Почему ребёнок скандалит в магазине и что делать родителям
Ребёнок в магазине просит купить игрушку. Услышав «нет», он начинает плакать, падает на пол, стучит кулаками – картина, ставшая классикой. Мимо чужого малыша можно пройти, укоризненно покачав головой. Но что делать, если ребёнок – ваш собственный? Купить ему то, что он хочет, или сказать твёрдое «нет»? В чём причина такого поведения детей и как в подобных случаях вести себя родителям, разбираемся вместе с экспертами.
Причины детской истерики в магазине
Ирина Томилина – молодая мама, её сыну Артёму 4 года. Родители уделяют мальчику много внимания и стараются его баловать.
«Недавно мы были с сыном в торговом центре и проходили мимо игрушечного магазина. На витрине Артём увидел пожарную машину и попросил купить. Я сказала, что машинок у него пруд пруди и пожарная тоже имеется. В ответ он начал кричать, топать ногами и требовать машинку. Я чуть со стыда не сгорела», – рассказывает Ирина.
С такой ситуацией сталкиваются многие родители. Семейный психотерапевт из США Мери Уоллес считает, что приступы гнева и обиды у детей случаются из-за того, что малышам не хватает контроля над своими эмоциями.
«Дети считают свои желания и потребности неотложными. Что-то вроде: “Если ты сейчас же не дашь мне мороженого или не купишь пожарную машину вон с той полки, то я умру”. На самом деле, истерика — форма протеста ребёнка, когда он не может осуществить своё желание и чувствует ё бессилие», – пишет специалист.
Другие возможные причины истерики малыша:
- «недостаток языка»: маленький ребёнок не может выразить своё недовольство словами;
- ребёнок стремится привлечь к себе внимание;
- малыш видел такое поведение у сверстников и подражает им.
Что делать в такой ситуации
На детскую истерику в магазине родители реагируют по-разному: одни молча тащат ребёнка домой, другие начинают с ним спорить, третьи покупают игрушку – лишь бы замолчал. Какой из этих вариантов верный?
Семейный и детский психолог, автор научно-популярных книг по психологии Екатерина Мурашова убеждена, что родителям нельзя поддаваться на подобные манипуляции.
«Никогда, ни разу, ни в этом магазине, ни в каком-нибудь другом не покупайте ничего ребёнку, если он так себя ведёт. В момент истерики не нужно ничего ему обещать. Лучше всего — прямо на пороге магазина объявить ребёнку, что вы сейчас купите (разумеется из того, что его может интересовать) и строго придерживаться этой договорённости».
Екатерина МурашоваПсихолог, автор научно-популярных книг по психологии и приключенческих рассказов для подростков, член Союза писателей Санкт-Петербурга, лауреат премии по детской литературе «Заветная мечта»
По словам эксперта, дети довольно быстро усваивают такие уроки.
«Когда выработается условный рефлекс: “покупаем действительно только то, что сказали” (обычно на это уходит около месяца), никаких истерик больше не будет», – резюмирует психолог.
Мери Уоллес предлагает несколько шагов, которые помогут быстро успокоить плачущего ребёнка:
- Примите тот факт, что малыш испытывает гнев, озвучьте это: «Я вижу, что ты злишься».
- «Притормозите» — это поможет предотвратить истерику. Сделайте паузу и скажите: «Давай посмотрим. Ты хочешь новую игрушку. Нужно это обсудить». Тогда у вас появится время подумать, как отвлечь внимание ребёнка. Обсуждение позволит ему понять причину вашего отказа и принять её с большей готовностью.
- Найдите место, где можно уединиться, и постарайтесь увести туда ребёнка. Это позволит вам сосредоточиться на своём малыше и на себе, а не мыслях о том, что думают о вас окружающие. К тому же, чем меньше вокруг шума и суеты, тем быстрее успокоится ваш сын или дочка.
Как избегать таких ситуаций в дальнейшем: чему нужно научить ребёнка
Семейный психолог Ольга Кеслер предлагает проигрывать ситуацию с посещением магазина в домашних условиях.
«Полезно играть с ребёнком дома в “магазин”, разыгрывать с игрушечными героями сценки покупки той или иной вещи, объяснять: это дорого, а это дешево. Проигрывайте разные ситуации. Скажем, сегодня зайка эту машинку не купит, потому что ему надо купить морковки».
Ольга КеслерПсихолог, специалист в сфере эмоционально-образной терапии, семейный и карьерный коуч
Не менее важно, по мнению специалистов, привлекать ребёнка к участию в планировании семейного бюджета. Конечно, в доступной ему форме. Объяснять определённые правила. К примеру, дети должны знать, что деньги в первую очередь идут на необходимые вещи, такие как еда, корм для собаки, бензин для семейного авто и т.д.
Когда малыш подрастёт, стоит выделять ему карманные деньги и рассказывать, как разумно их расходовать, говорит эксперт Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России Мария Иваткина.
«Важно донести до ребёнка, что ресурс денег ограничен. Родители также могут обучить планированию бюджета: разделять деньги на категории: основные траты (еда, транспорт), личные нужды (развлечения, одежда), накопления (например, на новую игрушку). Также важно помнить, что дети копируют поведение родителей. Если семья живёт в долг позволяет импульсивные покупки, то и ребёнок усвоит эти модели».
Мария ИваткинаЭксперт дирекции финансовой грамотности Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России
Главное
Разговаривать с ребёнком, который плачет и требует в магазине игрушку, нужно спокойно, но твердо. Скажите ему, что не купите то, что он просит, и объясните причину. Постарайтесь увести малыша в тихое место, где вам никто не будет мешать.
Для того, чтобы избегать таких ситуаций в дальнейшем, проигрывайте сценку «посещение магазина» дома, объясняйте малышу ценность денег. Перед походом в магазин договоритесь с ребёнком о том, на какую конкретную игрушку или сладость он может рассчитывать.
С какого возраста ребёнка можно переводить в отдельную комнату