Когда начинать учить ребёнка иностранному языку: советы экспертов и исследования

Специалисты считают, что детям лучше начинать учить иностранный язык еще до поступления в школу. Но когда именно – в год, в четыре или в шесть лет? «Рамблер» выяснил, в чём особенности каждого возраста, и что делать, если не получилось начать учить язык рано.

Когда начинать учить ребёнка иностранному языку: советы экспертов и исследования
© gpointstudio/Freepik, Рамблер

Обучение иностранному языку с пелёнок

Легче всего учить иностранный язык в самом раннем возрасте – от 0 до 4 лет. Дети в этот период усваивают языки неосознанно. Они не боятся ошибок, у них ещё нет языкового барьера.

«Маленькие дети от рождения обладают способностью воспринимать язык. Им для этого ничего делать не надо, только слушать, как говорят окружающие. Язык может быть любой сложности, детский мозг целиком его воспринимает. То есть, маленьким детям не объясняют правила, не рассказывают, как язык устроен, что такое подлежащее, сказуемое, порядок слов – им всё это не нужно. Они просто слушают и “впитывают”».

Светлана Тимофеева
Светлана ТимофееваУчредитель, директор и преподаватель английского языка курсов НОУ «Школа обучения иностранным языкам «Лингва»

Ребёнок может научиться говорить сразу на двух языках – что происходит в семьях, где мама и папа родом из разных стран, и дети растут билингвами.

Другой пример: в XIX веке в России гувернёрами к детям приглашали французов. В результате высшее общество подчас знало французский лучше, чем русский.

Однако для такого освоения языка ребёнку необходимо постоянное общение на нём.

Светлана Тимофеева: «Ребёнок становится билингвом, только если с ним постоянно общаются на двух языках. А если второй язык будет просто идти фоном – в виде песен, речи – малыш это никак не воспримет. Мозг включается, когда язык требуется для общения, когда надо понять, что говорит родитель или няня. А если цели нет, мозг зря напрягаться не станет. Конечно, хорошо отдавать детей в языковые группы уже с 3 лет, можно ставить им какие-то песенки, мультики на языке, это полезно для его дальнейшего изучения. Но эффекта “второго родного” при этом не будет».

Обучение иностранному языку в 4-7 лет

После 4-5 лет способность впитывать язык, просто слушая чужую речь, исчезает, и теперь детям нужно учить его осознанно – с грамматикой, пониманием, как строятся фразы и т.д.

Лучше начинать такие занятия не позже 7 лет. Немецкие учёные выяснили, что школьники, изучавшие английский с первого класса, впоследствии лучше владели им, чем те, кто начал заниматься позднее.

Если вы хотите учить дошкольника языку дома самостоятельно, то вот несколько правил:

  1. Обучение должно быть интересным и весёлым. К примеру, можно играть на иностранном в игры.
  2. Используйте картинки с подписями – изображения растений, животных, предметов. Детям легче запомнить слово, если есть его зрительный образ.
  3. Смотрите с ребёнком мультфильмы — это лучший способ развивать навык аудирования. Выбирайте те, где герои говорят простыми фразами.
  4. Учите короткие стихи и песенки – это расширяет словарный запас и развивает память.
Светлана Тимофеева: «Иногда родители спрашивают: можно ли начинать учить два языка одновременно, не будет ли ребёнок путаться. Не будет, можно приступать сразу к двум языкам, можно второй подключать позже – это неважно. Главное – не делать пауз в изучении, пока ребёнок не достигнет уровня В2 (среднего). Это “несгораемый” уровень, когда язык уже не забывается. Недаром первый международный сертификат, не имеющий срока давности, даётся именно за В2. А на более низких ступенях даже при недолгом прекращении занятий знания быстро выветриваются».

Учить иностранный в школе – уже поздно?

После 7 лет иностранный язык усваивается дольше, чем в дошкольном возрасте. Однако детский психолог Елена Мошкова утверждает, что языковое обучение детей 8 –10 лет имеет определённые преимущества.

«В школе ребёнок подходит к процессу уже осознанно, он более усидчив. Кроме того, в этот период у детей активно развивается аналитическое мышление, что способствует осмысленному изучению грамматики, правил построения языка. К старшему школьному возрасту способность к иностранным языкам снижается, но интерес к их изучению часто растёт. Появляется мощнейший стимул – мотивация, увлечение. Поэтому старшеклассники, всерьёз желающие учить язык, могут достичь больших успехов».

Елена Мошкова
Елена Мошковадетский и семейный психолог

Пример тому – восемнадцатилетняя Антонина Белова. Девушка учится в турецком вузе, где занятия проходят на английском языке. Антонина знает английский на уровне носителя, при этом научилась говорить на нём свободно при помощи интернета уже в старшем школьном возрасте.

«Я занималась английским в школе со второго класса, но уроков было мало, и программа слабая, – рассказывает она. – В пятом классе перешла в языковую гимназию, но этого всё равно было недостаточно. Знала какую-то базу, но говорить свободно не могла. А лет пять назад начала делать разные музыкальные видеоролики, клипы, и выкладывать их в соцсеть на английском языке. В процессе знакомилась с людьми из разных стран, вступала в группы. Поначалу сама никому не писала, боялась, что неправильно что-то скажу. Но потом решилась, начала разговаривать с носителями, слушала, как говорят они – это было очень полезно, именно тогда пошёл у меня большой прогресс. Мне было интересно, поэтому всё давалось легко».

Студентка перечисляет, что ещё помогало ей эффективно учить язык:

  • сетевые игры, в которых много диалогов;
  • фильмы на английском в оригинале;
  • все оповещения, приложения на телефоне – на английском языке.

Главное

Раннее изучение иностранного языка – до 6-7 лет – помогает его усвоить быстрее. Идеально, если малыш начинает общаться на двух языках уже в полтора-два года. Однако если ребёнок начал учить язык в школе, он подходит к этому процессу осознанно и также может добиться больших успехов. Правда, придётся приложить больше усилий. При наличии достаточно сильной мотивации выучить язык в совершенстве могут и дети старшего школьного возраста.

Как приучить ребёнка к чтению. Советует детский писатель Олег Рой