Цифровая зависимость у подростков: как вызволить детей из виртуальной ловушки
Гаджеты и соцсети. Из-за них подростки могут с головой погрузиться в виртуальный мир, не замечая ничего вокруг. Учёные заговорили о цифровой зависимости, которая распространена среди тинейджеров больше, чем зависимость от сигарет или алкоголя. «Рамблер» узнал у психолога, какие способы помогут родителям вернуть детей из онлайна в реальность.
Зависимость от соцсетей: что показало исследование
Группа немецких учёных под руководством Райнера Томазиуса из Немецкого центра по изучению зависимостей у подростков провела исследование среди детей в возрасте от 10 до 17 лет. Специалисты получили тревожные данные: у 25% подростков есть признаки патологического использования соцсетей. Это значит, что:
- Подросткам из-за пребывания в соцсетях не хватает времени на учёбу, хобби, занятия спортом.
- Соцсети заменяют детям реальное общение с друзьями и членами их семей.
- Возникают нарушение сна, тревожность и депрессивные расстройства.
- Подростки не могут сократить время пребывания в соцсетях, даже если осознают их вред.
Примерно у каждого пятого подростка (4,7% детей) наблюдаются признаки цифровой зависимости. Примечательно, что эта же группа учёных изучала зависимость детей от сигарет, спиртного и марихуаны. Результаты оказались скромнее: 3,1% для спиртного, 1,7% для сигарет и 0,8% для марихуаны.
Зависимость от гаджетов не болезнь
Зависимость от гаджетов или интернета официально не считается заболеванием. Её пока не включили в перечень диагнозов Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5).
Вместе с тем привязанность к гаджетам формируется через доставляющий радость дофамин. В этом случае специалисты советуют разобраться, почему единственным источником удовольствия для ребёнка остаётся гаджет. Часто это внутренние проблемы, конфликты в семье и другие сложности, с которыми можно и нужно справиться.
Как формируется дофаминовая зависимость
Алкоголь и наркотики напрямую воздействуют на центральную нервную систему, вызывая чувство эйфории и формируя зависимость. Соцсети, видеоигры и стриминговые сервисы работают иначе. Они активируют систему вознаграждения в мозге, заставляя человека снова и снова возвращаться к экрану.
Всё начинается с дофамина — нейромедиатора, который управляет чувством удовольствия и мотивацией. Каждый раз, когда подросток (и взрослый) получает лайк или комментарий, побеждает в игре или просматривает новое видео, его мозг выбрасывает дофамин. Это закрепляет поведение — подросток хочет повторить приятный опыт и берёт гаджет снова.
При этом нужно учитывать и особенность соцсетей. Они работают так, чтобы удерживать пользователя как можно дольше. Бесконечные ленты, автозапуск следующего видео, алгоритмы, которые подстраиваются под предпочтения, — всё это работает как цифровой крючок, на который легко попасть.
Почему подростки уязвимы к дофаминовой зависимости
Мозг подростка более пластичен, чем у взрослого. Он активно развивается. Особенно это касается областей, отвечающих за контроль над эмоциями. Именно в подростковом возрасте дофаминовая система вознаграждения находится на пике своей активности. Поэтому подросток:
- более чувствителен к удовольствиям;
- легче поддаётся отвлекающим триггерам;
- склонен к поиску новых впечатлений.
Как родителям понять, что у ребёнка зависимость от гаджетов
Присмотритесь внимательнее к своему ребёнку. У него проблемы, если он:
- проводит в интернете всё больше времени;
- начинает тревожиться без гаджетов (например, когда смартфон разрядился и нет возможности его зарядить в ближайшее время);
- стал хуже учиться;
- перестал заниматься спортом или забросил хобби;
- стал плохо спать;
- меньше общается с друзьями и членами семьи.
Что делать родителям
Психолог Клиники Фомина Ольга Пропубертат отмечает, что для начала родителям нужно разобраться, точно ли это зависимость, а не просто любовь к современным технологиям.
«Если ребёнок любит гаджеты, но ему дают телефон на час, он будет думать о нём остальные 23. И когда наконец разрешат — вцепится и не отпустит. Это не зависимость, это реакция на дефицит».
Ольга Пропубертатпсихолог Клиники Фомина
В первую очередь эксперт советует не пугаться и не «демонизировать» гаджеты:
«Телефон не зло, а инструмент, как ложка или как интернет-банк. Ваша задача не убрать гаджет, а сделать мир вне гаджета привлекательным».
- Не запрещайте, а договаривайтесь. Понаблюдайте, сколько ребёнку нужно времени, чтобы поиграть онлайн и остаться после этого бодрым.
- Интересуйтесь виртуальной жизнью ребёнка. Спросите, что он там делает. Часто это не игры, а переписка с друзьями, реализация, отдых и построение смыслов.
Ольга Пропубертат: «Любите ребёнка с телефоном в руке. Потому что если "я хороший только без экрана", то это условная любовь. А она и рождает настоящие зависимости — от алкоголя, от людей, от игры, от денег».
Как оказать ребёнку помощь, если у него есть зависимость от гаджетов
Поскольку сильное увлечение гаджетами не болезнь, справиться с ней может помочь не врач, а психолог. Причём, как подчёркивает Ольга Пропубертат, специалист не вылечит зависимость от телефона, зато поможет восстановить отношения с собой, с родителями, с окружающим миром:
«Если у ребёнка не складывается жизнь вне экрана, он уходит в гаджет не от интереса, а от боли, это как раз повод обратиться к специалисту. Ни в коем случае не тяните ребёнка за шкирку. Пригласите. Скажите: "Мне важно понять, как тебе помочь. Я сам(а) иду к психологу, потому что мне хочется, чтобы у нас с тобой было лучше. Хочешь — просто попьёшь с нами чай и уйдёшь. Без обязательств"».
Впрочем, поход к психологу не единственный вариант. Если подросток видит, что вы сами не сидите в телефоне, что ваш ребёнок вам интересен и вы открыты для общения, то, возможно, вы сами сможете понять причины, по которым он от вас отдалился. И найдёте способы увлечь его чем-то ещё, помимо гаджетов.
День без гаджетов: что это такое и как его провести с детьми
Главное
Гаджеты не зло, а инструмент, без которого современному человеку сложно. Важно научить детей использовать их осознанно, а не превращать в единственный источник удовольствия. Чем раньше родители заметят проблему, тем легче её решить. И конечно, важно уделять достаточно времени своему ребёнку, уметь интересно проводить с ним время в реальном мире.
Важные исследования
- Применение критериев ICD-11 для выявления патологического видеостриминга у подростков — о разработке и валидации инструмента для оценки расстройства, связанного с видеостримингом у подростков, на основе критериев ICD-11.
- Распространённость расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, среди подростков в Германии — о распространённости расстройств, связанных с употреблением алкоголя, каннабиса и никотина.
- Нейробиологические факторы риска проблемного использования социальных сетей — о влиянии структурных и функциональных характеристик мозга, автономной нервной системы на развитие зависимого поведения, связанного с социальными сетями.
- Нейровизуализация дофаминовой системы вознаграждения при употреблении наркотиков в подростковом возрасте — о возрастных изменениях дофаминовой системы, её пластичности при употреблении наркотиков и влиянии хронического употребления марихуаны на мотивационные процессы и поведенческие реакции подростков.