением оправдана, а в каких нежелательна.
В каком случае детям полезно денежное поощрение
Психологи выделяют две основные мотивации в деятельности человека: на достижение успеха (положительная) и на избегание неудач (отрицательная).
Денежное вознаграждение хорошо «работает» с детьми, у которых больше развита мотивация избегания неудач:
«Обычно такая мотивация формируется, когда ребёнка критикуют, он не верит в свои силы или, например, объективно не справляется со школьной программой. Чтобы стимулировать сына или дочку на достижение успеха, нужно проработать своеобразную цепочку: я стараюсь – у меня получается – есть приятный мне результат. Приятным результатом может выступать, в том числе, денежная награда. Но не обязательно: в качестве поощрения можно также использовать похвалу, поездку в аквапарк, кафе и так далее».
Елена Максимовадетский/подростковый психолог, преподаватель психологии и педагогики Гуманитарного института, г. Москва. Более 19 лет занимается темой мотивации детей и подростков
Когда ребёнок и так мотивирован на достижение успеха, это говорит о его психологической зрелости, продолжает эксперт. Такой ребенок уверен в своих силах, адекватно оценивает свои знания, умеет заставить себя заниматься ради получения результата. Для него денежное вознаграждение может стать дополнительным стимулом. Например, можно поощрить ученика за участие в школьной олимпиаде, за призовое место в каких-либо соревнованиях и так далее.
Какие действия можно поощрять деньгами, а какие нежелательно
Эксперты не рекомендуют материально поощрять работу по дому.
Елена Максимова: «Если мы говорим о простых домашних обязанностях: вынос мусора, мытье посуды, то платить за это не стоит. Регулирование выполнения такого рода дел должно происходить с помощью других воспитательных мер. В основе поощрения должны быть традиционные семейные ценности — уважение, забота, любовь, поддержка. А не финансовое подкрепление».
Если четко построенной системы воспитания нет, то родители часто вынуждены регулировать выполнение этих обязанностей детьми с помощью денег. Здесь есть риск, что ребёнок, привыкнув, что ему платят, просто не будет мыть посуду без вознаграждения, подчеркивает психолог.
За более сложные задания — таких как мытьё машины, генеральная уборка, покос травы на даче — можно заплатить.
Елена Максимова: «Здесь речь идет не о базовых домашних делах, а скорее об услугах, которые родители, как правило, доверяют другим людям за отдельную плату. И это тот самый случай, когда ребёнок также может получить вознаграждение за выполнение этой услуги. Причем денежное поощрение вполне может соответствовать рыночной стоимости за выполнение этой задачи. Конечно, при условии, что ребёнок всё сделал качественно. Со временем, когда навыки прокачаются, вознаграждение можно отменить».
Нужно ли платить за отметки, зависит от обстоятельств.
Елена Максимова: «В этом случае сложно дать однозначную рекомендацию. Иногда плата за оценки — единственный метод повышения хоть какой-то мотивации, хотя это смелое заявление, и не все психологи с этим согласны. У меня есть собственный положительный опыт. Моему сыну из-за отставания в развитии школьная программа давалась очень тяжело. Он перебивался с двойки на тройку и перестал верить в свои силы. На свой страх и риск я решила ввести систему оплаты за оценки. Результат меня обрадовал. Ребёнок стал лучше учиться. Дополнительная мотивация в виде денег помогала ему, превозмогая усталость, самостоятельно выполнять домашние задания».
За что именно платят родители
Специалист в области эффективного обучения и мотивации Евгений Куляев считает, что лучший вариант — платить не просто за хорошие оценки, а за действия, которые развивают ребёнка и требуют усилий. Например, за участие в проектах, обучение новым навыкам, победы на конкурсах или олимпиадах.
«Финансовая мотивация работает, если ребёнок понимает её цель. Важно объяснить чаду, что деньги — это не награда, а способ выразить признание его усилий или достижений. При этом родители могут показать свою заинтересованность успехами ребёнка не только финансами, но и практической помощью, которая ему самому не по силам. К примеру, если ребёнок написал рассказ, организуйте его публикацию в школьной газете и дайте небольшой бонус на развитие творчества».
Евгений Куляевоснователь Метода Куляевых, методики, которая помогает развивать внимание, память и образное мышление, автор уникальных образовательных технологий. Специалист в области эффективного обучения и мотивации детей и взрослых
Когда начинать и как не допустить манипуляции
По мнению специалиста, финансовая мотивация подходит детям старше 7-8 лет. Именно в этом возрасте они начинают осознавать ценность денег. На ранних этапах лучше использовать символические суммы и объяснять их значение. Так же можно не просто дать деньги, а предложить отложить на что-то значимое. В итоге ребёнок увидит практический результат своих стараний.
С подростками уже другая система — здесь как раз важно привязывать деньги к развитию навыков.
Евгений Куляев: «Многие родители боятся, что финансовая мотивация может превратиться в инструмент манипуляции или способ “откупиться” от ребёнка. Чтобы этого не произошло, установите чёткие границы, когда и за что ваш сын или дочка получает деньги. Важно не обещать вознаграждение “за всё подряд”, иначе это станет привычкой.Например, если ребёнок проявил инициативу и сделал что-то новое — похвалите и подкрепите небольшим бонусом. Но избегайте ситуаций, когда ребёнок требует оплаты за каждое действие. Следите, чтобы он понимал, что получит финансовое вознаграждение за определенные усилия. Чем больше усилий приложил — тем больше должен быть бонус. При этом иногда надо давать деньги просто так, потому что вы родитель и любите своего ребёнка».
Практические рекомендации от Евгения Куляева:
- Учите ребёнка ценить деньги: вместо разовых выплат прививайте привычку к планированию бюджета.
- Не превращайте деньги в рычаг контроля: они должны вдохновлять на развитие, а не становиться мерой повиновения.
- Воспитывайте через примеры. Покажите, как вы сами распоряжаетесь финансами: экономите, инвестируете или делаете покупки.
- Не забывайте о «бесплатных» поощрениях. Помимо денег, дети нуждаются в эмоциональной поддержке, похвале и времени, проведённом вместе.
- Используйте деньги как средство, а не цель. Привяжите вознаграждение к развитию ребёнка, а не к выполнению повседневных обязанностей.