Сенситивные периоды в развитии ребёнка: как использовать их преимущества

Сенситивные периоды в развитии ребёнка по-другому называют «окнами возможностей». Это время, когда возникают благоприятные условия для развития тех или иных навыков. Учёные заметили, что в определённые периоды дети обучаются новому быстрее и легче. «Рамблер» узнал у экспертов, как не пропустить эти важные периоды и использовать все их преимущества.

Сенситивные периоды в развитии ребёнка: как использовать их преимущества
© Freepik; Рамблер

В переводе с латыни сенситивный означает «чувствительный». То есть дети наиболее чувствительны к закреплению какого-либо навыка на определённом этапе развития. Если учить их, к примеру, чтению или письму позже, это может быть уже не так эффективно.

«В течение жизни человека сенситивных периодов по разным функциям может быть много, но также есть критический период. Это тот сенситивный период, после которого функция практически не развивается. Например, если ребёнок живёт вне социума до 10–12 лет, то позже он с трудом осваивает социальные навыки, речь и, конечно, чтение. Это потребует от него колоссальных усилий».

Татьяна Филиппова
Татьяна ФилипповаВедущий научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития ФГБНУ «ИРЗАР»

Теория сенситивных периодов возникла благодаря наблюдению голландского биолога Хуго Де Фриза за превращением гусеницы в бабочку. Позже теория распространилась в научном сообществе и повлияла на работы знаменитого итальянского врача и педагога Марии Монтессори, а также российского психолога Льва Выготского.

Что объединяет сенситивные периоды:

  • Они универсальные. Эти периоды проявляются у всех детей, независимо от этноса, семьи и культуры. Примерно в одно и то же время дети начинают ползать, садиться, разговаривать и т. д. Тем не менее конкретное время начала, пика и окончания периода всё же разнится.
Татьяна Филиппова: «Сенситивные периоды характерны для всех детей. Но также нужно учитывать индивидуальный темп развития ребёнка. Диапазон нормы индивидуального темпа — плюс-минус полтора года. Если он не совпадает со скоростью развития большинства, это не хорошо и не плохо. Это просто данность, которую нужно учитывать».
  • Они временные. Сенситивные периоды стартуют и заканчиваются в течение определённого времени и не длятся всю жизнь. С закрытием окна возможностей ребёнок перестаёт проявлять интерес к тому, что ещё совсем недавно его занимало. Например, выучить иностранный язык взрослым людям гораздо сложнее, чем в период развития речи.
  • Они бессознательные. Дети не осознают эти периоды. Именно поэтому родителям важно отслеживать увлечения своего ребёнка, внимательно наблюдая и определяя пик возможностей.

Основные сенситивные периоды

Учёные до сих пор не пришли к единому мнению, сколько окон возможностей открывается в течение жизни человека. Мы рассмотрим шесть основных сенситивных периодов, которые проходит ребёнок с самого рождения.

Развитие речи: от 0 до 9 лет. Пик — 1–2,5 года

Развитие речи разделяют на:

  • развитие устной речи,
  • развитие письменной речи,
  • чтение.

Ещё в младенческом возрасте закладываются основы для формирования речи. Малыш повторяет звуки, знакомится с речевыми формами.

Считается, что в возрасте примерно пяти лет ребёнок начинает интересоваться письмом и чтением. Однако у многих детей это происходит позже.

Татьяна Филиппова: «Принято считать, что сенситивный период интереса к чтению и письму выпадает на возраст от 4 до 5 лет. Это справедливо лишь для некоторых детей. У большинства подобный интерес появляется позже. Для того чтобы человек освоил письмо и чтение, нужен определённый уровень развития не только оперативной, зрительной и слухоречевой памяти, но также зрительно-пространственного восприятия. Мы проводили исследования, которые касались развития речевого развития детей от 3 до 7 лет, а также исследования, где мы изучали, насколько сформирован навык письма и чтения у первоклассников и второклассников. Данные работ показали, что такой навык может формироваться вплоть до 9 лет».

Как помочь ребёнку в этот период

Развитие речи

Как можно больше общайтесь с ребёнком, внимательно слушайте его. Используйте «правильные», а не детские слова, например «собака», а не «ав-ав». Психологи советуют мамам красить губы красной помадой во время разговоров с малышом, чтобы ваша артикуляция была заметнее. Не нужно говорить сложными предложениями, стройте короткие простые фразы.

Кстати, нейрофизиологи считают, что именно с года до трёх лет дети способны овладеть двумя и более языками, общаясь с их носителями в повседневной жизни.

Чтение и письмо

В возрасте около трёх лет у ребёнка проявляется познавательный интерес к буквам и к письму. Малыши с удовольствием пробуют выводить или лепить буквы. Предложите ребёнку книжки, в которых можно обводить буквы фломастером.

Развитие движений и действий: от 0 до 4,5 года. Пик — 2–2,5 года

Потребность в движении заложена в нас природой. Сначала младенец поворачивает и приподнимает голову, затем переворачивается на бок, потом садится, ползёт, встаёт на ножки. Важно, чтобы малыш учился ползать и ходить в безопасном пространстве, свободном от вещей и предметов, которые могут привести к травмам.

Как помочь ребёнку в этот период

Не «запирайте» ребёнка в манеже, ходунках или коляске на долгое время. Не стоит постоянно носить его на руках. Давайте ему возможность свободно двигаться. При этом убедитесь, что ваш дом безопасен. Малыш будет искать опору в виде стен, мебели и даже штор. Будьте рядом. Поставьте заглушки на розетки и, если нужно, защиту на острые углы мебели.

Восприятие порядка: от рождения до 4 лет. Пик — 2–2,5 года

Психологи отмечают: хаос вызывает у ребёнка тревожность, неуверенность, малыш становится капризным. Ребёнку необходим порядок: в окружающем пространстве, в расписании приёмов пищи и сна.

Также ему нужно понимать, какую реакцию у взрослых вызывает его поведение. Если мама и папа по-разному реагируют на одни и те же поступки малыша, то сначала он долго к этому приспосабливается, а с возрастом начинает манипулировать взрослыми.

Ближе к двум годам дети проявляют интерес к наведению порядка, пытаются помочь родителям. Они готовы возвращать вещи на свои места, и нужно постараться закрепить этот навык.

Как помочь ребёнку в этот период

Раскладывайте игрушки по местам вместе с ребёнком. Можете добавить в этот процесс элемент игры, например: «Давай поможем кукле вернуться домой».

Создайте чёткие правила: например, установите, что мультфильмы можно смотреть только один час в день. Будьте готовы к тому, что иногда ребёнок будет нарушать границы, проверяя, работает ли ещё ваше правило. Не поддавайтесь на манипуляцию, успокойте ребёнка и повторите требование.

Развитие органов чувств: с рождения до 4 лет. Пик — 3–3,5 года

Развитие чувств позволяет отличать сладкое от солёного, мягкое от твёрдого, холодное от горячего. В три года ребёнок активно прислушивается, принюхивается и извлекает звуки почти из всего, что попадает ему в руки.

Как помочь ребёнку в этот период

Позвольте ребёнку ощутить всё многообразие текстур, форм, звуков, запахов, вкусов, цветов окружающего мира: гладкое стекло, шершавую ткань, мягкий мех и так далее.

Ставьте ему разную музыку, создайте музыкальный уголок с помощью детских музыкальных инструментов. Знакомьте с новыми вкусами и запахами. Лучшие помощники в это время — игрушки и игры для мелкой моторики: пластилин, кинетический песок, пальчиковые краски.

Восприятие мелких деталей: от 1,5 до 2,5 года

Самый короткий сенситивный период связан с интересом к мелким предметам. Так ребёнок учится различать детали в целой картине мира. Именно в этот период малыш с интересом тренируется застёгивать пуговицы, правильно выводить буквы, осваивает другие движения, развивающие мелкую моторику.

Как помочь ребёнку в этот период

  • Не прячьте от ребёнка мелкие предметы, но пусть он играет с ними под вашим наблюдением.
  • Можно складывать монетки или камушки в банку, пытаться найти в миске с гречкой какой-нибудь небольшой предмет.
  • На этом этапе рекомендуется использовать книжки, в которых нужно искать мелкий предмет на картинках среди множества других.

Раскраски для детей: в чём их польза и как выбрать рисунки по возрасту

Период освоения социальных навыков и норм: от 2,5 до 5,5 года. Пик — 4,5 года

Большинство правил и традиций дети усваивают, копируя своих родителей, старших братьев и сестёр. Период от 3 до 5 лет — самое благоприятное время для того, чтобы научить ребёнка здороваться и прощаться, вежливо спрашивать разрешения, знакомиться, воспитанно вести себя за столом.

Как помочь ребёнку в этот период

Обсуждайте жизненные ситуации во время игры: знакомства, поведение за столом, а также споры и ссоры. К примеру, игрушечный динозавр может не поделить машинку с другим динозавром. Покажите ребёнку, как правильно вести себя, проиграйте с ним эту ситуацию.

Учитывают ли воспитатели в детском саду окна возможностей?

На этот вопрос «Рамблеру» ответила руководитель дошкольного отделения Академической гимназии № 56 города Санкт-Петербурга Елена Гермогенова.

«Федеральная образовательная программа дошкольного образования опирается в том числе на возрастные особенности сенситивных периодов. Внедрение ФГОС предполагает наличие у педагога умения работать индивидуально с каждым ребёнком в большой группе. В детских садах проводится мониторинг развития каждого воспитанника. Для этого есть карты наблюдения и индивидуального сопровождения».

Елена Гермогенова
Елена ГермогеноваРуководитель дошкольного отделения Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес Санкт-Петербурга, почётный работник системы общего образования РФ

Главное

Родителям полезно знать, в каком возрасте начинается тот или иной сенситивный период, чтобы создать для ребёнка условия, которые помогут ему развить определённые навыки. Однако даже если вы пропустили этот период, ребёнок всё равно сможет освоить новое, например выучить иностранный язык, просто это займёт больше времени.