Что такое сказкотерапия и как она помогает детям в непростых ситуациях
Сказки нужны не только маленьким детям. Ребёнок не хочет идти в школу, испытывает сильный стресс? Подросток замкнут и неохотно общается со сверстниками? В любом из этих случаев может помочь сказкотерапия. В чём заключается этот необычный психологический метод и как он работает, «Рамблеру» рассказали эксперты.
Что такое сказкотерапия
Раньше одной из главных функций сказок была передача жизненного опыта следующему поколению. А в конце ХХ века они стали основой для нового метода в психологии — сказкотерапии. Этот метод использует сказку для решения самых разных психологических проблем у детей и взрослых.
В терапевтических сказках при помощи метафор описываются проблема и способ её решения. Тот, кто читает или сочиняет такую историю, должен ассоциировать себя с её главным героем: перед ним встаёт определённая задача, он преодолевает трудности и приходит к счастливому финалу — решению этой задачи.
Психологи используют не только существующие сказки, но и авторские, специально созданные для конкретной ситуации. Кроме того, ребёнок или взрослый может сам сочинить такую историю. И необязательно идти к специалисту: читать и сочинять терапевтические сказки можно дома со своими близкими.
Роль волшебных историй в психологии отмечали многие учёные. Так, Карл Густав Юнг рассматривал сказку как «встречу читателя с самим собой». В своей работе «Об архетипах коллективного бессознательного» учёный говорит, что именно сказки и мифы отражают в себе архетипы, которые, словно линзы, помогают человеку увидеть своё место в мире.
Американский психолог Бруно Беттельгейм в книге «О пользе волшебства. Смысл и значение волшебных сказок» подчёркивал важность сказок в воспитании детей:
«Развлекая ребёнка, сказка в то же время просвещает его относительно того, кто он и что он, и способствует развитию его личности».
Автором метода комплексной сказкотерапии в России считается психолог Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. На её счету более 50 книг и проектов, посвящённых методике.
Пример терапевтической сказки
В сборнике терапевтических сказок, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы у дошкольников, есть история «Цветок по имени Мышиное ушко». Вкратце она звучит так:
На одной лесной поляне росли цветы, которые умели разговаривать. Однажды там появился новый цветок — на тонком стебельке, с маленьким нераскрывшимся бутоном. Звали его Мышиное ушко.
Другие цветы смеялись над ним, говорили, что он похож на обычную траву, никто не хотел с ним играть. Цветок чувствовал себя одиноким. Ему сделалось так грустно, что он начал увядать. Вдруг пошёл дождик.
«Надо собрать все свои силы, чтобы мой бутон распустился и они увидели, что я тоже цветок», — подумал Мышиное ушко. Но ничего не произошло.
А на следующий день у него из бутона действительно появился цветок — очень красивый, не похожий ни на какой другой.
«Он стал лучшим украшением нашей лесной поляны», — сказали другие цветы и устроили бал в честь Мышиного ушка. Это стало возможным, поскольку цветок нашёл силы раскрыть свой бутон, и тогда все увидели, как он прекрасен.
Эта сказка рассчитана на детей 4–9 лет. Она помогает ребёнку раскрыться, почувствовать уверенность в себе, подружиться с другими ребятами в детском саду или школе. Однако использовать сказкотерапию могут и более взрослые ребята.
Какие проблемы детей можно решить с помощью сказкотерапии:
- эмоциональные трудности: страхи, тревожность, агрессия, неуверенность в себе;
- проблемы в поведении: непослушание, замкнутость, импульсивность;
- трудности в общении: конфликты с родителями, сверстниками, страх перед новым коллективом;
- кризисы возрастного развития: 3 и 7 лет, подростковый период;
- переживание травматических событий: развод родителей, переезд, смерть близкого, болезнь.
Принцип работы сказкотерапии:
- Идентификация. Ребёнок ассоциирует себя с главным героем, проживает его эмоции и учится справляться с трудностями.
- Метафора. При помощи волшебной истории ребёнок может выразить свои переживания, даже не осознавая их полностью.
- Безопасное проигрывание ситуации. В сказке можно проиграть пугающую или сложную ситуацию в воображаемой форме, это помогает снизить тревожность.
- Катарсис — освобождение от эмоций. В процессе слушания или сочинения сказки ребёнок проживает свои чувства и получает эмоциональную разрядку.
- Поиск решений. Через сказку ребёнок получает модели поведения, которые может использовать в реальной жизни.
«Важно вовлекать ребёнка в обсуждение, задавать вопросы: "Как ты думаешь, почему герой так поступил?"».
Юлия ЯкубовскаяДетский и подростковый психолог «Психологического центра на Волхонке»
Сказкотерапия по возрастам
- до 3 лет родители могут рассказывать короткие ритмичные истории, которые создают ощущение безопасности. Например, колыбельные сказки, потешки.
- 3–6 лет — в этом возрасте дети начинают активно включаться в сказочный мир, идентифицировать себя с героями. Важны сказки с моралью, которые помогают понять социальные нормы.
- 6–9 лет — дети осваивают принципы дружбы, справедливости, доброты, учатся анализировать поступки персонажей. Можно использовать сказки для решения конкретных проблем.
- 9–12 лет — в этом возрасте можно предлагать сказки с глубокими смыслами, дающими пищу для размышлений. Можно привлекать ребёнка к самостоятельному сочинению историй.
- 12 лет и старше — подростки работают не столько с традиционными сказками, сколько с притчами, мифами, легендами. Важно обсуждение смыслов, поиск аналогий с жизненными ситуациями.
«Методика подстраивается под возрастные особенности, но принцип остаётся неизменным: сказка используется для отражения внутреннего мира ребёнка и как средство познания себя», — говорит Юлия Якубовская.
На что обратить внимание родителям
Благодаря сказкотерапии можно выявить скрытые проблемы ребёнка.
- Резкая эмоциональная реакция на сказку. Ребёнок начинает плакать, злиться, тревожиться на определённых поворотах сюжета или в конкретные моменты. Это может указывать на глубинную проблему, которая требует более бережного подхода.
- Отказ от чтения или сочинения конкретной терапевтической сказки. Это может означать, что тема слишком болезненна для ребёнка.
- Ребёнок постоянно рассказывает истории про насилие, разрушение, проявляет агрессию. Это может указывать на глубокий внутренний конфликт.
- Идентификация с негативными героями. Ребёнок предпочитает отождествлять себя только со злодеями или трагическими персонажами. Это может говорить о внутренних страхах или низкой самооценке.
- Повторяющиеся тревожные мотивы. Ребёнок постоянно возвращается к одним и тем же пугающим сюжетам, например герои умирают или всё разрушается. Это может говорить о каком-то тяжёлом опыте.
«При появлении тревожных сигналов лучше обратиться к детскому психологу, который поможет разобраться в ситуации и подобрать корректный способ работы с ребёнком», — говорит Юлия Якубовская.
Сказкотерапия и лечение болезней
Нередко сказкотерапию используют и в больницах при лечении детей. Врач-педиатр Павел Бережанский рассказывает, что во времена коронавируса его «Сказ про Вирус с короной и Героев» помогал детям понять, что это за болезнь и как надо себя вести, чтобы не заразиться.
«У нас есть картина болезни в целом и то, как ребёнок сам её воспринимает. Правильная интерпретация сказок помогает достичь выраженного терапевтического эффекта. Мы на практике используем сказочный подход. Не зря у педиатров на столе всегда есть игрушки».
Павел БережанскийДоцент кафедры детских болезней Университета им. Сеченова, педиатр, аллерголог-иммунолог, врач-пульмонолог Морозовской больницы, главный научный сотрудник НИКИ детства Подмосковья
По словам доктора, сказка настраивает тяжелобольных детей на позитивный эмоциональный лад:
«Во время прослушивания сказки, когда добро побеждает зло, у ребёнка происходит связь между высшей нервной деятельностью и вегетативной нервной системой, которая регулирует все важные функции организма. Хорошая сказка должна нормализовать вегетативную систему. Это дополнительная терапия».
Главное
Сказкотерапия подходит для детей любого возраста: и для малышей, и для подростков. Она помогает прорабатывать проблемы, страхи и внутренние конфликты. Для этих целей можно читать уже готовую сказку, а можно сочинить свою. И необязательно идти к психологу: сказкотерапией можно заниматься дома со своими близкими. Важно, чтобы ребёнок ассоциировал себя с главным героем, проживал его эмоции и учился справляться с трудностями в метафорическом пространстве. Это поможет ему справиться с непростой ситуацией и в реальной жизни.