Как приучить ребёнка к чтению. Советует детский писатель Олег Рой

Дети читают всё меньше. Процесс вытеснения привычной книги интернетом идёт уже не первое десятилетие. Конечно, родителям, привыкшим, что «книга твой друг, без неё как без рук», свыкнуться с подобными переменами непросто. Можно ли приучить к чтению ребёнка, сидящего в гаджетах, и как это сделать? Об этом «Рамблер» поговорил с Олегом Роем, автором более 60 романов для взрослых и 250 книг для детей и подростков.

Как приучить ребёнка к чтению. Советует детский писатель Олег Рой
© Addictive Stock/iStock.com

Олег Юрьевич, вы согласны с тем, что дети сейчас читают не так много и охотно, как, скажем, лет 30 назад? Можно ли повлиять на этот процесс?

— Конечно, глупо отрицать тот факт, что сегодняшние дети читают гораздо меньше. И абсолютно точно больше, чем мы, или даже столько же, сколько читали мы в нашем детстве, читать они уже никогда не будут. Для нас книга была основным и зачастую единственным развлечением и тем более источником информации. А теперь жизнь стала принципиально другой, изменился её ритм, появились другие технологии, другое мышление. Противиться этому бесполезно. Но тем не менее в наших силах сделать так, чтобы технологии и гаджеты не вытеснили книгу полностью из обихода наших детей.

Олег Рой
Олег Ройписатель, сценарист, член Союза писателей России и Союза писателей Европы, автор более 60 романов для взрослых и 250 книг для детей и подростков

Какими должны быть сегодня книги для детей?

— В первую очередь такими, чтобы современному ребёнку было интересно брать их в руки. И таких изданий имеется на рынке немалое количество. Они включают в себя и всевозможный интерактив, и 3D-эффекты, и наличие QR-кодов, позволяющих перейти далеко за страницы книги.

Огромную роль играет популяризация жанра графический роман или комикс. Я знаю, что у нас многие его не очень любят и скептически к нему относятся, считая наследием Запада. Однако мне кажется, что главным всегда остаётся содержание.

Комикс — это всего лишь форма, а форма не может быть правильной или неправильной. Если это комикс с хорошей идеей, с хорошими героями, если в нём отражены те ценности, которые мы хотим привить детям, то такая литература очень нужна и важна, в том числе в качестве одного из инструментов для приучения ребёнка к чтению.

Способны ли дети сегодня воспринимать классическую литературу и каким образом следует их подготовить к её чтению?

— Я совершенно уверен, дети способны воспринимать классику! Всё зависит от нас, взрослых, и нашей способности её преподнести и заинтересовать ребёнка. Я много общаюсь с детьми и знаю, что они прекрасно и читают классику, и с удовольствием смотрят экранизации классических произведений.

Другое дело, что эта самая классика должна подходить ребёнку по возрасту. Наверное, я не буду оригинальным, если скажу, что в 14–15 лет ещё рано читать Достоевского, потому что описанные им темы и проблемы совершенно непонятны и далеки от мироощущения подростка.

Но если произведение подходящее, интересное и, главное, рядом есть взрослый, способный его ярко «прорекламировать», вызвать интерес у ребёнка, а также объяснить ему те моменты и слова, которые могут оказаться непонятными, то классика отлично поддаётся современному юному читателю.

Следует ли настаивать на чтении сверх необходимого для школы минимума, если ребёнок категорически не желает читать?

— Настаивать — ни в коем случае нельзя! Таким образом можно вызвать лишь отвращение — кто же захочет что-то делать из-под палки? А вот попробовать заинтересовать — да, и можно, и нужно. Попробуйте начать с кино, с комиксов, с наиболее простых и понятных сюжетов.

Но, как я уже говорил, если авторитетный для ребёнка взрослый не читает сам, то и увлечь ребёнка у него вряд ли получится. А такое случается нередко: родители устали после рабочего дня, сами хотят расслабиться с гаджетами, а ребёнку предлагают почитать книжку.

Как вообще можно приучить детей к чтению?

— Инструментов очень много. Можно, например, давать книгу после просмотренного и понравившегося фильма по тому же сюжету, можно использовать сокращённые адаптированные варианты книги.

Очень полезно и интересно для детей обсуждать произведение после прочтения — это вдобавок способствует общению и сближению с родителями.

В первую очередь интерес к чтению должен идти из семьи. Если в семье все сидят, уткнувшись в гаджеты и в доме нет ни одной книги, ребёнок читать не будет. Поэтому чтение — это всегда личный пример. И я не понаслышке знаю, что в семьях, где читают родители, бабушки, дедушки, где есть семейная библиотека, где принято читать детям с раннего детства, делиться впечатлениями о прочитанном, у детей нет проблем с приучением к книге. Они привыкли любить книгу с детства, и никакие гаджеты им не помеха.

Итоги: 5 советов от Олега Роя

  1. Не бойтесь покупать ребёнку комиксы и книжки с простыми сюжетами — позже он перейдёт на более серьёзные форматы.
  2. Выбирайте детям книжки с интерактивом, 3D-эффектами, QR-кодами, то есть с тем, что им привычно и интересно.
  3. «Рекламируйте» ребёнку классическую литературу, читайте вместе с ним, объясняйте непонятные моменты и слова.
  4. Если вы вместе посмотрели фильм, снятый по какой-либо книге, — дайте её почитать ребёнку.
  5. Любовь к книгам «заразительна», читайте всей семьёй, обсуждайте прочитанное. Увидев ваш интерес, ребёнок обязательно его разделит.