Атмосфера в детской комнате очень влияет на настроение и поведение детей, поэтому обустройству этой части квартиры стоит уделить особое внимание. Как наилучшим образом организовать удобное и безопасное пространство для сна, игр и учёбы ребёнка, «Рамблеру» рассказали эксперты.

«Три кита» детской комнаты: зонирование, освещение, оформление
© sl-f/iStock.com, Рамблер

Планируем «три в одном»

Главная особенность планирования детской комнаты заключается в том, что нужно предусмотреть все будущие изменения. Обустраивая комнату для дошкольника, надо заранее продумать, как она будет выглядеть, когда он пойдёт в школу и когда станет подростком.

«Хотя бы примерно нарисуйте все будущие планировки и наложите одну на другую, чтобы грамотно разместить розетки и инженерию (кондиционеры, увлажнитель и т. п.). Иначе для них придётся штробить стены заново по мере изменения потребностей ребёнка. Неиспользуемые на конкретном этапе розетки можно закрыть заглушками».

Анатолий Губанов
Анатолий Губановдизайнер интерьера

Как зонировать детскую

Первым делом разделите комнату на функциональные зоны: где ребёнок будет спать, играть, заниматься творчеством, готовить уроки, хранить свои вещи. В этих зонах впоследствии должны меняться только мебель и декор.

Анатолий Губанов: «Например, в зоне сна всегда будет кровать, изменится лишь её размер. В игровой зоне должно быть свободное место, где ребёнок мог бы играть, а не тащить игрушки в гостиную. Зону для творчества обустраивайте отдельно от игровой, в ней поначалу может быть небольшой столик для лепки и рисования, потом рабочее место для учёбы».

Несколько правил зонирования детской комнаты:

  • Рабочее место и игровую зону лучше размещать у окна. Свет на стол должен падать слева (если ребёнок правша). Не загромождайте подоконники высокими растениями и предметами, следите за чистотой окон (загрязнённые стёкла могут снижать освещённость до 30–40%).
  • Зоны сна и хранения лучше «задвинуть» в более тёмные части комнаты.
  • Шкаф для одежды сразу установите в комнате, чтобы ребёнок приучался сам одеваться с ранних лет. Только полки и штанги должны быть на высоте его роста. А на верхних секциях родители поначалу могут разместить то, что нужно им.
Анатолий Губанов: «Для хранения игрушек лучше использовать открытые стеллажи, в которых установлены корзины. Так ребёнок будет привыкать сортировать игрушки и складывать их на место. А на свободных полках он сможет выставлять свои поделки и рисунки».

Каким должно быть освещение в детской

Правильно подобранное освещение очень важно. Недостаток света ведёт к быстрой утомляемости, ухудшению зрения. Излишняя освещённость также может плохо сказываться на зрении, вызывать раздражительность и снижать работоспособность школьника.

«Для детской комнаты лучше пользоваться светодиодными лампами. Они выделяют меньше тепла, то есть не нагреваются сильно, и вы можете быть уверены, что ребёнок случайно не обожжётся о лампу. Кроме того, у них может быть различная цветовая температура. Можно подобрать её в соответствии с зоной комнаты, в которой находится светильник. Известно, что более холодный свет стимулирует активность и работоспособность, а более тёплый — способствует расслаблению и засыпанию».

Михаил Пожилов
Михаил Пожиловсветодизайнер, центр света «Палантир»

Справочно: цветовая температура — это характеристика светового излучения, которая описывает оттенок света от тёплого жёлтого до холодного синего.

Лучший вариант для освещения стола, за которым ребёнок делает уроки, — настольная лампа с регулируемым кронштейном, чтобы можно было направить свет именно туда, где он нужен.

Михаил Пожилов: «При этом необходимо общее равномерное освещение всей комнаты с использованием потолочных светильников или светодиодных лент по периметру комнаты (закарнизная подсветка). Иначе резкий контраст между освещённым столом и тёмной комнатой будет приводить к утомляемости глаз».

Полезные советы по оформлению детской комнаты

  1. Для отделки стен выбирайте покраску антивандальной краской: обои долго в детской не «проживут».
  2. Цвета лучше использовать нейтральные: белый, серый, бежевый. У детей по мере роста изменятся цветовые предпочтения, поэтому акценты лучше вводить с помощью декора или постеров — всего того, что можно легко заменить.
  3. Избегайте тематической мебели — кроватей-машин и т. п. Они быстро надоедают детям и не оставляют простора для фантазии. Автомобильную тему, например, лучше обыграть, повесив на стене руль или разместив коллекцию машинок на полке, обсудите это вместе с ребёнком.
  4. Даже в подростковом возрасте дети проводят много времени на полу. Для пола идеальны пробковые покрытия — пружинящие, тактильно приятные и тёплые. Правда, за ними нужен периодический уход.
  5. Используйте ночники: их свет помогает детям чувствовать себя в безопасности.

И ещё один важный момент: при планировании детской комнаты нужно обязательно учитывать мнение ребёнка.

«Всё очень индивидуально: кому-то нравится проводить время, усевшись с книжкой, а кому-то надо постоянно двигаться. И тогда нужно, например, установить спортивный комплекс. Посоветуйтесь с ребёнком, пусть он сам решит, где у него будут машинки, где конструктор. Допустим, что-то будет сделано неправильно. Но через ошибки человек развивается. Например, мы поставили стол там, где хотел ребёнок, и из-за этого стало неудобно открывать окно. Почувствовав это, он сам попросит переставить мебель. Самостоятельно выстраивая пространство, ребёнок лучше познаёт себя, свои потребности. Это очень хорошая развивающая задача».

Екатерина Трифонова
Екатерина Трифонова Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО МПГУ

Главное

Детская комната — маленький мир вашего ребёнка. Вне зависимости от возраста, ему должно быть в ней уютно и удобно. При обустройстве детской стоит учитывать рекомендации специалистов, однако не менее важно прислушаться к пожеланиям самого ребёнка.

С какого возраста ребёнка можно переводить в отдельную комнату